Статья по теме научно-исследовательской работы "Формирование временных представлений"
статья по математике (подготовительная группа)

Лакий Мария Юрьевна

Анализ ключевых понятий по теме

  1. Умственная отсталость лёгкой степени (дебильность, лёгкая олигофрения, умственная субнормальность) – это наиболее распространённый вид снижения интеллекта у детей (среди детей с нарушением интеллекта на дебильность приходится 70-80 % случаев) [9, с.25].
  2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – это учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития [23, с.114].
  3. Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) [31].
  4. Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. В неё входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи [34, с.213].
  5. Время – одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена её явлений и состояний. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами [35, с.103].
  6. Секунда – 1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц [35, с.709].
  7. Минута – единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд; промежуток времени такой протяжённости [35, с.357].
  8. Час – промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвёртая часть суток [35, с.877].
  9. Сутки – промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа [35, с.781].
  10. Неделя – единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней [35, с.403].
  11. Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от 28 до 31 суток); срок в 30 суток [35, с.352].
  12. Год – промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца – 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев [35, с.135].
  13. Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса [36, с.61].
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-(далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация) [39].
  15. Меры времени – секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, представляют собой определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей [41, с.3].
  16. Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Проводится педагогами – дефектологами, социальными педагогами совместно с медиками и психологами [42, с.22 ].
  17. Межпредметные связи – это есть процесс и результат создания непрерывно связанного единого целого [50, с.739].
  18. Чувство времени – способность без специальных приборов регламентировать свою деятельность во времени, точно прогнозировать затраты времени на планируемую работу [52, с.313].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir.docx314.13 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Анализ ключевых понятий по теме ВКР…………………………………………...3

Список литературы по проблеме научного исследования………………………..5

Конспект научного доклада  на научно практической конференции городского уровня по теме ВКР………………………………………………………………...11

Приложение

Анализ ключевых понятий по теме

  1. Умственная отсталость лёгкой степени (дебильность, лёгкая олигофрения, умственная субнормальность) – это наиболее распространённый вид снижения интеллекта у детей (среди детей с нарушением интеллекта на дебильность приходится 70-80 % случаев) [9, с.25].
  2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – это учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития [23, с.114].
  3. Умственная отсталость – состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) [31].
  4. Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. В неё входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи [34, с.213].
  5. Время – одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена её явлений и состояний. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами [35, с.103].
  6. Секунда – 1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц [35, с.709].
  7. Минута – единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд; промежуток времени такой протяжённости [35, с.357].
  8. Час – промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвёртая часть суток [35, с.877].
  9. Сутки – промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа [35, с.781].
  10. Неделя – единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней [35, с.403].
  11. Месяц – единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от 28 до 31 суток); срок в 30 суток [35, с.352].
  12. Год – промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца – 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев [35, с.135].
  13. Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса [36, с.61].
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-(далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация) [39].
  15. Меры времени – секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, представляют собой определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей [41, с.3].
  16. Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Проводится педагогами – дефектологами, социальными педагогами совместно с медиками и психологами [42, с.22 ].
  17. Межпредметные связи – это есть процесс и результат создания непрерывно связанного единого целого [50, с.739].
  18. Чувство времени – способность без специальных приборов регламентировать свою деятельность во времени, точно прогнозировать затраты времени на планируемую работу [52, с.313].

Список литературы по проблеме научного исследования

  1. Аблитарова А.Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Н.В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции (г.Санкт-Петербург, декабрь 2014 года). – С-Пб.; Заневская площадь, 2014 – С. 55 – 59.
  2. Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М.: 2006. – 187 с.
  3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2001. – 214 с.
  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
  5. Бардина Р. И. Психологические основы восприятия умственно отсталых школьников. – М.: Волтерс клувер, 2016. – 462 с.
  6. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:Просвещение, 2011. – 240 с.
  7. Воронина М.В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников // Дефектология. 1994. - №5. – С. 37-39.
  8. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1996. - №3. – С. 28-30.
  9. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  10. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  11. Дебильность // Медицинский справочник болезней [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasotaimedicina.ru/ diseases/zabolevanija_neurology/debility – (Дата обращения 04.08.2018).
  12. Диагностика пространственных нарушений у детей и организация работы. Сборник методических рекомендаций. – С-Пб.: «Детство – Пресс», 2000. – 265 с.
  13. Долгобородова Н.П. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / под ред. Н. П. Долгобородовой. – Л.: Титангиз, 1969. – 124 с.
  14. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Епифанцева Т.О. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2007. – 486 с.
  15. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. – М.: Просвещение, 1970. – 205 с.
  16. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  17. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М:Педагогика, 1981. – 160 с.
  18. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследования и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006. – 80 с.
  19. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
  20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 1988. – 285 с.
  21. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
  22. Ковригина З.Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения. // Начальная школа. – 1999. – №3. – С. 69-71.
  23. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
  24. Кузнецов Ю.Ф. Формирование ориентировки в историческом времени у учащихся вспомогательной школы при работе с пособием «Лента времени» // Дефектология. 2003. - №2. – С. 44-57.
  25. Кузнецов Ю.Ф. Работа с календарём природы и труда во вспомогательной школе // Дефектология. 1981. - №6. – С. 53-61.
  26. Кузютчева Е.В. Характеристика учащихся специальной (коррекционной школы) 8 вида по возможностям обучения. // Особые дети с особыми потребностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsportal.ru – (Дата обращения 10.09.2018).
  27. Лалаева Р.И. Предупреждение нарушений в овладении математикой у дошкольников: профилактика дискалькулии: учебно методическое пособие / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. – С-Пб: КАРО, 2007. – 136 с.
  28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  29. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей. / Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – Смоленск: Россиянка, 1994. – 128 с.
  30. Лубовский В.И. Специальная психология. / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
  31. Международная         классификация         болезней         10-го         пересмотра

