Главные вкладки

    Материал по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_ped.opyta_.docx769.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад 5 г Лебедянь  

    Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    воспитатель: Дмитриева Ксения Владимировна

    г. Лебедянь 2016г.

    Дмитриева Ксения Владимировна

           

    Дата рождения:  17.04.1979г.

    Образование: высшее, в 2003г. окончила Елецкий государственный педагогический Университет им.Бунина

    Прохождение КПК:  2016г.

    Стаж педагогической работы  - 17лет, воспитателем - 13лет.

    Уровень квалификации: первая квалификационная категория.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Условия возникновения и становления опыта _______________________ 3

    2. Актуальность опыта  ___________________________________________ 5

    3. Ведущая педагогическая идея  ___________________________________ 7

    4. Теоретическая база опыта  ______________________________________ 8

    5. Новизна опыта ________________________________________________11

    6. Технология опыта _____________________________________________12

    7. Результативность ______________________________________________19

    8. Адресная направленность  ______________________________________21

    9. Библиографический список _____________________________________22

    10. Приложение

    Условия возникновения и становления опыта

    Общение с искусством –

    одна из больших радостей жизни”.

    В.И. Сухомлинский

        Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

         В.А. Сухомлинский писал: “Ум ребенка - на кончиках его пальцев”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

         Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

         Начиная свою педагогическую деятельность, непосредственно как воспитатель, я столкнулась а альтернативной программой Т. М. Бондаренко (разработанной на основе программы "Детство") воспитания и обучения дошкольников. Точнее с разработками занятий по изобразительному творчеству, где часто использовалась нетрадиционная техника рисования. Мой интерес и желание детей, их эмоциональный подъем на таких занятиях, определили тему моей работы по самообразованию. Проанализировав детские рисунки и изучив методическую литературу, я сделала вывод, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Проведение занятий в разных группах натолкнуло меня на мысль: «А не создать ли дополнительную (кружковую) работу, с детьми дошкольного возраста, по овладению техниками нетрадиционного рисования?». Составила перспективный план работы по трем возрастным группам, выбрала тему для самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадициооной техники рисования».

      Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

    • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
    • Сформировать у детей технические навыки рисования.
    • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

    Актуальность и перспективность опыта

    ... Это правда! ну чего же тут скрывать?

    Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

    на бумаге, на асфальте, на стене

    И в трамвае на окне...

    Э. Успенский.

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

    Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

    Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

    • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
    • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
    • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
    • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

    Свою работу строю на следующих принципах:

    • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
    • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
    • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
    • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

    Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.  Поэтому  тему своего опыта и работы считаю актуальной.

    Ведущие педагогические идеи

    Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интелектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

      Познакомившись с методической литературой различных авторов, нашлось много интересных идей, которые определили цель, задачи, средства их достижения.

         Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    Задачи исследования:

    • Проанализировать современное состояние развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
    • Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
    • Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

    Задачи в работе с детьми:

    • - Развивать воображение и творческие способности детей.
    • - Обогащать и расширять художественный опыт детей.
    • - Побуждать ребенка экспериментировать.
    • - Поощрять и поддерживать творческие находки.
    • - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

    "Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова"

                                                                         Н.Н. Поддъяков

         В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых -  развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную  практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

         Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени.

           К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.

         Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    Теоретическая база опыта

          Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников общего творческого отношения к окружающему миру.

          Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование  структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

         Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или, наоборот, определяет развитие по готовым, проторенным схемам. И в этом аспекте было бы неправильно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества. Но это не ведет к развитию истинного творчества, формированию творческой личности.

          Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

         В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

         Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

    В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

          О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

    1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

    2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

    3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

    4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

    5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

    6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

    7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2

    8. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.

    9. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

    Новизна опыта

       Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между детьми и окружающим миром. Роль воспитателя - педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.

           Новизна опыта состоит в том, что бы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти "вдохновение" для творчества в окружающем мире .

           Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

           Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.                      

         Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

                                   Технология опыта

        Важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось. В связи с этим встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

    Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

    В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
    • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
    • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
    • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
    • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
    • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

    Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

    “Монотипия”,“Печатание листьями”,“Рисование нитками",“Печатание бумагой”,“Рисование мыльной пеной",“Рисование методом наката”,“Рисование с помощью соли”,“Рисование кляксами”,“Клеевая техника”,“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”,“Рисование ногами”,“Мятый рисунок”,“Рисование по стеклу”,“Рисование методом тычка",“Оттиск поролоном”

         Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

         Позднее учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию. Детям очень нравится этот способ рисования.

         В работе использовали рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

         Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: "Натюрморт из овощей", "Дары осени", "Растения в нашей группе","Галстук для папы" и др..    

          Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

          Учили детей рисовать тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику  используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый щенок» .

          В старшей группе мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: "Деревья смотрят в воду", "Ранняя весна" и др..

          Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

         Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада предлагалось  собирать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

      Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

        В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработано примерное перспективное планирование по рисованию  в трёх возрастных группах (Приложение 1.).

        Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

                               Результативность опыта

          В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

         Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

         Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

        Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. В начале каждого учебного года  проводилась диагностика, а так же в середине  выборочное диагностирование. Диагностические данные показали, что у большинства детей  благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития(средняя группа с 24% до 52% в 2014 - 2015 уч.г. и с 52% до 81% в 2015 - 2016 уч.г., старшая  группа с 21% до 41% в 2014 - 2015уч.г. и с 41% до 83% в 2015 - 2016 уч.г., подготовительная группа с 51% до 75% в 2014-2015г и с 75% до 96% в 2015-2016 уч.г. ) при отсутствии детей с низким уровнем освоения на момент выпуска.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

    Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

    • 1место - в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества "Зеленая красавица- 2014"  Овсянников Александр
    • 1место - в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества "Весенний букет" (2015г) Чученкова Александра
    • 3место - в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества "Весенний букет" (2015г) Кулагин Артем
    • 3 место - в районном конкурсе детского рисунка "Христос рождается-славите!" (2016г) Воронина Евгения
    • 2 место - в районном конкурсе детского рисунка " Мой родной город Лебедянь" (2015г) Болдин Кирилл
    • 3 место - в конкурсе рисунков "Природа наш общий дом" (2016г) Юрченко Иван

      Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

    Адресная направленность опыта

         Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

              Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

         Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

    - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    - подборе оборудования и материалов;

    - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

    - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

    Библиографический список

    • Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
    • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
    • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
    • Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    • Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
    • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
    • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
    • Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
    • Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
    • Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.
    • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
    • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
    • Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.
    • Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
    • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
    • Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.
    • Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

    Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

    Презентация опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

    В презентации представлен опыт работы по нетрадиционным техникам рисования на РМО....

    Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

    Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Использование нетр...

    Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

    laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

    Презентация опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

    Развитие творческих способностейдошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...