Главные вкладки

    Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mbdou_znamenskiy_detskiy_sad.docx15.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

    Мастер-класс

    «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

                                                                               Подготовила: воспитатель

            Щербакова А.С.

    2018г

    Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша».

    Ход мастер-класса:

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». Выступление, я хочу начать  с того, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, поскольку в настоящее время, время быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность  творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми. И в своей работе по развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, я использую логические блоки Золтана  Дьенеша, венгерского профессора, математика. Почему я взяла для работы именно эти блоки? Я считаю, что главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить, играют развивающие игры. Блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного характера. Основная цель использования дидактического материала- научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Работу  с блоками можно начинать  с младшей группы. Я начала работу с ними с начала нынешнего учебного года. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, таких выражений, как «Такой же», «Не такой.» Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

    1.Покажите блок такого же цвета как этот.

    2. Найди блок такой же формы.

    3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

    4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

    5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

    6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д. Для игр с детьми младшей группы можно воспользоваться готовыми схемами различных предметов. Н, предлагаю Вам построить грузовик.

    Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

    В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий). И могут выделять 2-3 свойства предметов. Для развития логического мышления целесообразно предлагать дошкольникам составлять загадки с использованием карточек-символов. Для этого можно воспользоваться пустой таблицей 1х3 (или специальными заготовками). Выложите в квадраты два знака, например: толстая и круглая, а в третий ребёнок должен положить соответствующую фигуру из набора — толстый круг (цвет при этом не учитывается) и т.д.

    Также в  работе можно использовать  логические таблицы с блоками и играть с детьми в игру «Какой фигуры не хватает». Квадрат разделите на 9 частей, в 8 из них положите определенные значки или воспользуйтесь готовыми таблицами. Ребёнок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки. Когда дети хорошо запомнят  символы свойств фигурок, можно с ними поиграть в игру «Магазин». Карточки-символы — это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребёнка карточка с символом — большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак толстая фигура, то можно купить все толстые фигуры. Если в группе имеются более сильные дети, которые успешно справляются с заданиями, то можно им предложить более сложные игры, например,  рассели жильцов в домике», «Выложи дорожку» и т.д.

    Мы с вами разобрали некоторые  варианты  игр. Вы успешно прошли все задания. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка и развитию логического мышления у него.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

    Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

    Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

    1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

    Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

    Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

    МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

    Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

    Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

    Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...