Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
опыты и эксперименты по рисованию

Мальцева Марианна Сергеевна

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Обобщенный  педагогический опыт работы по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

http://lamcdn.net/the-village.ru/event-image/g6iG5PpNR0NF18b9OQdZ8Q-poster.jpg

Подготовила

 педагог-организатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

Введение

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным  мышлением и  способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Условия формирования опыта

Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, многие  педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку  нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности с помощью  нетрадиционных техник рисования, которые  позволяют, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающие ребенку свободу и вселяющие уверенность в своих силах.

Идея опыта: Развитие и  формирование у детей  дошкольного возраста творческих способностей и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Цель развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.       

Задачи:

Выявление уровня творческих способностей в художественном творчестве детей.

Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Познакомить   детей  с  разнообразием  нетрадиционных  изобразительных  техник рисования.

Развитие     у     детей      наблюдательности,      умения  видеть характерные   эстетические   признаки     окружающих     объектов.

Развитие у дошкольников познавательных и  творческих способностей через нетрадиционные  техники рисования.

Совершенствование  умений и навыков  в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.

Обеспечение участия воспитанников в конкурсах различного уровня по развитию детского творчества.  

 Теоретическая база опыта

Для  раскрытия детского творчества потенциал заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Занятия изобразительным творчеством могут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

Рисовать любят все дети. Они  радуются, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Часто отсутствие знаний и навыков быстро отбивает желание у ребенка рисовать, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения и обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, т к. они  эффективны на занятиях и создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Дошкольники  часто копируют предлагаемый им образец, они боятся внести какие-либо изменения, боятся испортить работу. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора и  удовлетворения его любопытства.

Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников

Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок».

.Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография -2».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2.

О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко  «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

Е. Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников».

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин  «Увлекательное рисование методом тычка».

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

 Актуальность и перспективность опыта.

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие творческие возможности и чувства, которыми наделяет нас природа, находятся в скрытом состоянии  или остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

1. Любые преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2. Сформированного уровня воображения требует дошкольное обучение: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть  готовым предвосхищению возможных изменений.

3. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний выступает -воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без  воображения.

4. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Анализ результатов  диагностических исследований выявил ряд проблем в организации работы по  развитию воображения посредством нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Проблемы:

  • Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов.
  • Наблюдения за работой детей с изобразительными материалам показали, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании не  плохой. Однако, в работах детей - не было фантазии и творчества.
  • Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми.
  • Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества проектная деятельность, позволяющая создать взрослых. Реализация проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Новизна опыта

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются  редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования  дошкольных учреждений, внимательным и заинтересованным в развитии детей родителям, воспитателям

Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный педагог дополнительного образования дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подборе оборудования и материалов;
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
  • разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Технология опыта

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Работа строится на следующих принципах:

  • Принцип перехода от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и фантазию;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работая в этом направлении, педагог убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам изобразительно деятельности по возрастам.

Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческих способностей у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому свою работу  начинаем с развития мелкой моторики рук.

В рисовании дети овладевают навыком техники рисования пальчиками, ладошками, тычком, ватными палочками и техникой резервирования. Что касается последней техники, это совместная деятельность педагога и детей. Педагог рисует образ свечой или восковым мелком, а дети закрашивают широкой кистью. Рисунок проявляется, для детей это - чудо.

В среднем возрасте перед детьми раскрывается секрет техники рисованию штампами, которые сделаны из пробкового материала. Именно в этом возрасте можно говорить, что у детей появляется креативность в работах, так как накапливается определенный опыт владения некоторыми нетрадиционными техниками.  Ребята самостоятельно выбирают, чем им лучше рисовать: пальцем, кисточкой или ватной палочкой, для лучшей передачи образов. В этой же группе знакомятся с техникой рисования губкой.

К старшему дошкольному возрасту совершенствуется не только мелкая моторика рук, возрастает жизненный опыт ребенка. Он осознанно создает вопросы «откуда?», «Как получают?». Это период экспериментаторов, и здесь следует учитывать их интересы. Происходит знакомство с тем, как можно самостоятельно получить акварель, гуашь, масленые краски. Смешивается цветной мел с водой, маслом или клеем, получаются нужные материалы. Также проводятся  опыты по смешиванию, например, гуаши разного цвета прямо  на листе бумаги  (синяя +желтая, получается ярко-зеленое поле, добавить ромашки – получается красивый летный пейзаж). На данном этапе знакомят с техникой рисования по мокрому слою и техникой отдельных пятен, дорисовывая тонкой кистью элементы, получаются красивые зимний, осенний, весенний пейзажи. Очень нравится детям при получении цветной мыльной пены получать на бумаге её отпечатки, и в этих отпечатках они видят разные образы. Обводят эти образы карандашом, фломастером, дается воля фантазии.

В технике выдувания дети с  удовольствием узнают в весёлых кляксах человечков, цветы, деревья, насекомых - все, что видит детский глаз, детская фантазия.

    При обучении техники рисованию нитью, развивается творческое мышление, умение видеть образ, дорисовывать до нужного.

           Техника монотипии знакомит ребенка с законами симметрии и учит находить в своих кляксах образы (отражение пейзажа в реке, собаку, бабочку и так далее).  Ребёнок додумывает и дорисовывает то, что получилось.

 В 6 лет ребенок сам способен приготовить фон для своей будущей работы, например, с помощью крупной соли или мятой бумаги придать своей будущей работе определенную фактуру. Экспериментируя с разными материалами, ребенок знакомится элементарными законами физики, химии. Так, например, овладевая техникой граттаж, дети самостоятельно готовят фактурный фон, а затем, с большим старанием, выцарапывают на поверхности свой сюжет.

Для того, чтобы дети черпали вдохновение, параллельно со знакомством с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, происходит их знакомство с произведениями знаменитых художников. Ребята начинают понимать тонкости пейзажной живописи, портрета. Большой вклад в развитие эстетического вкуса вносит посещение виртуального мира Русского музея с помощью ИКТ. Здесь дети видят полотна великих мастеров русской живописи и иконописи. Дети посещают картинную галерею.

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • музыкальное сопровождение и т. п.

 Методические технологии нетрадиционного рисования с детьми

1. »Печать от руки»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование «печатки»

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование «пёрышком».

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование «пальцем».

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

«Пуантилизм»

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

5. «Монотипия».

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом «тычка».

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. «Кляксография».

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. «Набрызг».

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над листом бумаги

10.»Оттиск поролоном»

Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Краска разбрызгивается на бумагу.

11.»Оттиск печатками из картофеля»

Техника рисования. Разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).

Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в мисочку с штемпельной подушечкой. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

12. »Граттаж».

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

13. Рисование «мыльными пузырями».

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги приложить  к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

14. Рисование «мятой бумагой».

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

15. «Ниткография»

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

16. «Пластилинография». Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

 В работе с родителями  для установления доверительных отношений провожу консультации и беседы, мастер-классы, развлечение, дни открытых дверей. Ребёнок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать, думать и рисовать. Сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями, устраиваем различные выставки совместных творческих работ, конкурсы, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние.

 

Результативность опыта

Творческий процесс научил детей открывать что-то новое,  исследовать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Процесс развития дошкольников во всех видах творческой деятельности, сохранение навыков, которые помогут в будущем совершенствовать их потенциальные возможности, является результатом работы

В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подборе оборудования и материалов;
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Опыт работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими с...

Статья на тему: Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Статья на тему:Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015350","attributes":{"alt":"","cla...