Научно-исследовательская работа на тему: Развитие творческого мышления дошкольников средствами арт-терапии
учебно-методическое пособие

Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir.docx87.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  

Развитие творческого мышления дошкольников средствами арт-терапии

Актуальность

В условиях постоянно меняющегося современного мира повышаются требования к различным качествам личности. Все чаще общество требует от человека творческого и креативного подхода к решению поставленной задачи. Сейчас все больше появляется творческих профессий. Дошкольный возраст – возраст, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период ребенок часто проявляет способность видеть что-то новое и необычное в том, что кажется обыденным для взрослого человека. Способности творчески мыслить развивается у ребенка уже в дошкольном возрасте и влияют на дальнейшую успешность в школьном обучении. Дошкольный возраст является сензитивным, поэтому целенаправленно развивать творческое мышление можно начинать в этом возрасте. Это подчеркивает актуальность в проблеме развития творческого мышления детей дошкольного возраста. Вопросами развития творческого мышления как инструмента, необходимого для развития личности, проявляли и проявляют отечественные и зарубежные исследователи. Психологи рассматривают творческое мышление не только как ключ к пониманию человека и его потенциала, способностей в области искусства и областей, непосредственно связанных с творчеством, но и как потенциал в других областях жизни. Ведь в современном мире растет конкуренция, уже в дошкольных образовательных учреждениях дети участвуют в различных конкурсах. В различных областях нашей жизни ценится творческих и неординарный подход к решению задачи. Изучением процесса мышления в отечественной науке занимались такие ученые, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др. В отечественной психологии трактовка мышления связана с представлением мышления как особого вида познавательной деятельности. Представители этого направления (А. Леонтьев, А. Брушлинский) утверждали, что способность мыслить 4 формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают внутреннюю психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. В теории умственных действий (П. Я. Гальперин) утверждается, что между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь, а процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты. Проблема творческого мышления освящена во многих научных исследованиях. В отечественной психологии вопросами творческого мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных психологов и исследователей, изучающих проблему особенностей и развития творческого мышления, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Э. П. Торранс приравнивал понятие творческого мышления к понятию креативность, считая, что она связана с процессом решения проблемы. Рассматривая творческое мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, сопровождающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [5, с. 81]. Объект исследования: творческое мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическая основа исследования: положения, выдвинутые в работах российских и зарубежных психологов С. Л. 5 Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Э.П.Торранса, Н.Вильямса и др. Методы исследования: теоретические – анализ психологопедагогической литературы; эмпирические – диагностика творческого мышления, формирующий эксперимент по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, количественный и качественный анализ результатов диагностики творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Список литературных источников

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
  2. Бокалина Н.А., Ряскина И.А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 451-453.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1996.
  4. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб., 2007.
  5. Копытин, А.И. Терапия искусством в системе образования // Школьный психолог. – 2011. – № 1.
  6. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. – 2000. – № 9.
  7. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10.
  8. Лич Д. Прикладной анализ поведения: методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 172 c.
  9. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М., 2001.
  10. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017. 207 c.
  11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2004.
  12. Пурин, В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учеб. пособие. – М., 2008.
  13. Тихомирова Ю.В. Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 562-564.
  14. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 10 с.
  15. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста: Академический проект, 2005. 334 с.

Объект исследования: социально нежелательные формы поведения дошкольников

Предмет исследования: арт-терапия как метод профилактики социально нежелательных форм поведения дошкольников

Характеристика степени изученности проблемы исследования

Психология современного детства XXI века существенно меняется под влиянием экономических и социокультурных факторов. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления, коммуникации современный ребенок имеет качественные отличия даже от ребенка, рожденного в 1990-х годах. По мнению автора, дети цифровой эпохи не хуже и не лучше сверстников прошлого века, они просто другие.

В результате многочисленных исследований выявлено, что становится все больше детей с недостаточной социальной и игровой компетентностью, с эмоциональными проблемами, на фоне которых они испытывают аффективную напряженность, чувство незащищенности, небезопасности. У многих из них отсутствует опора на ближайшее окружение — родителей и родственников, отмечается ограничение и/или формализация общения со сверстниками и детьми постарше. В связи с этим к периоду отрочества возрастает число детей с ощущением тревожности, одиночества, ненадежности существования, с утратой веры в позитивное будущее. Растет число детей с проблемами в социальном становлении и развитии, в приспособлении к быстро меняющимся условиям жизни. Всё это отражается в увеличении случаев социально нежелательных форм поведения у детей и актуализирует проблему профилактики и коррекции нарушений поведения как психолого-педагогическую, выстроенную на основе диалога взрослого и ребенка, диалога всех взрослых по поводу проблемного детского поведения.

