Методическая разработка "Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе"
материал по логопедии (старшая группа)

Новикова Любовь Владимировна

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни  через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

Учитель- логопед: Новикова Л.В.

Чтобы звуки все на слух нам различать,

Чтобы безошибочно и грамотно писать,

Чтобы в школе не было проблем,

Слух фонематический развивать нам нужно всем.

  Выбранная мною тема призвана заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

 В этом возрасте у части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Если в этом возрасте не исправить звук, искаженный звук закрепится и исправить его с возрастом будет все труднее.

Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает» различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением.

        Развитие фонематического слуха является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями  речи. Нормальное развитие фонематического слуха имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

        Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. 

        Актуальность выбранной мною темы подтверждает ФГОС ДО и ФАОП ДО.

Особая значимость изложенной проблемы подтолкнула меня к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Использование игровых технологий в логопедической работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более результативным 

        В основу моей работы было положено методическое пособие Н.В.Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5до 6 лет», которая соотносится с задачами ФАОП ДО.

Игровые технологии я  отобрала из методических пособий  Н.В.Нищевой.         Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок в кабинете логопеда и  в группе, в которых имеется необходимый материал.        

Работа с детьми в нашем саду строится следующим образом в четыре этапа: 1 этап - Узнавание неречевых звуков 2 этап - Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру 3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу 4 этап - Воспроизведение и дифференциация слогов . Осуществляется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, дидактических игр, органично входящих в этапы занятий. 

        На первом этапе в процессе игровых технологий я развиваю у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствовали развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). Первоначально использовала игровые  упражнения такие как: «Кто что слышит?», «Волшебные мешочки», «Где позвонили?», «Транспорт», «Поставь по порядку» и др. на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы.

Далее детям предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и воспроизведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.

Большой интерес у детей вызвали игровые приёмы «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играю?», «Найди пару», так как их использование позволяло детям взять на себя определённую роль (ведущего, продавца), вступать в ролевое взаимодействие, в ролевой диалог, развёртывать ролевую игру по своим правилам, проявляя творчество и фантазию, а также умение взаимодействовать в коллективе.

Эти игры я  включала в содержание как подгрупповых, так и индивидуальных занятий.

        На протяжении второго этапа учу детей различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы ориентируясь на различную силу и тембр голоса. Игровые упражнения «Как произнёс слова Незнайка?», «Произнеси тихо (громко)», «Угадай, чей голос?» и т.д., учила  детей различать на слух варианты слов, произнесённые с различной высотой, силой, тембром голоса.

        Содержание игровых заданий постепенно усложняю, и в работу включаю речевые звуки. «В лесу», «Малыши» способствовали развитию речевого слуха, дифференциации слогов (слов) по силе, высоте голоса. Так, например, в игре «В лесу» я показываю детям картинку с изображением леса и говорили: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Детям предлагала инструкцию: «Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». За ширмой включала запись со  словом «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем я усложнила задание, показывала медвежонка и от его имени просила помочь найти маму, которая звала его: «Миша!», произнося это слово, меняла силу голоса. Дети определяли, далеко медведица или близко. В конце игры появлялась медведица и благодарила ребят. Для поддержания интереса к игре мы меняемся ролями, дети принимают на себя роль медведицы Мамы, Мишутки, учились «разговаривать» как животные. Эту игру мы использовали сначала на индивидуальном занятии, потом на подгрупповом.

Играя в игру «Три медведя» показываю детям картинки с изображением трех медведей: большого, среднего, маленького. Рассказываю сказку, произношу соответствующие реплики «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей миски? И т.п.» и изменяла силу, высоту, тембр голоса. Дети поднимали картинки, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса.

Так же играли в игры «Громко-тихо», «Высоко-низко», «Нарисуй звук», «Узнай, чей голос», «Покажи звук», «Близко-далеко», «Волк и зайцы».

