игры_эксперементирование
консультация на тему

Волгина Анастасия Валерьевна

Игры эксперементирования для любознательности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

В каждом маленьком ребенке:
И мальчишке, и девчонке-
Есть по двести грамм взрывчатки 
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Всё жевать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся, 
Трах – бабах… и нет его.
Каждый новенький ребёнок
Вылезает из пелёнок, 
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он ужасно огорчится, 
Если что-нибудь случится,
Если что-нибудь случится
В целом мире без него.

Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность и любознательность наших детей.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? ».

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.

Нужно предоставить детям возможность “действовать” с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

«Золушка»

Материалы: Прозрачные емкости с крышкой, ёмкости для круп, зёрна фасоли, гороха, гречихи.
Ход: Осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой: более крупные зёрна фасоли окажутся сверху; гречиха и горох провалятся вниз.

«Волшебный шарик»

Материалы: Воздушные шарики, скотч, зубные палочки, нитки.
Ход: Надуйте воздушные шарики. Наклейте на воздушный шарик с двух сторон по кусочку скотча и проткните шарик.

«Чудесное средство»

 Материалы: Емкость с водой, семена укропа, жидкость для мытья посуды.
Ход: В емкость с водой насыпать семена укропа (тальк, мука). Капнуть в середину немного жидкого мыла.

 «Цветок лотоса»
Материалы: Цветы из бумаги с длинными лепестками. Лепестки цветка при помощи карандаша закручены к центру, емкости с водой.
Ход: В емкость с водой опустите бумажные цветы и наблюдайте. Лепестки начнут распускаться.

 «Тонет не тонет»

Материал: Два апельсина, миска с холодной водой.

Ход: Взять два апельсина. Один из них почистить и положить оба фрукта в миску с холодной водой. Очищенный апельсин утонул, а не очищенный остался на поверхности воды.

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Именно они выталкивают апельсин из воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

«Глиняный холодильник»

Материалы: два стаканчика мороженного, две тарелочки, глиняный горшок

Ход: Два стаканчика мороженного. Один из них положите на блюдца и оставьте на столе. А второе мороженое накройте мокрым глиняным цветочным горшком. Через пол часа посмотрите. Мороженное в глиняном холодильнике не растаяло. Почему? Вода испаряется с мокрого горшка и уносит тепло. Поэтому мороженное под горшком будет оставаться холодным.

«Смерч в стакане»

Материалы: Стакан с водой, чайная ложка мелко листового чая.

Ход: Засыпать чай в стакан с холодной водой и быстро перемешиваем, вращая ложку против часовой стрелки. Чаинки будут закручиваться, собираясь в центре и формируя воронку смерча.

«Надуваем воздушный шар дрожжами»

Материалы: Воздушный шарик, бутылка, сухие дрожжи, сахар и вода, воронка.

Ход: В бутылочку засыпаем дрожжи, сахар, теплую воду и хорошо размешиваем до полного растворения. На бутылку одеваем воздушный шарик и для надежности фиксируем его изолентой или скотчем и оставляем в теплом месте. Через 20 минут воздушный шарик надуется. Почему так происходит? Дрожжи - это особые грибки, которые хорошо растут и размножаются в теплых, влажных условиях и в результате своей жизнедеятельности активно выделяют углекислый газ. Пузырьки этого воздуха мы видим в пышной выпечке и нашем воздушном шарике.

«Эксперимент с монетами»

Материалы: стакан с водой, монеты.

Ход: Наливаем полный стакан воды и опускаем в него монетки по одной. Вначале, кажется, что вода будет выливаться, по мере наполнения его монетами. На самом же деле вода поднимается над стаканом в виде купола и не выливается, сдерживаемая поверхностным натяжением. Последнее формируется на стыке двух сред: жидкой и газообразной. Молекулы воды плотно соединяются друг с другом, образуя своеобразную пленку на поверхности, которая и не даёт воде выливаться при постепенном наполнении стакана монетами.

          «Как отделить соль от перца?»

 Материалы: Лист бумаги, соль, черный перец, шарик.

Ход: Берем лист бумаги, на него насыпаем немного соли и немного молотого перца, перемешиваем. Надуваем шарик, трем его о шерстяной свитер - электризуем и подносим к листу бумаги с солью и перцем. Перец начинает с забавным звуком прилипать к шарику, а соль остается на листе.

«Смешивается - не смешивается»

Материалы: Стакан с теплой и второй стакан с холодной водой, акварельные краски, картон или пластик.

