СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.
материал по развитию речи (младшая группа)

Нестеренко Елена Александровна

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_razvitiyu_rechi_.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 3 «Ласточка»

СИСТЕМА РАБОТЫ

Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

Мегион 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Особенности развития связной речи детей 4- го года жизни……………….….. ……………………………………………………

1.2. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие связной речи детей......................

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Аналитический этап. Диагностика уровня сформированности связной речи у детей 4-го года жизни.

2.2 Подготовительный этап

2.3 Основной этап. Реализация системы

2.4. Заключительный этап……………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………

Введение

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

         Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.  Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи у детей выступило предметом исследования ряда психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, И.А.Синицина, Д.Б. Эльконин и др.)

Своевременное и правильное овладение ребенком связной речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой связной речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.  Развитие связной речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Елизавета Ивановна Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей), она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду.

Среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр и упражнений используются в этом процессе не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают именно игры.

При наблюдении за общением детей во время игр, а так же при проведении НОД  было отмечено, что у детей слабо развита связная речь, и порой дети не могут четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Поэтому пришли к выводу, что использование дидактических игр и упражнений для развития связной речи детей 4-го года жизни будет актуальным и эффективным. Однако, содержание РППС было не достаточным для организации данного вида деятельности. Поэтому встала необходимость систематизировать дидактические игры и упражнения, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей.

Цель: Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

Были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностику по определению уровня развития связной речи детей 4- го года жизни.

2. Подготовить условия для проведения работы и реализации системы по использованию дидактических игр и упражнений.

3.  Разработать перспективный план  по использованию   дидактических игр и упражнений с использованием

4. Провести работу по развитию связной речи детей 4-го года жизни с использованием дидактических игр и упражнений.

5. Создать партнерские взаимодействия   с родителями по развитию связной речи детей.

6. Определить эффективность работы.

1. Теоретическая часть

1.1. Особенности развития связной речи детей 4- го года жизни

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Поэтому для того чтобы связная речь хорошо и правильно развивалась, нужно развивать мышление.

Дети 4-го года жизни пользуются речью, легко вступают в контакт. Дети сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательная потребность увеличивается. Дети строят предложения из 4-5 слов. В этом возрасте дети еще с трудом самостоятельно рассказывают о событиях, которые видел. Дети говорят короткими предложениями, не всегда соблюдают последовательность в изложении событий. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития связной речи и других высших психических функций ребенка.

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: дети пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь», но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка», тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями.

Речь детей 4-го года жизни ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно ребёнку описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение.

Таким образом, на 4-м году жизни связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность, пересказ знакомой сказки возможен. Отсюда следует, нужно обращать внимание и обогащать словарный запас у детей.

1.2. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие связной речи детей

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связной речи лежит основная, коммуникативная функция языка и речи.

Развитие связной речи ребенка связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра и упражнения. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным способам и средствам общения, действиям с предметами. Игра как ведущая деятельность ребенка имеет большое значение для умственного, нравственного, физического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактические игры и упражнения играют важную роль в развитии связной речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета». Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

Суть речевых дидактических игр и упражнений: через игровые действия ставить детей в обстоятельства, которые требуют от детей нужного высказывания. А повторность среди участников позволяет ребенку посмотреть и оценить происходящее со стороны, в то же время находясь в центре событий. В процессе игр и упражнений говорящий меняет информационное поле, что позволяет приподнять свой речевой уровень.


Преимущества речевых дидактических игр и упражнений:

  • Обеспечение постоянной координации движений общей, мелкой, челюстно-лицевой, дыхательной мускулатуры, что позволяет совершенствовать психические процессы: произвольное и непроизвольное внимание, восприятие, память (эмоционально-образную, моторную, тактильную, речеслуховую, зрительную, рефлекторную), пространственный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию.
  • Речевые игры и упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию культуры речевого общения, культуры словесных обращений, активизацией и обогащением словаря, развитием связной речи, развитию самосознания, расширению кругозора, формированию мировоззрения и основ нравственных позиций.

Речевые игры и упражнения направлены на лексико-грамматические категории:
1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе
2. Изменения прилагательных с существительными по падежам
3. Практическое усвоение предлогов, изменение глаголов с помощью приставок
4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.
5. Составление сложных, распространённых предложений с союзами.
6. Подбор родственных слов.
7. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

Конечным этапом речевых игр является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений и свободное оперирование ею.