Проблема социально нежелательных форм поведения, несмотря на накопленный опыт изучения «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» и других «проблемных» детей остается до сих пор одной из актуальных и малоизученных. Такая ситуация объясняется целым рядом факторов: деформацией институтов социализации детства и молодежи, обусловленной переходом к рыночной экономике. Речь идет, прежде всего, о смене приоритетов коллектива и личности в процессе обучения и воспитания, о существенной деформации института семьи в условиях нестабильности семейно-брачных отношений и безработицы.

Методы и методики исследования

Тест креативности Вильямса

 Тест Вертега «Круги»

Описание методов и методик исследования

 Тест креативности Торренса

Автор: О. В. Конькова.

Предмет диагностики: правдивое и неправдивое поведение.

Тип методики: экспериментальная ситуация.

Контингент испытуемых: дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика представляет собой экспериментальную ситуацию, включающую противоречие, которое должно быть отражено в сознании ребенка и разрешено им.

Оборудование: Текст описания методики; две одинаковые коробочки с находящимися в них пуговицами синего цвета; набор, включающий 5 красных, 5 синих и 5 зеленых пуговиц; конфета, видеокамера,протокол фиксации результатов.

Ход работы: Методика изучения правдивого–неправдивого поведения заключается в том, что экспериментатор рассказывает ребенку историю про Карлсона, который потерял пуговицу. Без красной пуговицы он не может запустить пропеллер и вернуться к себе домой на крышу. Ребенку предлагается помочь Карлсону найти пуговицу.

Перед ребенком лежат две одинаковые закрытые коробочки, в каждой из которых находится синяя пуговица и набор из разноцветных пуговиц красного, синего и зеленого цвета. Ребенку сообщается, что только он может помочь Карлсону, т. к. никто, кроме него, не может заглядывать в коробочки. Экспериментатор дает ребенку конфету и говорит, что ее можно съесть только при следующих условиях.

1. Можно открыть только одну коробочку.

2. Если ребенок откроет две коробочки, то Карлсон на него обидится и никогда больше не будет с ним играть.

3. Если ребенок увидит в коробочке пуговицу красного цвета, то он сможет оставить себе конфету, которую передал Карлсон.

4. Если ребенок увидит в коробочке пуговицу синего цвета, то он должен отдать конфету сверстнику, который будет ждать его в соседней комнате.

5. После того как задание будет выполнено, ребенок должен пойти в соседнюю комнату и рассказать сверстнику о том, сколько коробочек он открывал и какого цвета пуговицу увидел.

После того как ребенок получает инструкцию, экспериментатор выходит из комнаты на 2 минуты. Поведение детей тем временем фиксируется скрытой камерой. В отсутствие экспериментатора дети должны выполнить задание и пойти в группу. Затем экспериментатор сравнивает высказывания ребенка и его поведение, зафиксированное видеокамерой.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про Карлсона. Слушайте внимательно и запоминайте. Сегодня утром я повстречал(а) очень грустного Карлсона. И когда я спросил(а) у него, почему он такой печальный, он горько заплакал и сказал, что никогда больше не сможет летать, потому что потерял красную пуговицу, с помощью которой запускал свой пропеллер. А потом вдруг Карлсон перестал плакать и сказал, что ему могут помочь только два мальчика (девочки): ………(имена детей, участвующих в эксперименте). Но они должны сделать все так, как скажет Карлсон.

В дальнейшем для облегчения восприятия текста методики детям, принимающим участие в эксперименте, условно присвоим имена Женя и Ваня.

Карлсон передал две коробочки и несколько красных пуговиц. Вот они лежат перед вами (обратить внимание детей на две коробочки и набор разноцветных пуговиц). Это пуговицы, которые насобирал Карлсон, пытаясь найти свою пуговицу. Эти пуговицы очень похожи на ту, которую потерял Карлсон: они такого же красного цвета, такой же круглой формы, такого же размера, но они не обладают способностью запускать пропеллер.

