Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Новикова Любовь Владимировна

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_lv_szhatyy_var_1.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городское методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности дошкольного возраста. Образовательный семинар по теме: «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе» Выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 109» Новикова Любовь Владимировна

Слайд 2

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр , формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета ( игры , сказки, спектакля). Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие моторики, ориентированных на устранение имеющихся у ребенка речевых дефектов или их сглаживание для полноценного освоения им образовательной программы. Фонематический слух- это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.

Слайд 3

Актуальность ФГОС ДО п.2.6. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ФАОП ДО 10.4.3.3. Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа ( с постепенным переводом умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза Вышеизложенное в полной мере доказывает актуальность выбранной темы. Было выявлено противоречие между уровнем фонематического слуха детей и готовностью дошкольника к дальнейшему обучению чтению, письму, грамоте. Анализ противоречия позволил сформулировать проблему: какие средства и игровые приёмы по развитию фонематического слуха дошкольника следует применять учителю-логопеду?

Слайд 4

Цель и задачи педагогической деятельности Создание условий для развития фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе - формировать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков - учить различать силу, высоту и тембр голоса учить различать слова близкие по звуковому составу - совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность обогатить развивающую предметно-пространственную речевую среду оптимизировать работу с родителями по развитию фонематического слуха детей посредством игровых технологий З А Д А Ч И Цель

Слайд 5

Соотнесение задач «Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет » ФАОП ДО Совершенствование фонематического восприятия, слуха , навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой - звонкий, твердый - мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук . В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 6

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда и в групповом помещении Уголок в групповом помещении Уголок речевого развития в кабинете логопеда Картотека игр на развитие фонематического слуха «Внимательные ушки» «Угадай и пропой гласный звук» «Цепочка» -«Четвертый лишний» «Логопедическое лото» «Назови первый и последний звук во всех словах» «Логопедические крестики-нолики» «Транспорт» «Поставь по порядку» «Найди пару» «Угадай, кто кричит» «Угадай на чем играю» «В лесу» «Три медведя» «Найди слово» «Исключили лишнее» «Незнайка запутался»

Слайд 7

1. Узнавание и дифференциация неречевых звуков 2. Различие высоты, силы, тембра, голоса, на материале одинаковых звуков 3. Различение слов близких по своему звуковому составу слогов, фонем Последовательность работы Этапы формирования фонематического слуха 4.Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Слайд 8

«Кто что слышит?» 1 этап Узнавание и дифференциация неречевых звуков «Угадай, кто кричит?»

Слайд 9

2 этап Различие высоты, силы, тембра, голоса, на материале одинаковых звуков «Близко-далеко» «Покажи звук»

Слайд 10

3 этап Различение слов близких по своему звуковому составу слогов Упражнение «Продолжи стихи» Упражнение «Найди пару»

Слайд 11

4 этап Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Назови первый звук» Упражнение «Поиграй на барабане отсчитай слоги»

Слайд 12

Методы и приемы развития фонематического слуха Практические: -дыхательные упражнения; -дидактические, словесные игры, игры на звукоподражание; Наглядные(информационно- рецептивный): - показ иллюстраций, картинок; -образец правильного произношения Словесные(репродуктивный): -упражнения на развитие речевого аппарата; -образец правильного произношения.

Слайд 13

Социальное взаимодействие ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - Родительское собрание «Фонематический слух- основа правильной речи» День открытых дверей. Демонстрация родителям, каким образом и по каким направлениям проводится работа с детьми на индивидуальных занятиях Матер-класс с родителями «Игры на развитие фонематического слуха в кругу семьи» Анкета для родителей по теме «Формирование фонематического слуха дошкольников старшей группы». Общение в мессенджерах Использование социальных сетей.

Слайд 14

Социальное взаимодействие ВНУТРИСЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Развлечение «Как Незнайка звуки похитил» ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий на развитие фонематического слуха в работе с дошкольниками»

Слайд 15

Социальное взаимодействие НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Уголок для родителей»

Слайд 16

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. 2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1022) 3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки : СПб.: Издательство «Лань», 1999 4. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. -Биробиджан: ОблИУУ , 2005 5. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников-М.: Школа-Пресс, 1999 6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000 7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях М.: Просвещение, 1991 8.Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте» СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2019 9. Нищева Н.В Играйка 9. Различайка : Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 10. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 11 . Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет»- СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2022. 12. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004 13. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-М.:Центрполиграф,2004

Слайд 17

Спасибо за внимание! Сайт МБДОУ «Детский сад № 109» Персональный сайт воспитателя Nsportal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Презентация "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

в данной презентации я старалсь показать на сколько важно развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста и как можно превратить обычные занятия в интересную игру...

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Презентация по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"

Отчет по теме самообразования "Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста посредством французского языка"...

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...