Опыт работы по теме «Развитие логического мышления дошкольников по средствам математических игр»
статья по математике на тему

опыт работы по развитию логического мышления у дошкольников за 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№71 «Зоренька» город Волжский Волгоградской области.

         

                    Опыт   работы по теме                  

«Развитие логического мышления дошкольников

                по средствам математических игр»

                                                                Составила: Полковникова Оксана Стефановна

                                           Волжский 2014

             

                               

                                 

      Одной из составляющих образовательной  области «Познание» является формирование элементарных математических представлений.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Моя педагогическая позиция - сформировать ключевые компетенции,  которые помогут успешно освоить курс математики.

Работу по формированию элементарных математических представлений я строю  в соответствии с Программой «Детство», которая  определяет разделы,  цель и задачи работы с детьми.

Математика – это один из трудных предметов для детей дошкольного возраста.

Для развития познавательного интереса к занятиям по ФЭМП я использую разнообразные методы и приемы, подбирая различный материал. Одним из эффективных средств побуждения у детей интереса к математике является дидактическая игра.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи интересно, привлекательно и доступно.

Программа «Детство»,  строит математическое развитие ребенка на основе развивающих игр, используя основной игровую технологию, тем самым перекликаясь с современной концепцией математического образования дошкольников.

Многие родители считают, что достаточно познакомить ребенка с цифрами, научить считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике в дальнейшем по новым программам этого не достаточно. Запас знаний быстро кончается, а вот не сформированность собственного умения продуктивно логически мыслить (то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании) приводят в дальнейшем     к проблемам с математикой в школе.

В то же время, я считаю, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Даже если он не был заранее обучен элементам школьной программы.

Логическое мышление – это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Что же такое логическое мышление?

Логические приемы умственных действий_- это сравнение, обобщение, синтез,  классификация, сериация, аналогия, систематизации, абстрагирование – в литературе так же называют логическими приемами мышления.

При организации специальной развивающей работы наблюдается значительное повышение этих процессов, независимо от исходного уровня развития ребенка.

Одним из главных считаю, это привить ребенку интерес к познанию. Для этого я провожу занятия в увлекательной игровой форме. В начале детей привлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.

Таким образом. В игровой форме прививая ребенку знания из области математики учу его выполнять различные действия, развиваю память. Логическое мышление, творчески способности.

Цель моей работы:

-развитие познавательной активности, логического мышления,

- развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению,

- развитие умственных способностей через логико-математические игры

-развивать наряду с математическим представлением и творческие способности, направленные на умственное развитие в целом.

Для развития логического мышления и решения поставленных задач в группе были созданы условия:

- создана соответствующая развивающая среда ( в группе создан уголок, где расположены развивающие игры),

- разработана модель педагогического процесса (перспективный план по данной теме),

- составлена картотека логико-математических игр,

- оформлена папка с рекомендациями для родителей.

При проведении логико-математичесих игр я использую следующие методы и приемы:

Игровые методы:

-вхождение в воображаемую ситуацию

-выполнение практических действий по получению необходимой информации

Диалогические методы

-беседа

-проблемные вопросы

-формулировка выводов

Методы обучения

-показ способа действия

-проблемная ситуация

-упражнения.

В своей работе я использую технологии А.Никитина, систему авторских игр с блоками Дьенеша, методику Кьюизенра

 При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.

В своей работе использую также математические упражнения, которые направлены на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе.

Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок я придерживаюсь приему от простого к сложному. В своей работе использую разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.

Детям от четырех до шести лет предлагаю упражнения на составление фигур из счетных палочек . Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями

В своей работе использую считалки, которые интересны и доступны детям. Данный материал использую при проведении занятий, подвижных игр, физкультминуток.

Огромную радость доставляют детям задачи на сообразительность. Начинаем решать с более простых задач, которые по мере освоения можно постепенно усложнять.

Для развития у детей математических представлений в своей работе использую занимательный материал, который подбираю исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.

В течение года, по мере освоения игр, я расширяю их ассортимент, вношу новые, более сложные, стараюсь разнообразить виды игрового занимательного материала.

. Год назад

прошла обучение и начала внедрять технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

 . Меня заинтересовали игры:

1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

2. Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

3.Игры можно использовать и без сказок, как часть  любого занятия  и для самостоятельной деятельности детей.

4. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

5. Игры всесторонне развивают детей.

  В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Работу по технологии В.Воскобовича я начала с младшей группы.

Провела беседу с родителями, рассказала о данной технологии, заинтересовала их. Был сначала куплен игровой комплекс «Коврограф ларчик» .

После адаптации детей,так как дети пришли из дома, минуя первую младшую группу, во второй половине года я начала использовать на занятиях по математике игры Воскобовича.

В младшей группе я попробовала играть в эти игры без авторских сказок, мне было интересно самой придумывать сюжет тем самым привлекая детей к игре. Дети с удовольствием подхватывали сюжет игры-занятия и постепенно усваивали предложенный материал.

Я использовала материал из «Ларчика».