[Электронный         ресурс].         –         Режим         доступа:         http://mkb-

10.com/index.php?pid=4380 – (Дата обращения 01.08.2018).

  1. Миронова А.Е. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Молодой учёный. Международный научный журнал. 2016. - №20 (124). – С. 710-712
  2. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах / Моро М.И., Пышкало А.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.
  3. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 400 с.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. – М.: Просвещение, 1999. – 385 с.
  6. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
  7. Перова М.Н. Математика: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Перова М.Н. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/  - (Дата обращения 03.08.2018).
  9. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
  10. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  11. Рябоконь А.Г., Старобина Е.М.,Стеценко С.А. Словарь основных терминов: Пособие для специалистов в области реабилитации больных и инвалидов. – Творческое объединение реабилитологов, 1997. – 80 с.
  12. Семаго Н.Я. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический комплекс/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. АРКТИ, 1999. – 238 с.
  13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 112 с.
  14. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: Аркти. – 2000. – 208 с.
  15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., дополн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  16. Таранова Л.В. «Время и часы» серия «Первые уроки»/Л.Таранова. – М.: Стрекоза, 2007. – 24 с.
  17. Тимофеева Н.М. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике / Н. М. Тимофеева, Г. Е. Сенькина; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Смол. гос. пед. ун-т. - Смоленск: Смол. гос. пед. ун-т, 2004 (Тип. СГПУ). – 72 с.
  18. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М.: Медицина. – 1973. – 392 с.
  19. Фрейеров О.Е. Лёгкие степени олигофрении. – М.: Медицина, 1964. – 224 с.
  20. Хасанов А.А., Маматкаримов К.З. Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса // Молодой учёный. Международный научный журнал. 2016. - №20 (124). – С. 738-741.
  21. Царёва С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе. – М.: Академия, 2014. – 493 с.
  22. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Асаdemiа, 2001. – 333 с.
  23. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – 343 с.
  24. Эк В.В., Гордеева М.Ф. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться часами // Дефектология. 1986. - №1. – С. 57-61.
  25. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В. Эк. – 2-е изд., перераб. – М:Просвещение, 2005. – 221 с.
  26. Юсупова А.М. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 205-209.

Конспект научного доклада на научно практической конференции городского уровня по теме ВКР

«Формирование временных представлений у учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках математики»

Уважаемые коллеги и присутствующие! В настоящем докладе нам бы хотелось представить результаты экспериментального исследования по проблеме повышения эффективности формирования временных представлений у учащихся 4 класса с помощью реализации межпредметных связей.

Для начала отметим актуальность заданной проблемы. Она определяется прежде всего тем, что с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому всеми программами предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение данного раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Временные представления имеют свои особенности, которые затрудняют их восприятие. Они менее конкретны, чем, например пространственные представления.

Процесс восприятия времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. В связи с вышесказанным, обучение детей в коррекционной (специальной) школе определению и пониманию временных представлений является достаточно актуальной проблемой и требует дополнительных способов поиска средств, для облегчения усвоения материала и его преподнесения. Одним из таких способов, по нашему мнению, является реализация межпредметных связей. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в процессе обучения, способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных  понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения.

Целью экспериментального исследования было создание, апробация и доказательство эффективности экспериментальной программы, направленной на формирование временных представлений у учащихся четвертого класса с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования состояли в следующем:

  1. Изучить теоретические основы формирования временных представлений.
  2. Подобрать методики и диагностики для определения актуального уровня развития понимания временных представлений.
  3. Выяснить актуальный уровень развития экспериментального класса.
  4. Разработать программу формирующего эксперимента направленную на формирование временных представлений у учащихся четвертого класса с легкой степенью умственной отсталости.
  5. Провести формирующий эксперимент.
  6. Доказать эффективность экспериментальной системы по формированию временных представлений у учащихся четвертого класса с легкой степенью умственной отсталости.

