Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Васильева Людмила Владимировна

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_lichnogo_opyta.docx304.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

                                                       

                                                      Воспитатель Высшей категории Васильева Л.В

Интеллектуальное развитие дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития.. В дошкольном возрасте происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и  мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта.

В своей работе  я использую игры  различных авторов: Игры Кюизенера, блоки  Дьенеша, игры-головоломки, развивающие игры Воскобовича, Никитиных, "Головоломки со счетными палочками ", Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова.  "Игралочка" Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для детей 3-5 лет. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. "Раз- ступенька, два- ступенька" для детей 5—6 и 6—7 лет, которая  является частью непрерывного курса математики «Школа 2000...» Так же очень важна индивидуальная работа по логическим схемам. Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры –  Тагдам,  Монгольская игра , Сложи квадрат, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания более  сложного уровня.

Для развития интеллектуальных способностей я применяю  такую игру, как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.

… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

В индивидуальной работе я использую  логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано? ”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? ”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.25e1300b31fca757c52758275de4bfec-800x.jpg

 

В самостоятельной деятельности дети  предпочитают настольно-печатные игры, такие как «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки», которые развивают , восприятие, память, внимание и воображение. 

         1595c36002b9c8f6b70e1cc8120bfa92.jpgimg9.jpg

«Геоконт» – оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

ef57da10d9f6088d87322b48ae8d896e.jpg

Игра-головоломка «Листик» схематически напоминает форму листа сирени, состоит из 9 геометрических фигур. Игра позволяет из геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры.  В качестве образцов используются изображения реальных предметов.

Прежде всего, игра заставляет думать и размышлять. 

1089597679ae77e9c008f79197c1e49701.jpg

Игра «Сложи квадрат».

К игре можно приступать, рассортировав имеющиеся части по цветам: перевернув их на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить квадрат.

В процессе идет знакомство с формой и размером, цветом, соотношением части и целого.

6009848798.jpg

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

                                                       

                                                      Воспитатель Высшей категории Васильева Л.В

Интеллектуальное развитие дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития.. В дошкольном возрасте происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и  мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта.

В своей работе  я использую игры  различных авторов: Игры Кюизенера, блоки  Дьенеша, игры-головоломки, развивающие игры Воскобовича, Никитиных, "Головоломки со счетными палочками ", Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова.  "Игралочка" Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для детей 3-5 лет. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. "Раз- ступенька, два- ступенька" для детей 5—6 и 6—7 лет, которая  является частью непрерывного курса математики «Школа 2000...» Так же очень важна индивидуальная работа по логическим схемам. Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры –  Тагдам,  Монгольская игра , Сложи квадрат, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания более  сложного уровня.

Для развития интеллектуальных способностей я применяю  такую игру, как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.

… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)

- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)

В индивидуальной работе я использую  логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано? ”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? ”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

В самостоятельной деятельности дети  предпочитают настольно-печатные игры, такие как «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки», которые развивают , восприятие, память, внимание и воображение. 

         

«Геоконт» – оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Игра-головоломка «Листик» схематически напоминает форму листа сирени, состоит из 9 геометрических фигур. Игра позволяет из геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры.  В качестве образцов используются изображения реальных предметов.

Прежде всего, игра заставляет думать и размышлять. 

Игра «Сложи квадрат».

К игре можно приступать, рассортировав имеющиеся части по цветам: перевернув их на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить квадрат.

В процессе идет знакомство с формой и размером, цветом, соотношением части и целого.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.

Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

«Развитие логического мышления у детей через математические игры».

Мастер-класс «Развитие логического мышления у детей через математические игры». Был представлен на мо ДОУ....