Научно - исследовательская работа. Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Научно - исследовательская работа.

Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет

посредством моделей и моделирования"

 

Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.

         Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.

         Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

         Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.

         Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.

         Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:

- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.

         Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.

3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.

4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

•теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

•эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6  лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны  модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.

Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.  

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;

4) проанализировать полученные результаты диагностики.

          Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

          Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени

 

 

 

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Высокий

-

-

6

42,9

Средний

12

85,7

7

50

Низкий

2

14,3

1

7,1

 

 

 Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.

 

Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"

Знакомство дошкольников со временем.  Модель «Спираль времени»       http://www.maam.ru/upload/blogs/b6bae04d8b101525084033406fd76e65.jpg.jpg

 

Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"

http://www.maam.ru/upload/blogs/03af2c6fab4ef0cd9c19106be643d049.jpg.jpg    http://www.maam.ru/upload/blogs/156366c70d78053cd2b0f69f353f629c.jpg.jpg               

Пример плоскостной модели суток

image

Примеры плоскостной модели «Календарь природы»

image             image

 

 

Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок)  - к низкому.

image

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_-_issledovatelskaya_rabota.docx543.91 КБ

Предварительный просмотр:

Научно - исследовательская работа.

Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет

посредством моделей и моделирования"

Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.

        Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.

        Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

        Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.

        Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.

        Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:

- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.

        Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.

3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.

4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
  • эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6  лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны  модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.

Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.  

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;

4) проанализировать полученные результаты диагностики.

          Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

          Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Высокий

-

-

6

42,9

Средний

12

85,7

7

50

Низкий

2

14,3

1

7,1

 Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.

Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"

Знакомство дошкольников со временем.  Модель «Спираль времени»       http://www.maam.ru/upload/blogs/b6bae04d8b101525084033406fd76e65.jpg.jpg

Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"

http://www.maam.ru/upload/blogs/03af2c6fab4ef0cd9c19106be643d049.jpg.jpg    http://www.maam.ru/upload/blogs/156366c70d78053cd2b0f69f353f629c.jpg.jpg               

Пример плоскостной модели суток

C:\Users\алексей\Desktop\диплом\detsad-15704-1395647728.jpg

Примеры плоскостной модели «Календарь природы»

F:\диплом\100_5142.JPG             C:\Users\алексей\Desktop\диплом\detsad-15704-1395649042.jpg

 

Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок)  - к низкому.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Статья по теме научно-исследовательской работы "Формирование временных представлений"

Анализ ключевых понятий по темеУмственная отсталость лёгкой степени (дебильность, лёгкая олигофрения, умственная субнормальность) – это наиболее распространённый вид снижения интеллекта у детей ...

Консультация для родителей и воспитателей. Тема: Развитие пространственных представлений через игры у детей подготовительной группы

         В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх...

Опыт работы Тема: Развитие основного вида движения - прыжков у детей среднего дошкольного возраста.

Развитие основного вида движения - прыжков у детей среднего дошкольного возраста....

Использование инновационных технологий в работе по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития старшего дошкольного возраста.

В статье раскрываются особенности использования инновационных технологий при формировании представлений о времени у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. К таким методикам относятся мнемотехника,...

Научно-исследовательская работа "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста"

Одной из задач интеллектуального развития ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с...