Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
консультация по математике (старшая группа)

Оксана Владимировна Скрынникова - Петрова

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных

способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют

легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены

содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному

обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных

способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют

легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены

содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному

обучению.

Я познакомлю с уникальными по своим возможностям дидактическими

материалами — логическими блоками Дьенеша , а также с

системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и

умений, основанной на использовании игр и упражнений с этими материалами.

Педагогам логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера знакомы, но в

практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в

недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в

отсутствии соответствующей методической литературы.

В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша

и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи

автодидактизма занимают все большее место.

Определены задачи использования логических блоков и палочек в работе с

детьми:

1) Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве,

операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация,

абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях

(алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком

отрицания).

2) Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум,

трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3) Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4) Развивать пространственные представления.

5) Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения

учебных и практических задач.

6) Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть

основами математики и информатики.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком

Дьенешем. Имеют место два вида логического дидактического материала:

объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими

блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они

обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных

геометрических фигур, различающихся свойствами:

 по форме,

 цвету,

 размеру

 толщине.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение,

выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают

различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической

подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся

 умения анализа,

 абстрагирования,

 сравнения,

 классификации,

 обобщения,

 кодирования-декодирования,

 логические операции «не», «и», «или».

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников

развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,

способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети

тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры

(круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются

прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и

геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от

оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя

свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала

— осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство

(цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать

предметы по каждому из этих свойств.

— затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и

форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),

— несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и

толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету,

форме, размеру и тол щине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности

задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки

от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один

ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы

(оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков,

одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий —

чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование

одновременно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых

условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

красный синий жёлтый

толстый тонкий большой маленький

прямоугольник квадрат круг треугольник

не

красный

не

синий

не

жёлтый

не

толстый

не

тонкий

не

большой

не

маленький

не

прямоугольник

не

квадрат Не круг

не

треугольник

Использование карточек позволяет развивать у детей способность:

 к замещению и моделированию свойств,

 умение кодировать и декодировать информацию о них.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных

предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о

цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и

кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на

карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая

карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его

своеобразную модель.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить

вспомогательный материал — игрушки-персонажи (можно игрушки от киндера),

обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то

его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и

толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по

толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень

важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни

свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм —

геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник,

прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей,

начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами

при решении многих других развивающих задач.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность,

системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры,

настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация,

режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать

возможность их использования на различных этапах обучения.

В данную папку собраны дидактические игры - занятия с логическими блоками.

Дидактические игры возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя

или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для

творчества педагога.

Логические блоки можно использовать:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков,

дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жиль-

цов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Голово

ломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками,

цены на товар обозначаются кодовыми карточками.

Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками,

адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично,

Поезд - билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и

моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей,

сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и

закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.).

С чего начать?

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям

возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они

используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе

разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную

форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не

имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е.

геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться

словом «фигура».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков

можно предложить им следующие задания:

 Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по

толщине);

 найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по

цвету);

 найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые,

тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

 назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и

упражнениям.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на

занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их

другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми

игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете

детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо

разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Сборник игр и упражнений №1

Я хочу представить вашему вниманию сборник игр и упражнений №1. В нём

представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с

логическими блоками:

 для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

 для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

 для развития действий классификации и обобщения;

 для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. Они

не имеют строго определенного места в системе работы с детьми. Их всегда можно

предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Все игры и упражнения, можно применять к разным возрастным группам и

интеллектуальному развитию.

Игры и упражнения

первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством

(выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать

и обобщать предметы на его основе).

второй вариант (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами

(выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать

предметы сразу по двум свойствам).

третий вариант (III) формирует умения оперировать сразу тремя свойствами.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие

умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом

количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок

не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение

должны содержать несколько игровых и практических задач, которые можно

предложить ребенку .

Игровые обучающие пособия (представить дидактические игры)

 «найди пару»

 «художники»

 «Магазин игрушек»

 «Мозаика цифр»

 «Логические кубики»

 «Разложи пропущенные фигуры

 «Волшебное дерево»

 «Украсим ёлку бусами»

 «Архитекторы»

 «Логический поезд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

презентация Развитие логического мышления дошкольников через использование игр

презентация Развитие логического мышления дошкольников через использование игр...

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления дошкольников через использование ИКТ»

Опыт  работыпо теме: «Развитие логического мышления дошкольников через  использование ИКТ»...