Главные вкладки

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
    материал

    Просекова Татьяна Геннадьевна

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

    Подготовила: Просекова Т.Г.

    Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    1. Повышение собственного уровня знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе вебинаров по теме самообразования.

    2. Использовать игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

    3. Оказание всесторонней помощи родителям по различным направлениям развития детей ОВЗ.

    4. Подготовить памятку для родителей по использованию нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ в домашних условиях.

    5. Подготовить выступление на методическом объединении на тему «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

    6. Подготовить и провести мастер - класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему «Игры для развития и коррекции».

    Актуальность.

    В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.

    В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам игротерапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

    «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький.

    Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

    Её задачи:

    Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

    Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

    характерные признаки предметов;

    • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

    • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

    • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

    В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

    В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

    У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

    Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

    Игры могут различаться:

    по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

    по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

    по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

    по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.

    по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

    Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.

    Используя игровые технологии в развивающе – коррекционной работе, я стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

    Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

    Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

    Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

    Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

    Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.

    Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в развивающе – коррекционной работе помогает детям раскрепоститься, у детей появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

    Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

    Развивающие игры Никитиных, игры для развития и коррекции «Магнитный лабиринт»«Сырный ломтик»«Сенсино»«Формидо», игровой комплект «Пертра», направлены на развитие логического и образного мышления.

    План мероприятий

    Содержание работы. 

    Примерный срок реализации.

    Способы достижения, результативность.

    Теоретическое изучение темы сентябрь, октябрь

    Изучение статей, брошюр, информации на сайтах систематически

    Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ систематически

    Электронное портфолио ноябрь

    Консультирование родителей январь

    Консультирование родителей по теме

    Курсы повышения квалификации январь - июнь

    Участие в конкурсах профессионального мастерства.

     Оформление конкурсных материалов

    Выступление на ГМО с анализом работы по теме самообразования, март Составление анализа работы

    Рекомендации коллегам по использованию игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ, апрель

     Составление практических рекомендаций по теме

    Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции»,  апрель Презентация «Игры для развития и коррекции»

    Реализация плана:

    1. Изучение методической литературы по теме самообразования.

    Изученная литература помогла освоить основы использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Следует отметить, что у детей с ОВЗ прослеживается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, особенности приема и переработки информации. Использование мультимедийных презентаций, интерактивной доски, игр для развития и коррекции позволяет активно вовлечь дошкольников в образовательный процесс, мотивирует и стимулирует познавательную и творческую активность детей. Применение ИКТ помогает создать на занятиях атмосферу психологического комфорта, пережить ребёнку ситуацию успеха.

    2. Практический этап.

    - Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ

    - оформление материалов для родительского уголка (оформление консультаций, памяток для родителей («Ребёнок и компьютер»«Компьютерная зависимость»«Гимнастика для глаз»);

    - оформление документации к аттестации,

    - составление и пополнение электронного портфолио педагога.

    - методическая работа;

    - ведение сайта, ведение блога педагога;

    - участие в сетевых сообществах (МААМ. ru ,социальная сеть работников образования nsportal.ru) ;

    - изучение новых методик;

    - дистанционные курсы повышения квалификации;

    - дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады.

    - консультации для родителей:

    «Самостоятельная двигательная активность дошкольников»«Растим ребёнка любознательным»«Что такое доброта?»

    - создание и совершенствование банка материалов методического и учебного характера (авторские презентации, интерактивные игры для детей 6 -7 –го года жизни, подборка гимнастики для глаз, конспекты НОД, картотеки дидактических игр);

    Результативность:

    - Пополнен банк мультимедийных презентаций по познавательному, социально – коммуникативному и художественно – эстетическому развитию.

    - Разработаны авторские интерактивные игры «Геометрические фигуры»«Овощи – фрукты»«Четвертый лишний»

    - Пополнена копилка игр для дошкольников

    - Оформлен материал для родителей: консультация «Компьютер и дошкольник», памятка «Упражнения для снятия напряжения глаз», буклет «Если ребёнок любит проводить время у компьютера…», памятка «Полезные сайты»

    - Участие в методических мероприятиях ДОУ и РМО педагогов – психологов.

    - Представление опыта работы по содержанию персонального мини-сайта

    - Участие в методических объединениях.

    - Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции».

    Вывод.

    Использование игровых технологий помогает педагогу - психологу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

    обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

    в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

    возбуждает живой интерес к предмету познания;

    расширяет общий кругозор детей;

    возрастает уровень использования наглядности на занятии;

    открывает широкие возможности для оптимизации деятельности педагогов и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;

    способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений в ходе игры);

    формирует, в определенной степени, сотрудничество между ребенком, педагогом - психологом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно- развивающей работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка с ОВЗ.

    +❤ В Мои закладки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»

    План работы по самообразованиюСоставила: учитель-логопед  МДОУ №18 Тарасова И.Г.Тема: «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»Цель: ...

    План по самообразованию "Использование игровых технологий на занятиях по английскому языку в ДОУ"

    План представляет собой этапы, цели и задачи, планируемые результаты и формы отчета о проделанной работе по данной теме....

    Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

    Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

    Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...

    Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми логопедической группы »

    Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

    Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...