Карлсон искал свою потерю везде, но так и не нашел. Остались только вот эти две одинаковые коробочки, в которые Карлсон не заглядывал.

А не заглядывал он в них потому, что ему нельзя открывать эти коробочки. Эти коробочки вообще нельзя открывать никому, кроме Жени. Вот Карлсон и просит вас: Женю, Ваню – помочь ему найти пуговицу».

Экспериментатор сообщает детям, что им Карлсон передал конфеты: но чтобы их получить, каждый должен будет выполнить определенные задания.

Задание для первого ребенка (Жени): «Ты, Женя, будешь искать красную пуговицу в коробочках. Только ты, Женя, может заглядывать в коробочки. И только ты будешь знать, какого цвета пуговица лежит в коробочке. Но ты, Женя, сможешь помочь Карлсону найти пуговицу и получишь конфету, только если выполнишь все условия, о которых говорил Карлсон:

1) можно открыть только одну коробочку;

2) никто, кроме тебя, не может заглядывать в коробочки, поэтому ты должен рассказать Ване, какого цвета пуговицу увидел; Ваня в это время будет находиться в другой комнате и ждать тебя;

3) ты должен прийти к Ване и сказать, какого цвета пуговицу ты увидел;

4) если ты увидишь пуговицу красного цвета, то сможешь оставить себе конфету, которую передал Карлсон;

5) если ты увидишь пуговицу синего цвета, то должен отдать конфету Ване;

6) когда ты все расскажешь Ване, ты можешь пойти в группу.

Экспериментатор говорит, что Ваня должен пойти с ним в соседнюю комнату, остаться там и ждать Женю, который должен прийти и рассказать, сколько коробочек он открывал и какого цвета пуговицу увидел.

Задание для второго ребенка (Вани):

Ваня, ты должен задать Жене вопрос: какого цвета пуговицу он (Женя) увидел?

1) если Женя скажет, что увидел красную пуговицу, то он может оставить себе конфету;

2) если Женя скажет, что увидел синюю пуговицу, то он должен будет отдать конфету тебе.

Далее экспериментатор говорит: «Вы должны быть очень внимательны, потому что эти задания вы будете выполнять самостоятельно, без меня. Я должна пойти позвонить. Вы меня не ждите, выполняйте задание и идите в группу».

«Давайте повторим условия задания.

Начнем, Женя, с тебя. (В скобках приводятся ответы на вопросы экспериментатора, свидетельствующие о понимании инструкции методики).

1. Можно кому-нибудь находиться в комнате, когда ты будешь открывать коробочку? (Нет.)

2. Кто-нибудь, кроме тебя, может заглядывать в коробочку? (Нет.)

3. Какого цвета пуговицу ты должен найти? (Красного.)

4. Что ты должен сделать после того, как откроешь коробочку и определишь цвет пуговицы? (Пойти в другую комнату к Ване.)

5. Что ты должен рассказать Ване? (Какого цвета пуговицу я увидел.)

6. Если ты найдешь красную пуговицу, что ты сделаешь с конфетой? (Оставлю себе.)

7. Если ты найдешь синюю пуговицу, что ты сделаешь с конфетой? (Отдам Ване.)

8. Что ты сделаешь после того, как все расскажешь Ване? (Пойду в группу.)

А теперь повторим, что должен сделать ты, Ваня.

1. Что ты должен спросить у Жени? (Какого цвета пуговицу он увидел.)

2. Если Женя скажет, что увидел красную пуговицу, то что он сделает с конфетой? (Оставит себе.)

3. Если он увидит синюю пуговицу, то что он сделает с конфетой? (Отдаст мне.)

4. Что ты должен сделать после того, как Женя тебе все расскажет? (Пойти в группу.)

5. Тебе можно заглядывать в коробочки? (Нет.)

6. А мне можно заглядывать в коробочки? (Нет.)

7. А кому можно? (Только Жене.)»

Обработка результатов: Каждый проявляемый ребенком критерий, относящийся к правдивому–неправдивому поведению, отмечается знаком «+». Совокупность отдельных критериев определяет правдивое и неправдивое поведение.

Интерпретация результатов: В зависимости от сочетания отдельных критериев поведения ребенка определяется вид правдивого (дисциплинированное, недисциплинированное) и неправдивого (лживое и обманное) поведения, характерный для одной из четырех фаз дошкольного возраста.