В нашем исследовании мы использовали арсенал теоретических, эмпирических и интепретационных методов.

Исследование проводилось в ГБОУ школе №627 Невского района города Санкт-Петербург. В исследовании участвовало 6 учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (2 мальчика и 4 девочки).

Экспериментальное исследование представляло собой последовательное проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

В констатирующем эксперименте использовались методы и приёмы обследования временных представлений, описанные в работах Т.Д. Рихтерман и Т.Д. Тарабариной. На основе работ данных учёных был составлен план исследования.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что сформированность временных представлений у учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости находилось на уровне ниже среднего. Имеющиеся временные представления отличались неустойчивостью, фрагментарностью, недифференцированностью, низким уровнем обобщённости, неточными представлениями о единицах измерения времени, их наполняемости. В частности было обнаружено, что дети не имеют представлений о месяцах. Значительные трудности испытывают при определении времени по часам.

По результатам констатирующего эксперимента была выявлена целесообразность проведения с учащимися 4 класса, имеющими лёгкую степень умственной отсталости, специальной коррекционной работы по формированию временных представлений с помощью реализации межпредметных связей.

Формирующий эксперимент был направлен на то, чтобы подобрать и апробировать комплекс уроков, направленный на формирование временных представлений у учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости. Проводимые уроки реализовывались с помощью межпредметных связей.

В частности, коррекционная работа по формированию временных представлений включала 10 уроков и проводилась в течении трёх недель. Работа осуществлялась на уроках математики, изобразительного искусства, трудового обучения, развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Эксперимент проводился в первой половине дня – в соответствии с расписанием названных занятий.

Программа коррекционной работы была разработана на основе анализа современной научно-методической литературы с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

За основу программы коррекционной работы мы взяли программу под редакцией В. В. Воронковой.

Стратегией проведения уроков было сочетание традиционных уроков и реализация межпредметных связей. На всех уроках, которые мы провели, формировались, уточнялись, закреплялись временные представления. Отдельное внимание уделялось тем понятиям, которые у детей были не сформированы. Так на уроках изобразительного искусства мы с детьми рисовали свой календарь природы, будильник. На уроке труда сделали свою модель часов. На уроке по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности была проведена работа по закреплению представлений о сутках, днях недели, календаре, благодаря использованию личного жизненного опыта детей. На уроках математики знакомились с часами, учились определять время по часам, делать вычисления используя те или иные меры времени.

Результаты контрольного эксперимента показали, что сформированность временных представлений у учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости находится на уровне выше среднего. Учащиеся точно имеют представления о сутках, днях недели, представления о месяцах, умеют пользоваться календарём, уверенно могут определить время по часам с точностью до 1 минуты.

Таким образов, в результате проведённого экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

  1. По результатам констатирующего эксперимента существуют особенности формирования временных представлений у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости – сформированность временных представлений находилась на уровне ниже среднего.
  2. Было целесообразно проведение с учащимися 4 класса, имеющими лёгкую степень умственной отсталости, специальной коррекционной работы по формированию временных представлений с использованием межпредметных связей.
  3. Сформированность временных представлений у учащихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости по результатам контрольного эксперимента находится на уровне выше среднего.
  4. Формирование временных представлений у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках математики протекает эффективнее при реализации межпредметных связей – гипотеза нашей работы подтвердилась.

В заключении хотелось отметить один интересный момент. По результатам проведённого экспериментального исследования, разработанная нами программа с использованием межпредметных связей показала большую эффективность. Однако в исследовании приняли участие всего 6 учащихся, что на наш взгляд  недостаточно для полноценной апробации программы. В то же время малая выборка исследования в нашем случае определялась тем, что для нас было принципиально важно провести лишь первоначальную апробацию программы для того, чтобы быть уверенными в правильности выбранного нами подхода в формировании временных представлений. Поэтому в качестве перспектив проведённого исследования можно обозначить дальнейшую и более широкую апробацию разработанной программы в повседневной деятельности учителей и дефектологов специальных (коррекционных) учреждений.

Спасибо за внимание!


Приложение А

(обязательное)

Апробация результатов научно-исследовательской работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.

В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...

Научно - исследовательская работа. Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования"

Научно - исследовательская работа.Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством моделей и моделирования" Время является регулятором не только различных видов деятельности,...

Статья на тему "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста."

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планир...

Статья на тему "Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность детей)

...Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представлени...

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"

Статья на тему "Развитие временных представлений у дошкольников"...

Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшей группы Тема "Научно-исследовательский центр"

Цель: способствовать осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания – для жизнедеятельности человека.Задачи:- развивать представление о поведении, сохр...