Ход: Берем холодную воду из-под крана и наливаем два стаканчика до верху. Добавляем краски в каждый стаканчик, например, синий и желтый, которые при смешивании дают зеленый.

Накрываем один стаканчик толстой картонкой, или лучше кусочком пластика или стеклом, но без краев, чтоб легко вытащить. Переворачиваем, накрываем другой стаканчик и вынимаем аккуратно картонку.

Смотрим - цвета практически не смешиваются.

Тоже самое проделываем с теплой водой, и смотрим как быстро цвета смешиваются!

«Химичим с желатином»

Материалы: Стакан, желатин, полиэтиленовый пакет, форма рыбки.

 Ход: Разведите желатин (на 1/4 стакана холодной воды — 10 г сухого желатина). Чтобы он лучше растворился, поставьте стакан в горячую воду. Затем вылейте желатин тонким слоем на полиэтиленовый пакет, дайте ему постоять на воздухе. Когда масса застынет, вырежьте из нее форму рыбки. Положите «рыбку» на промокашку и подышите на нее. Произойдет чудо: «рыбка» оживет и начнет изгибаться. Почему это происходит? Когда вы дышите, поверхность «рыбки» нагревается, и масса расширяется, а нижняя ее часть остается холодной, и «рыбка» как бы скручивается.

«Отпечатки пальцев»

Материалы: сажа, тальк, лист бумаги.

Ход: Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.

         «Облако в банке»

Материалы: Трехлитровая банка, железный поднос, кусочек льда.

Ход: Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень — 3—4 см), сверху прикройте банку железный поднос, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и снова возвращаются на родину.

«Умеет ли фольга плясать?»

          Материалы: Тонкие полоски фольги, расческа,

Ход: Разрежьте кусочек фольги на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам — и они начнут двигаться. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «—».

«Куда исчезает запах?»

           Материалы: Кукурузные палочки, банка, одеколон.

 Ход: Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры.

«Жизнь растений»

Материалы: Растение с широкими листьями (например, герань), два квадрата плотной бумаги.

Ход: Возьмите два небольших одинаковых бумажных квадратика (бумага не должна просвечивать). Прикрепите к листу растения с двух сторон друг против друга и оставьте так на несколько дней. Сняв квадратики, ребенок обнаружит, что на зеленом листе появился желтый квадратный отпечаток. Теперь мы можем сделать вывод, что для того, чтобы у растения были зеленые листья, ему необходим свет.

«Картофель в соленой и пресной воде»

Материалы: Банка с водой, картофель, соль.

Ход: В литровую банку с водой положите картофель. Он быстро пойдёт ко дну. А теперь выньте картофель, добавьте в банку 2-3 ложки обычной соли и размешайте ее. Снова положите картофель. Он не утонет, а останется плавать на поверхности. Оказывается, плотность соленой воды выше, чем пресной. Поэтому-то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

«Меняем цвет»

Материалы: Картофель, йод, вишневый сок, свекла, лимон

Ход: Возьмите разрезанную картофелину и пузырек с йодом. Капните на картофелину каплю йода и понаблюдайте, как изменится цвет картофелины. Объясните малышу, что в картошке содержится особое вещество - крахмал, именно поэтому получился синий цвет.

Капните на разрезанную картофелину вишневый сок, понаблюдайте за изменением цвета.

Возьмите свеклу и отожмите из нее немного сока в белое блюдце, возьмите лимон и также отожмите из него некоторое количество сока в другое блюдце. Добавьте в свекольный сок некоторое количество лимонного, перемешайте их и понаблюдайте за изменением цвета.

«Кипение без огня»

Материалы: Пластиковая бутылка 500мл, тарелка, питьевая сода, порошок лимонной кислоты.

Ход: Возьмите пластиковую бутылку 500 мл. Поставьте бутылку в тарелку или на поднос и налейте в нее некоторое количество воды. Насыпьте в воду1 столовую ложку питьевой соды, потрясите бутылку, теперь добавьте в раствор порошок лимонной кислоты. Начнётся бурное «кипение». Это «полезет» наружу углекислый газ, образовавшийся в результате взаимодействия соды и кислоты.

«Соляные кристаллы»

Материалы: Банка с водой, соль, шерстяная нитка,

Ход: Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-эксперементирования:"Мы делили апельсин"

Конспект игры экспериментирования с бумагой в средней группе "Мы делили апельсин"...

Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".

Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....

Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".

Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....

Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".

Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....

Игра - эксперементирование "Тонет - не тонет"

Конспект  НОД  с  детьми  раннего  возраста  от  2  до  3  лет...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...