 На протяжении третьего этапа учу детей  различать слова близкие по звуковому составу. В начале моей работы уже на диагностике небольшие трудности вызвали задания на различение слов, близких по звуковому составу у некоторых детей. Они долгое время не могли определить слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные, поэтому в игровых упражнениях «Будь внимателен», «Игрушка ошибается» я, сначала учу детей различать правильно и неправильно произнесённые мной слова. Это постепенно формировало у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Затем я усложняю игровые упражнения и предлагаю детям из трёх слов, отчётливо произносимое мной, назвать то, которое отличается от остальных по звуковому составу предложив игровые упражнения «Лишнее слово», «Внимательные ушки». Сначала предлагаю детям цепочки слов, состоящие из двух односложных и одного двухсложного слова, затем усложняла задания и увеличивала количество слов в слоговых цепочках, заменяя односложные слова двухсложными. Для поддержания интереса предлагаю игровые приёмы «Найди пару», «Исключи лишнее». Наибольший интерес вызвали игры с Незнайкой,  в упражнении «Незнайка запутался»  дети помогали Незнайке определить, на какое из названных трёх слов больше похоже четвёртое (мак-дом-ветка: слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка; совок-вагон-гном: дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток; ), учили Незнайку подбирать по картинкам сходные по звучанию слова. Изменяю правила игры, предлагая разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок. Играли в игровое упражнение «Продолжи стихи»: Аист Алику принес апельсин и (абрикос)и  др.

   Таким образом, мне удалось сформировать у детей восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи.

        Работа над фонетической стороной речи осуществлялась параллельно с работой по развитию фонематического восприятия на индивидуальных занятиях.

   На четвертом этапе у детей возникли небольшие трудности  при использовании игровых упражнений на дифференциацию слогов со стечением согласных звуков. Наблюдались ошибки в произнесении слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении, поэтому я в игровых упражнениях «Песенка Маши», «Поиграй на барабане и отсчитай слоги» учу детей  воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным (гласными) и разными гласными (согласными) звуками. Для поддержания интереса к заданиям на воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости - звонкости, твёрдости-мягкости, со сменой позиции согласных звуков в их стечении использовала игровые приёмы со счётами - «Отсчитай слоги», «Какой отличается?» и т.д. С большим увлечением дети выполняли задания «Не произноси лишний слог», «Без ошибок воспроизведи», так как в ходе игровых поручений дети становились Супер-героями, проявляя выдержку, волевые качества. Таким образом, количество ошибок при дифференциации слогов со стечением согласных звуков у  детей значительно уменьшилось, а у большинства детей не наблюдалось. Выполняя эти упражнения, у детей создавалась база для коррекции нарушения слоговой структуры слова.

        

        Наибольшие трудности у детей вызвали задания, направленные на дифференциацию согласных оппозиционных по глухости – звонкости, наблюдались в ошибки в произнесении цепочек слогов, поэтому я варьирую подобные задания «Поговори с инопланетянином», «Назови первый звук», «Научи Буратино», постепенно усложняя их за счет увеличения количества слогов в цепочке и усложнения слоговой структуры. Сначала предлагаю детям двусложные слоговые ряды, состоящие из прямых слогов, затем ввожу прямые и обратные слоговые сочетания со стечением согласных. Для предупреждения утомления, поддержания интереса предлагаю задания, используя разнообразные игровые приемы: «Мячик по руке катаем, дружно слоги повторяем» (элемент Су-Джок терапии), «Пройди по слоговой дорожке».

Таким образом, мне удалось достичь устойчивой положительной динамики.

        Пользуясь указанными  методами, применяю разнообразные приемы, непосредственно влияющие на развитие фонематического слуха у детей.

        С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию фонематического слуха  через игровые технологии провожу диагностику, которая выявляет положительные результаты работы в сравнении с предыдущими показателями.

        Федеральный государственный стандарт образования (ст.1.6) направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        Организуя работу с родителями, стараюсь показать, какую важность имеют игровые технологии на развитие фонематического слуха у детей. В работе с родителями применяла самые разнообразные формы работы.

        Было проведено анкетирование среди родителей воспитанников по развитию фонематического слуха, чтобы определить готовность родителей к сотрудничеству, умение взять на себя ответственность, компетентность в вопросах развития фонематического слуха у детей, определение форм работы с родителями по данному вопросу. Собранные таким образом сведения помогли подготовиться к родительскому собранию, правильно отобрать материал к мастер-классу, к проведению дня открытых дверей, оформить наглядную информацию.

                Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между учителем-логопедом  и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В нашей группе было проведено развлечение «Как Незнайка звуки похитил».

Невозможно представить себе работу по коррекции звукопроизношения без активного участия воспитателей и музыкального руководителя. Воспитатель включает некоторые виды упражнений на формирование фонематического слуха в свои занятия, дополнительно закрепляет во второй половине дня. А музыкальный руководитель также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, проводит логоритмические занятия во второй половине дня совместно с воспитателем. Взаимосвязь работы всех педагогов прослеживается также в подготовке детей к родительским собраниям, утренникам и др.

     Систематическое, многоплановое использование  игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...

Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....