РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Дорошина Ирина Геннадьевна

Развивать представление о временах суток и их последовательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predstavleniy_o_vremeni_u_detey_5.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

развитие представлений о времени у детей 5-го года жизни посредством предложенных дидактических игр

Наглядные игры

    1. «Найди правильно»

   Цель: Развивать представление о временах суток и их последовательности.

   Материал: Карточки с цветовыми обозначениями времени суток, картинки с разными видами деятельности человека на протяжении суток.

   Содержание: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен вид деятельности, характеризующий время суток, например вечер. Дети должны выбрать карточку с соответствующим цветовым значком (серый), поставить ее первой и далее расположить карточки с цветовыми значками в нужной последовательности.

 

 2. «Кто когда спит?»

   Цель: Развивать представления детей о временах суток – день, ночь.

   Материал: Картинки, на которых изображены: сова, медведь, волк, курица, кошка, собака, ночная бабочка, летучая мышь, 2 цветовые карточки с обозначением дня и ночи.

   Содержание игры: воспитатель выкладывает на стол карточку с цветовым значком, например, день, дети должны определить, какая это часть суток и выбрать карточки с теми животными, которые спят днем.

   3. «Раньше – позже»

   Цель: Развивать у детей осознания причинно-следственных отношений и руководствуясь этими отношениями, устанавливать порядок их следования.

   Материал: Несколько картинок, выставленные в беспорядке. Например: Дети несут саженец, копают землю, сажают дерево и поливают, дерево с маленькими листочками.

   Содержание игры: Дети должны разложить картинки в нужной последовательности.

   4. «Разложи правильно»

   Цель: Развивать у детей способность устанавливать временную последовательность изменения человека по возрасту.

   Материал: 10 картинок, на которых изображено изменение человека по возраст (девочки и мальчика)

   Содержание игры: Одному ребенку предлагается выбрать и разложить в правильной последовательности только те картинки, которые покажут изменения по возрасту девочки (малышка, дошкольница, школьница, женщина, старушка), второму ребенку - младенец, дошкольник, школьник, мужчина и старик. Победитель тот, кто разложит быстро и правильно.

   5. «Времена года»

   Цель: Развивать у детей представления об особенностях времен года.

   Материал: 4 большие карточки - временами года, 32 маленьких карточки, на которых изображены признаки каждого времени года, 4 призовые карточки.

   Содержание игры: Большие карты разделяют поровну между детьми (2-4 ребенка), призовые карточки откладываются, маленькие 32 карточки выкладываются вниз картинкой и перемешиваются. По сигналу участники должны выбрать из маленьких карточек те, которые относятся к временам года, изображенных на их картах. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее всех. Победитель получает призовую карточку.

   6. «Наш день»

    Дидактическая задача: закрепить знания детей о их деятельности в разное время дня.

   Материал: серия тематических картинок, последовательно изображающих весь день ребенка: утром дети встают, умываются, завтракают; идут в д/с; зарядка в д/с, завтрак, занятия (рисуют, слушают музыку и т.д.); прогулка; обед; дневной сон; свободные игры; идут домой; ужин дома (13 картинок). До начала игры дети рассматривают картинки, проводится краткая беседа, в которой дети вспоминают, как протекает день.

   Содержание игры: Картинки распределяются между участниками игры (поровну - по 2, 3, 4).

Первую картинку «подъем дома» воспитатель оставляет у себя и начинает рассказ: «Вова и Таня утром встали» - и кладет свою картинку на стол перед детьми - «Дети умываются» - продолжает воспитатель; ребенок, у которого находится соответствующая картинка, кладет ее справа от первой - «Дети дома завтракают» - и снова ребенок, у которого есть соответствующая картинка, кладет ее справа от предыдущей. Игра заканчивается, когда рассказано содержание каждой картинки. В дальнейшем дети сами составляют рассказ по картинкам в известной последовательности.

Наглядно-словесные игры

   7. «Что мы делали»

   Цель: Закрепление времени суток, развитие умения изображать разные действия.

   Содержание игры: Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий.

   8. «Распутай клубок»

   Цель: развитие временных отношений, развитие речи, мыслительных операций.

   Материал: 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, например:

Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.

Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.

Котенок размотал весь клубок.

   Содержание игры: Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.

   9. «Кто расторопней»

   Цель: Развивать представления детей о признаках времен года.

   Материал: 4 большие карты – времена года, маленькие карточки с признаками времен года.

   Содержание игры: Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие раздает поровну всем участникам игры. Затем он берет одну из карт, например, ту, на которой изображено время года лето, показывает ее играющим и говорит: «Все летние карточки ко мне». Играющие должны быстро найти среди своих карточек те, на которых изображены признаки лета и выложить их на стол. Если картинки подобраны правильно, ведущий откладывает большую карту и маленькие картинки к ней в сторону и показывает играющим следующую карту, например, осень. Если же играющий ошибся и положил неправильную картинку, ведущий возвращает ее. Тот, у кого к концу игры окажется больше картинок, считается проигравшим.