1.Лепестки (эталоны цвета)

Очень интересное на первый взгляд простое пособие, которое я использовала для обучения счету, цвету, ориентировки на плоскости, я брала из пособий и  придумывала сама разные ситуации, чтобы детям было интересно:

- составляла с детьми различные цветочки с одним лепестком, двумя, тремя и т. д., считали их, запоминали цвета;

-они превращались в воздушные шарики, которые летали то вверх, то в низ, вправо и влево, считали их, называли цвет;

- они же были у нас головками веселых червячков длинных и коротких

-капельками радужного дождика, которые капали в определенной последовательности на дорожку, дети повторяли эту последовательность по образцу и под диктовку;

-листиками сказочного дерева, которые мы считали, собирали в корзиночки,  наз. цвет, где много, где мало;

-разноцветными мышками, носики которых смотрели то вверх, то в низ, вправо и влево;

-сокровищами, которые дети собирали в шкатулки, пересчитывали, сравнивали у кого больше, у кого меньше;

-обводили «лепестки» карандашами на бумаге и по разному раскрашивали: то это листик, то – мышка, то ежик и т. д.

2. Комплект «Разноцветные веревочки». Это пособие очень многофункционально. В младшей группе оно так же было очень интересно детям, на занятиях я использовала его так:

- это и длинные и короткие дорожки, по которым гуляли сказочные герои;

-смешные червячки которые любили ползать по - разному и дети отгадывали на что они похожи;

-разноцветная радуга после дождика;

-длинные и короткие ниточки к шарикам;

- разноцветные бусы, на которые кукла Маша с детьми накладывала различный счетный материал

-высокие и низкие волны, которые дети изображали сами,

развивая мелкую моторику рук, и отправляли в плавание кораблики;

-из веревочек выкладывали геометрические фигуры, простые формы - домик, солнышко, дерево и т. д.;

-сравнивали веревочки по длине, цвету – искали такую  же;

Детям были очень интересны манипуляции с веревочками, то как их можно приклеить и отклеить от коврографа, по разному накладывая.

3.Пособие «Разноцветные квадраты»

Я использовала для знакомства с цветом:

-детям нравилось строить разноцветные башенки, высокие и низкие, по образцу и самим придумать;

-«Разноцветные квадраты» были у нас вагончиками веселого поезда;

-образцами тканей для платья куклы Маши;

-сказочными цветочками, на которые садилась бабочка, а дети называли цвет;

4. Набор карточек «Забавные цифры» я использовала для знакомства цифрами. Дети быстрее запоминали цифру так как была ассоциация с животным из цифроцырка.

- найди героев Цифроцирка;

 -а что похож каждый герой?;

 -выход на арену ифроцирка;

-угадай, кто;

- у кого больше шариков;

-расставь веселых зверят по порядку;

5. Набор кружков на моих занятиях это незаменимый счетный материал. Детям очень нравиться отсчитывать кружки, группировать по цвету, размеру, приклкивать и отклеивать от коврографа.

Фонарики Воскобовича - интерсный материал для знакомства с геометрическими фигурами. Можно придумать столько сюжетов, и дети благодаря этому достаточно быстро запоминают название геометрических фигур и их особенности.

-из фигур я с детьми строила различные формы : домик, елочка, машина и т. д.

-играли в игры «Спрячь мышку», «Найди свой домик», «Закроим крышки в колодцах» «Чего не стало», «Почини фигуру»

Все эти пособия я использовала как по отдельности, так и в комплексе друг с другом.

В индивидуальной работе с детьми я использовала «Чудо крестики 1», «Двухцветный квадрат», «Чудо цветик».

 В процессе использования игр Воскобовича наблюдалась положительная динамика развития детей.

 В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры ; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.

К средней группе были приобретены «Игровизоры», «Квадрат Воскобовича 4-х цветный», «Математические корзинки-5», «Чудо крестики-2», «Геоконд», «Прозрачный квадрат». Составила план работы.  Начала постепенное знакомство детей с этими пособиями и использование их на занятиях.

Начала знакомить детей с героями фиолетового леса, авторскими сказками Воскобовича.

Дети с большим интересом отнеслись к данному материалу, с удовольствием занимаются на нем.

Пособия очень многофункциональны, я использую их в различных видах деятельности. Наблюдаю положительную динамику развития детей.

 Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота и незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач, а так же развитию логического мышления, они неоценимы в работе с детьми. Дети складывают, раскладывают, упражняются, экспериментируют, пробуют сочинять сказки , придумывают новых героев, оживляя их. Игры мобильны и многофункциональны, а самое главное увлекательны для ребенка. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.

Всю свою работу я веду в тесной взаимосвязи с родителями.

Взаимодействие сними строю на основе:

-установления доверительных отношений с родителями; открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

-обеспечение общей готовности к школьному обучению.

В ходе работы я использую следующие формы работы с семьей:

-индивидуальные (беседа, консультирование, анкетирование)

-групповые (групповые консультации)

-коллективные (собрание, дни открытых дверей, совместные праздники)

- наглядно – информационные (буклеты, ширмы, выставка творческих работ детей – и родителей, выставка книг по вопросам обучения и воспитания детей).

Родители часто обращаются за советом и рекомендациями. Входе бесед, консультаций даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр, о создании домашней игротеки; о том как важна увлеченность играми такого рода всех членов семьи, что является одним из условий развития детского интереса к умственному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие логического мышления у дошкольниклв посредством занимательной математики"

Материал представляет собой передовой педагогический опыт для использлвания в работе воспитателя...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"...