Мастер-класс «Развитие аналитического восприятия дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
методическая разработка по математике на тему

Агрова Александра Андреевна

Сценарий мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx263.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие аналитического восприятия дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Мастер-класс «Развитие аналитического восприятия дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Составила: Агрова А. А. воспитатель 1 категории, МАДОУ МО детский сад №6 «Рябинка» г.Нягань.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие аналитического восприятия и формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».

Формы работы с детьми в детском саду:

• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико - математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер.  Они подобраны по возрастам.

Обратите внимание на слайды:

«Дополни «Матрицу»

«Отгадай «Матрицу»

«Составь «Матрицу»

• Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

•  Карточки - свойства помогают детям перейти от  наглядно – образного мышления  к наглядно - схематическому,  а  карточки  с  отрицанием  свойств – мостик  к словесно - логическому мышлению.

Переходим к практическим действиям коллеги.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер - классе, но можно часть из них найти в учебном пособии.

1. «Поиск одинаковых фигур».

Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку».

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Что лишнее».

Разложите перед малышом 4 - 5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

4. «Игра с кругом».

Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные

внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки».

Выложить полоску из 4 - 5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

6. «Покажи».

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

7. «Цепочка».  

Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации - слайде.

8. «Угадай - ка».

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно

блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет».

Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная?  Нет.  Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Игры для детей старшего возраста

1. «Группы».

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи.

Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить?

Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

2. «Разгадывание фигуры».

По знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

3. «Магазин».

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник, или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

4. «Вырастите дерево».

Представлена карточка, на которой задано только одно свойство – форма. В последующих играх это задание можно усложнять.

5. «Фантазёры».

Это задание - игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.

6. «Архитектор».

Ребенок разрабатывает проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами.

Например: ре6енок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок.

«Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш

блок? – нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.

7. «У кого в гостях?».

Лучше использовать индивидуальные, неодинаковые карточки для каждого ребёнка. Обратите внимание: игра дана с постепенным усложнением.

8. «Выкладываем дорожки».  

Лучше индивидуальные карточки для каждого ребёнка. В эту игру мы сейчас поиграем. На карте пример раскодирования блоков. У вас на столах таблицы с закодированными дорожками, у каждого своя. И так смотрим на слайд.

Синий цвет – не хватает сторон и верхнего левого угла. Треугольник – нет верхней

стороны.  

Красный цвет – нет сторон и верхнего правого угла.  

Аналогично расшифровывается остальные два ряда. Выполняем задание.

Тренировочные задания. У каждого аналогичная слайду карточка. Дети находят ответ на данные задания.  Задания разной степени сложности вы сможете найти в альбоме «Спасатели приходят на помощь».

• Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур

• Сосчитай сколько треугольных фигур....

• Как ты думаешь, сколько ещё красных и синих фигур не вошли в таблицу. Почему?

• Выложи из блоков, символы которых даны в таблице, что хочешь. Придумай название своей работе.

Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно - ролевую игру и дети готовы играть всё свободное время.

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.

Литература:

1.  Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. - сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В.

Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников.

– СПб «Детство - Пресс», 2015

3.  Николаева Е.  П.  Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство – «Пресс», 2014

4.  Спасатели приходят на помощь.  Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.  / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...

Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по  использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....