Критерии

Правдивое поведение:

1) дисциплинированное правдивое поведение:

  • открывает одну коробочку,
  • не меняет пуговицы,
  • сообщает о том, что видел синюю пуговицу.

2) недисциплинированное правдивое поведение:

  • открывает две коробочки,
  • не меняет пуговицы,
  • сообщает о том, что видел синюю пуговицу.

Неправдивое поведение:

1) лживое поведение:

  • открывает две коробочки,
  • не меняет пуговицы,
  • сообщает о том, что видел красную пуговицу.

2) обманное поведение:

  • открывает две коробочки,
  • меняет синюю пуговицу на красную,
  • сообщает о том, что видел красную пуговицу

Бланк для фиксации результатов

Имя ребенка____________

Пол__________________

Дата рождения ______________________

Дата заполнения_____________________

Критерии поведения ребенка

Вид поведения

открывает одну коробочку

открывает две коробочки

Не меняет синюю пуговицу на красную

меняет синюю пуговицу на красную

сообщает , что видел синюю пуговицу

сообщает , что видел красную пуговицу

дисциплинированное правдивое поведение

недисциплинированное правдивое поведение

лживое поведение

обманное поведение

  1. Проективная методика «Кактус»

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Графическая методика Панфиловой М.А. «Кактус» проводится с детьми с 4-х лет с целью выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: на листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству?
  5. Если растет с соседом, то, какое это растение?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация: при обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов

Интровертированность — изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

  1. Анкета для родителей: диагностика СДВГ у ребенка

Дата: ______

ФИО ребенка: ____________________

Инструкция: пожалуйста, оцените поведение ребенка с помощью приведенного ниже опросника. При оценивании ориентируйтесь на наиболее типичное поведение ребенка на протяжении последних шести месяцев по сравнению с типичным поведением ровесников.

Обработка результатов и интерпретация:

0-8 баллов нет диагноза

9-17 нет диагноза

18-26 субпорог

27-43 СДВГ

Ключевые термины и понятия по теме исследования

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

  • В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
  • В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
  • В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины нежелательных форм поведения

Причины, вызывающие отклонения в поведении детей, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

  1. Медико-биологические причины- данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
  • врожденные;
  • наследственные;
  • приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

  1. Социальные причины - в первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

  • скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
  • потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
  • чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
  • эмоциональное отвержение;
  • гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

  1. Педагогические причины - зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

  1. Психологические причины- у детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной социально нежелательных форм поведения.

Арт-терапия как метод профилактики социально нежелательных форм поведения дошкольников

Арт-терапия является одним из эффективных путей профилактики и коррекции социально нежелательных форм поведения.

Наиболее эффективными в предупреждении социально нежелательных форм поведения и их коррекции является использование методов арт-терапии. Арт-терапия – своеобразное «лечение» искусством.

 Направлениями арт-терапии являются изотерапия, музыкотерапия, танецтерапия, пескотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, и другие. Арт-терапия подразумевает воздействие на человека и коррекция его поведения посредством музыки, живописи, танцев. Психолог в своей работе с лицами, имеющими отклоняющееся поведение, может использовать такие формы работы как: экспрессивные формы самовыражения через рисунок, танец, сказку.

Используя игровую форму работы, психолог помогает людям почувствовать атмосферу безопасности, интереса и, безусловно, эмоционального подъема, что очень важно при коррекции отклоняющегося поведения. Также психолог может использовать «технику свободных ассоциаций», которая помогает созданию визуальных образов и может привести к вытеснению отрицательных и негативных переживаний человека. В процессе арт-терапии человек может раскрыть в себе свои скрытые творческие способности и таланты, которые проявляются в творческой экспрессии.

Формы арт-терапии могут быть различные: индивидуальные, групповые и коллективные. Каждая из форм по-своему эффективна, поскольку при индивидуальной форме работы прорабатывается конкретные проблемы отдельного человека, при групповых и коллективных формах происходит отработка способов взаимодействия, правильного поведения в той или иной ситуации, выражение себя. Арт-терапия является одним из эффективных путей профилактики и коррекции социально нежелательных форм поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Развитие логического мышления дошкольников по средствам математических игр»

опыт работы по развитию логического мышления у дошкольников за 3 года...

Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"

В современном образовании остро стоит задача воспитания творче­ской личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных за­дач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Доклад на тему: "Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»         План по самообразованию Тема: &laq...