Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
презентация по математике

Комарова Татьяна Владимировна

  Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Методика логических блоков Дьенеша не только способствует развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать, но и вызывает интерес к математике и обучению в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_blokam.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

  Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

   Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

  В своей работе по развитию и ФЭМП я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика», родившемся в 1916г

Методика блоков Дьенеша актуальна и сейчас поскольку одной из задач ФГОС является развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств детей, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Методика логических блоков Дьенеша не только способствует развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать, но и вызывает интерес к математике и обучению в целом.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре»,

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).

г) в самостоятельной  игровой деятельности (конструируют,   работают с альбомами, схемами, играют в настольно-печатные игры, организуют сюжетно-ролевые игры).

Игры с блоками Дьенеша можно разделить на несколько этапов.

  • конструирование и моделирование;
  • изучение цвета;
  • изучение форм;
  • изучение свойств;
  • сравнение, классификация и обобщение;
  • работа с карточками свойств;
  • развитие логики и построение алгоритмов.

Первые четыре этапа реализуются в младшем дошкольном возрасте Можно провести следующие игры. (Презентация).

Игры, включающие в себя работу с карточками свойств, алгоритмами и схемами проводятся в старшем дошкольном возрасте. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Игра «Найди меня»

Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок-инструмент (показ карточек и соответствующего блока. Н-р.: на карточке изображён круг, синий, не большой, тонкий – показ фигуры.)

Логические кубики

Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)

Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Игра «Садовник»

Перед детьми клумбы (круги) разных цветов. Их задача «посадить»  в клумбы блоки определенного цвета. Как вариант в клумбы можно посадить фигуры определенной формы, размера, толщины.

Игра «Заселим домики»

Вам нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

 Ознакомившись с новым материалом, мы изменяем его, адаптируем и используем в своей педагогической деятельности.

Игра «Поиск затонувшего клада»

В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством драгоценных камней. Свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков символов, а чтобы их расшифровать необходимо решить примеры каждого задания. Посмотрим на один из листов. Мы увидим 4 ряда знаков-символов – символы формы, цвета, толщины. Под каждым символом два примера. Всего 8. Каждое выполненное задание дает возможность найти один драгоценный камень. Решать примеры нужно по вертикали. Распределить листы можно между группами детей, провести соревнование.

    Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Игра «Лабиринты»

Берем любой блок и передвигаем его по лабиринту. Блоки можно передвигать только по прямой, наискосок ходить нельзя. Путь блока нужно выстраивать в соответствии со знаками символами, размещенными в клетках.

Полученную информацию нужно изучить, переосмыслить, разложить по полочкам.

Игра «Доставка грузов»

Вариант 1. Берем любой блок и проводим по маршруту. С блоком могут происходить изменения. Если груз был большой, стал маленьким. Толстый тонким. Изменения формы и цвета происходят по часовой стрелке (один шаг).

Вариант 2. По виду доставленного в город Б, зная по какому маршруту перевозили груз, догадаться как он выглядел в городе А.

Блоки Дьенеша помогают не только решать задачи развития и ФЭМП. Также с их помощью можно познакомить детей, например с профессиями. Так в интернете представлена игра «Спасатели».

Также можно использовать интерактивные игры с блоками Дьенеша. (показ)

   Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по  использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....