Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»
консультация (младшая группа)

Дементьева Екатерина Николаевна

«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_opredelyat_svoystva_predmetov.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»

г.Кстово  3 микрорайон   дом 27  телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

                                                     Подготовил воспитатель:

                                                            Дементьева Екатерина Николаевна

                                                 

г. Кстово, 2020 год

«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.

В младшем дошкольном возрасте ребенок знакомится со следующими свойствами: цветом, формой, величиной и т. д. Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в младшем дошкольном возрасте.

Дети второй младшей группы (3-4 лет, пришедшие ко мне, затрудняются в определении формы предмета, некоторых цветов, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, правильность исполнения и самостоятельность при выполнении математического задания.

Наблюдения за детьми показали, что дети путают цвет, форму, величину, обобщают предметы по выделенному свойству: все большие, все квадратные. Но основная масса детей затрудняется в высказываниях и пояснениях, почему ты так сделал. Дети различают 1 и много, но некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, а проявляют творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности Яна Н., Даша М., Юля К.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы:

Цель: Способствовать развитию математических представлений детей через ознакомление детей с цветом, формой, величиной предметов.

Задачи:

1) Способствовать развитию умения самостоятельно называть свойства предметов, фигур, выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, цвет и размер;

2) Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.

3) Развивать перцептивные (обследовательские) действия;

4) Воспитывать самостоятельность.

Свою работу по ознакомлению детей со свойствами предметов выстроили в 3 этапа:

Ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.

Закрепление знаний и умений детей при математических играх.

Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности

Прежде чем начать работу, мы организовали предметно-развивающую среду, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

В группе мы создали естественную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Ребят окружают игры,развивающие их мысль и приобщающие к практической деятельности (игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки, игры, «Лото», подбери по цвету, по форме и другие).

Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные).

В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.

После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы пришли к первому этапу нашей работы – ознакомлению детей с математическими играми и занимательным математическим материалом. Была поставлена задача развития у детей интереса к математическому материалу, дидактическим играм.

В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные психологом и математиком Дьенешем, для подготовки мышления детей и усвоению математики.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями. К таким действиям относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, логические операции «не», «и», «или». В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д. ,

Вначале работы большое внимание уделялось обследованию блоков (обведению пальцем, рисованию в воздухе). Привлекали внимание к блокам, используя прием их обследования осязательно – двигательным путем. Неоднократно обводя контур фигур указательным пальцем, привлекали детей к совместному действию и называли каждую фигуру.

Потом познакомили детей с игрой «Угадай цвет» или «Угадай форму» (выделение и название отдельных свойств блоков. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего («красный», «желтый», «синий») дети поднимают блоки названного цвета. Мы поняли, что они различают цвет. Использовали игровые ситуации, «разложили цветы по клумбам». Положили по цвету, потом по форме, сначала круглой, затем квадратной, потом треугольной. Мы раскладывали на полу все блоки. Инструкция: Все цветы перепутались, сбежали с клумб. В зеленой клумбе росли цветы красный, в желтой - желтые, в синей – синие. При данной игре по форме, Вика положила прямоугольные цветы в клумбу с квадратными цветами. Арсений сказал: «Здесь не живут эти цветы. Убери, здесь эти цветы не живут, они вон в той клумбе».

Затем перешли к игре «Давай познакомимся» (выделение и название объема свойств). Дети встают в круг (или парами, у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом, чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу. Если вначале полное имя блока могли давать дети высокого уровня, то впоследствии и остальные дети могли легко это делать. Когда они это усвоили, мы перешли к игре «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Детям очень нравилась эта игра. В результате наблюдений выяснилось, что они играют в нее самостоятельно. Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, мы стали их подводить к обобщению по двум свойствам и предложили ряд игр подобных названым играм, в которых предметы группируются по двум свойствам. Например, в игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие. Вначале работы классификация по двум свойствам вызывали большие затруднения у детей. После системного включения игр по двум свойствам, дети выполняли эти задания практически без затруднений.

Задачей второго этапа стало закрепление знаний и умений детей при математических играх.

Игровые приемы позволяют связать в единый сюжет игры с математическим занимательным материалом.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.

Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. Круглый блок похож на руль, стали использовать вместо руля в игре водитель. Красные, круглые похожи на пирожные, стали использовать в игре «Семья». Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок: какой формы, цвета платок, а косынка у Вари, какого цвета пальто, шапка и т. д.

Таким образом, использование детьми усвоенных в играх свойств предметов в различных жизненных ситуациях способствовал развитию у них восприятия и наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Параллельно с работой с детьми по развитию математических представлений мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.

При повторном обследование математического развития детей была видна положительная динамика математического развития детей, и безошибочное определение свойств предметов, легкое нахождение их в окружающей обстановке.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: Использование дидактических игр и игрового дидактического материала способствует познанию детьми свойств предметов. Результатами нашей работы стали

повышение уровня математического развития каждого ребенка;

развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур;

развитие умений детей обобщать группы предметов по 1 и 2 свойствам.

В результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают свойства предметов, находят отношения между предметами, а это и было целью нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...

Приобщение детей к здоровому образу жизни, путем использования здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста

Здоровьесберегающие технологии для групп раннего возраста, пример образовательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий....

Приобщение детей к здоровому образу жизни, путем использования здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста.

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена ВалерьевнаКонсультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».У детей 7 лет при подготовке к ш...

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...

Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....