   10. «Что напутал художник»

   Цель: Развивать умение дифференцировать признаки времен года.

   Материал: Картинки времен года с неправильными нарисованными на них признаками времени года.

   Содержание игры: Детям предлагается рассмотреть картинки, подумать и сказать, какие ошибки допустил художник.

   11. «Назови все части суток»

   Цель:     сосредоточить    внимание    детей    на    объективных    показателях, символизирующих время (положение солнца, цвет неба и др.)

  Материал: 4 карточки: 1 - утро - голубое небо, виден край солнечного круга; 2 - день; 3 - вечер; 4 - ночь.

   Содержание игры: Показать детям карточки одновременно, выявить отличия. Поставить вопрос «когда это бывает?» Затем в парах с ними показать картинки с изображением характерной деятельности и попросить детей указать, что общего в картинках (какой цвет неба и т.д.). На основе всех этих признаков делается заключение об изображаемом времени.

   12. Когда это бывает?

   Дидактическая задача: Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

   Игровые правила: По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

   Игровые действия: Поиск нужной картинки.

   Содержание игры: На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер»,— говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

— Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

— Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно,— отвечает он.

«Ночь»,— говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят в детском саду.

   Так закрепляются знания детей о частях суток.

    Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

Словесные игры

   13. «Назови пропущенное слово»

   Цель: закрепление знаний о частях суток утро, день, вечер, ночь.

   Содержание игры: Воспитатель произносит предложения, пропуская названия частей суток.

   Например: «Мы завтракаем утром, а обедаем ...» Дети должны продолжить предложение (закончить его).

   14. «Части суток»

   Цель: Развитие представления о частях суток.

   Материал: Четыре картинки (утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа, подборка стихотворений и четыре обруча.

   Содержание игры: Педагог кладет на пол четыре обруча - домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением и сигналом, занимают нужный домик.

   Например: Встала баба снеговая в белом зипуне,

Но темнеет – вот досада! – Гаснет свет зари.

По домам ребятам надо, что ни говори!

(А. Барто)

Домик вечера

   15. «Что сначала, что потом»

   Цель: игры: Развивать мыслительные операции, речь, знания о временной последовательности.

   Содержание игры: Педагог называет несколько слов, например, семечко, росток, побег, бутон, цветок. Просит детей постараться запомнить эти слова и затем составить небольшой рассказ с этими словами в определенной последовательности.

   16. «Так бывает или нет»

   Цель: Закрепление признаков времен года, воспитание умение замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

   Содержание игры: Педагог говорит, что он будет рассказывать о каком либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» - и доказать, что бывает, и что не бывает.

«Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?»

   17. «Найди лишнее слово»

   Цель: Закреплять у детей знания о временных эталонах.

   Содержание игры: воспитатель называет по четыре временных эталона, дети находят один лишний и объясняют свой ответ. Например,

Осень, лето, суббота, зима. Лишнее слово – суббота, так как назывались времена года, а суббота – это день недели.

   18. «Так у нас. А у вас?»

   Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время — это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети — из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи.

   Игровая задача: Рассказать, как проходит вечер в семье.

   Игровые действия: обусловлены содержанием жизни в семье, умением совместно трудиться, читать, веселиться.

   Содержание игры: Воспитатель. У нас будет веселая игра «Так у нас. А у вас?». Каждый будет рассказывать о том, что вечером бывает у вас дома. Начну я: «После работы вечером все собрались дома и стали работать. Я — мама — повар, надела белый платочек и передник; папа — помощник, он стал чистить плиту.

   А Ася (девочка), Юра (мальчик) были поварята. Отгадайте, что делали поварята? (Дети высказывают разные предположения: чистили картошку, что-либо мыли и т. д.) Они помогали мне ломать длинные макароны, чтобы скорей сварились. После ужина я дала Асе и Юре по макароннике, папа развел мыло в блюдечке, и дети начали выдувать шарики. Вот было весело! Так было у нас. А у вас? Расскажите, про веселое, смешное, про что хотите».

   Так дети, играя, говорят о своих делах, о близких, говорят тепло и радостно. И такие игры лучше проводить именно в вечернее время.

   Эти игры очень важны для детей и помогают воспитателю увидеть, чем, какими интересами живут дети, каковы их отношения, взаимоотношения, что дорого ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа. Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования"

Научно - исследовательская работа.Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования" Время является регулятором не только различных видов деятельности,...

Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игр...

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений...

Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»

В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений...

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...