II.  Практическая  часть

2. 1.Аналитический этап

Цель: Определить уровень   развития связной речи детей   4-го года жизни.

Для выявления уровня развития   связной речи     использовали методику, разработанную О.С.  Ушаковой и А.Г. Арушаовой.  В ходе исследования была выбрана сюжетно-дидактическая игра, в которой воспитатель берет на себя роль и, участвуя в игре, создает такие ситуации коммуникации, в которых ребенок оказывается перед необходимостью либо вступить в диалог, либо прибегнуть к монологу для решения игровых задач. Все задания оценивались по баллам: З балла за полный и правильный ответ данный ребёнком самостоятельно; 2 балла получает ребёнок допустивший неточность и отвечающий по наводящим вопросам взрослого; 1 балл даётся ребёнку, если он не соотносит  ответы с вопросами  взрослого  , демонстрирует непонимание задания.  Эти оценки помогли   выявить уровни речевого развития: высокий, средний, низкий. 

        В диагностике участвовало 16 детей.

Результаты диагностики показали следующее:

Высокий  уровень- 0 детей

Средний уровень- 6 детей

Низкий уровень - 10 детей

Дети со средним уровнем развития связной речи, проявляют не сформированность самостоятельности, умений диалогической и монологической речи. Эти дети в основном умеют задавать вопросы, общаться в коллективе, пересказывают только с помощью взрослого. При выполнении заданий по составлению элементарного повествовательного высказывания из прошлого опыта и на составление вопросов испытывают затруднения. Ребенок составляет описательный рассказ из 4–5 предложений по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин, используя небольшое количество дополнений; составляет описательный рассказ по игрушке и повествовательный рассказ из 3–4 предложений только с помощью воспитателя.

Достаточно большой процент воспитанников оказался на низком уровне развития связной речи. Дети данной группы испытывали затруднения при обращении к взрослому с вопросами, в редких случаях опираясь на его помощь. Составление пересказа совместно со взрослым и повествовательного высказывания вызвало у них серьезные затруднения. При описании сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин ребенок составляет 2–3 не связанных друг с другом, состоящих из существительных и глаголов предложения; затрудняется при описании игрушки и составлении короткого повествовательного рассказа даже с помощью воспитателя.

Применение педагогической диагностики позволило детально увидеть те речевые умения, которые надо развивать у детей. Проведение диагностики в игровой форме позволило получить оптимальные данные по воспитанникам.

Таким образом, проведенное исследование уровня развития связной речи воспитанников 4-го года жизни в игровой деятельности показало недостаточно высокий уровень сформированности данных умений.

Чтобы выяснить  уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,   согласовать воспитательное   взаимодействие на ребенка,  родителям были предложена  анкета.

        Анкетирование  показало   из 16 опрошенных родителей  3 человек  имеют низкую степень информированности   о работе,   проводимой  в группе ,  по речевому развитию детей.   6 человек считают, что эта работа должна проводиться в более старшем возрасте.  7  человек не  проводят работу по совершенствованию  речи  ребёнка дома.  Отсюда  возникла необходимость  провести работу с родителями по повышению    их   компетентности  в  этом  вопросе.

   2.2 Подготовительный этап

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Приступили к реализации поставленных задач. Основной  целью   этого этапа  являлось определение содержания работы,  с соблюдением системности.

         Задачами этого этапа  было:

1. Составить перспективный план  по  развитию  связной  речи  с использованием дидактических игр и упражнений 

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду.

3. Реализовать мероприятия системы.

В итоге был составлен перспективный план для работы с детьми   на каждый месяц. 

На этом же этапе проводилась работа по организации предметно - пространственной развивающей среды: пополнен речевой уголок, оформлены  картотеки дидактических игр и упражнений. На данном этапе было изготовлено пособие «На полянке», «Сундук со сказками». Родителями была оказана помощь в изготовлении дидактических игр, таких как «Кто где спрятался?», «Лесной почтальон», «Что в корзинке».  На этом же этапе был составлен перспективный план для работы с детьми и родителями  на каждый месяц (см. приложение)

           Для  создания единого  педагогического пространства  и повышения  компетенции  родителей  в вопросах  речевого  развития  детей  было организованно родительское собрание «Дидактические игры и упражнения как средство развития связной речи  детей 4-го года жизни». В  родительском уголке была размещена консультация:  «Игры по дороге домой».

