СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Мельникова Ксения Владимировна

СТАТЬЯ 

"ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мельникова Ксения Владимировна

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Вводимые Федеральные Государственные Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста.

В развитие у дошкольников устойчивого интереса к исследовательской деятельности нам могут помочь-игры эксперементирования.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это, то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Предметный мир – совокупность вещей созданных для выполнения самых разных функций.

Качествами материала мы называем те особенности, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности материала, например, тверды, мягкий, гладкий.

Свойствами материала мы называем те особенности материала, которые вычленяются вследствие нарушения целостности материала, например, рвется, бьется, размокает.

Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму". Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не тольк­о услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Актуальность обогащения знаний о свойствах предметов у дошкольников обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования педагогического процесса в детском саду, направленного на оптимальное развитие личности ребёнка.

Таким образом в современной педагогической практике можно выделить следующие противоречия:

 1.        Противоречия между потребностями общества в детях с развитыми представлениями о свойствах предмета и между тем, что не все дети готовы к обогащению этих знаний.

2.        Противоречия между потребностью педагогов в новых методических разработках по ознакомлению со свойствами предметов детей старшего дошкольного возраста и малом количестве таковых.

3.        Противоречия между потребностями детей в ознакомлении со свойствами предметов и невозможностью ДОУ в полной мере удовлетворить эту потребность.

4.        Противоречия между потребностью использования игр-экспериментов в ДОУ и неготовностью воспитателей к этому.

Данные противоречия породили следующую проблему: «Каковы педагогические условия ознакомления со свойствами предметов детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-экспериментирований»

Объектом нашего исследования является процесс ознакомления со свойствами предметов детей старшего дошкольного возраста

Мы поставили перед собой следующую цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние использования игр-экспериментирований на ознакомление со свойствами предметов детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

1.Выявить первоначальный уровень познавательной активности детей шестого года жизни

2.Разработать ряд мероприятий с использованием игр-экспериментов.

3.Выявить уровень влияние игр-экспериментов на развитие познавательной активности детей шестого года жизни.

           Нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что игры-экспериментирования будут способствовать ознакомлению со свойствами предметов детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

 1.        Правильный подбор игр-экспериментов для ознакомления со свойствами предметов, которые будут соответствовать возрасту детей

2.        Если будет спланирована работа по использованию игр-экспериментирований в совместной деятельности детей и воспитателя

3.        Если будет использоваться в разные режимные моменты

4.        Если мы будем привлекать к процессу всех участников педагогического процесса

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы  выяснили, что методик на старший дошкольный возраст нет, но мы решили взять методики с младшего дошкольного возраста и из начальной школы и адаптировать под возрастные особенности детей.

Список литературы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya

2. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н.

Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

6. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. //

Вопросы психологии. 1985, №2.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воды. младший дошкольный возраст

В работе представлен практический материал по ознакомлению со свойствами воды детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами снега. младший дошкольный возраст

В работе представлен практический материал для ознакомления со свойствами снега детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами песка. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воздуха. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего возраста....

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

laquo;Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...