        

2.3 Основной этап. Реализация системы

Задачи: провести работу по повышению уровня сформированности связной речи детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

Работа основного этапа проходила последовательно и условно была разделена на несколько тематических блоков, связанных между собой:

1.Я отвечаю.

2. Я спрашиваю.

3. Я рассказываю.

Работа в первом блоке была направлена на формирование умения отвечать на вопросы целыми предложениями, употребляя предлоги и согласовывая существительные в роде, числе и падеже.

В этом блоке были использованы такие игры как «Лесной почтальон», «Лото», «Прятки», «Потерялись», «Домики», «Доскажи словечко», «Кто спрятался», «Чего не стало», «Где наши ручки» и др.

Второй блок «Я спрашиваю»

Задача обучения связной речи усложняется. Работа в этом блоке направлена на умение детей выделять основные признаки предмета, умение его описывать, загадывать про него загадки.

Были изготовлены и включены в работу дидактические игры «Что у меня в корзинке», «Что куплю я в магазине».

Так же использовали такие игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Не скажу, а опишу», «Угадай что загадал..»

Третий блок «Я рассказываю»

Работа в этом блоке была направлена на формирование умения выделять начало и конец действия и правильно называть их. Формировать умение логично выстраивать сюжетную линию повествования.

 «Что было бы, если бы…», «Шуточное письмо», «Разложи картинки», «Скажи что делает, и что будет делать», «Что делает Наташа», «Придумай рассказ», «Встань в круг», «Козлята и зайчик», «Закончи»

Данные игры включались в образовательный процесс в качестве нового и закрепляющего материала, в режимные моменты, такие как прогулка, подготовка к приему пищи, в умывание.

2.4. Заключительный этап

Задачи: Определить эффективность проведенной    работы.

Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что 4 детей находится на высоком уровне, 12 детей находятся на среднем уровне.

Дети с высоким уровнем сформированности связной речи самостоятельно составляют развернутый описательный рассказ по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин с использованием дополнений; дети способны описать игрушку, составив краткий описательный рассказ из 4–5 связных предложений, могут составить с помощью педагога повествовательный рассказ. Активно сопровождают речью свою деятельность.

Дети со средним уровнем развития связной речи так же составляют описательный рассказ из 4–5 предложений по сюжетной иллюстрации и серии сюжетных картин, при этом испытывают не большие затруднения. Дети составляют описательные рассказы по игрушке и повествовательный рассказ из 3–4 предложений, но только с помощью воспитателя.
         

Заключение

По итогам контрольной диагностики, можно сделать вывод о том, что работа по развитию связной речи у детей 4-го года жизни посредствам использования дидактических игр и упражнений оказалось эффективной. В ходе нашей работы дети стали проявлять больший интерес дидактическим играм. Дети чаще стали проявлять инициативность в общении со взрослыми и сверстниками.

Достижению   устойчивых результатов способствовало тесное сотрудничество с родителями, использование  различных форм работы с ними. Что и подтвердил анализ повторного  анкетирования.  Родители убедились в необходимости активного участия в развитии связной речи  детей. Стали с интересом относиться к предлагаемым играм.

     Полученные результаты  позволяют сделать вывод: использование дидактических игр и упражнений позволило  достичь успехов в развитии  связной речи детей 4-го года жизни. Результатом  целенаправленной и систематической работы,  стало повышение уровня развития   связной речи:

За  этот период  дети научились:

- четко и грамотно формулировать ответ на вопрос, используя предлоги;

- научились согласовывать существительные в роде, числе и падеже;

- научились описывать предмет или игрушку, выделяя основные признаки;

- научились выделять начало и конец действия и правильно называть их.

 

                                                             Список литературы.

1. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 9.

2. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – №           3. Зрожевская А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 42.

            4.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.

            5.Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

            6.Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.

            7.Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное

             воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.        

             8.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность,      

             1999. – 363с.

             9.Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием          

             диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи    

             детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.

10.Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.

11.Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.

12/Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Развивать представление о временах суток и их последовательности...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры».Презентация

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена ВалерьевнаКонсультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».У детей 7 лет при подготовке к ш...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....