Главные вкладки

    Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
    план-конспект занятия на тему

    Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx28.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

    Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №5 «Теремок»

     Рыжакова Людмила Александровна.

    Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша».

    Предлагаю педагогам разобрать жетоны красного цвета (знаком с блоками Дьенеша) и синего (не представляет себе, что это такое), и прикрепить себе на одежду

    Начну с того, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

    И в своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

     Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

    Вначале, я предлагаю Вашему вниманию небольшую презентацию по использованию блоков Дьенеша в своей работе.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( 29 СЛАЙДОВ)

    1-слайд- название

    2 слайдВо многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

    Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.

    3слайд – «Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: …(читать слайд)

    4-слайд –  текст читаю «Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) представлены на рисунке. Далее (читать слайд).. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

    5- слайд- текст продолжается «Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

    Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

    Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. (Объяснить условное обозначение карточек)

    6- слайд-« Фотографии карточек с символами блоков мои»

    7- слайд-  «Задачи» (читать слайд)

    8- слайд- текст продолжение Задач (читать слайд)

     9- слайд – «Методическое обеспечение» (говорю).. «Книги, альбомы, игры можно приобрести по заявке через интернет-магазин, много материала размещено на сайте «Дошколёнок», «Maam.ru».

    10- слайд – «Альбомы для дет. 2-4 лет» - можно приобрести на заказ через интернет-магазин.

    11- слайд – «Альбомы для дет. 5-8лет» картинки

    12 –слайд «Альбомы  «Удивляйка» картинки

     13- слайд – «Методические пособия в группе»  (Говорю…)- «все пособия изготовлены своими руками, если проблемно приобрести  фабричный комплект блоков, то можно использовать плоскостной вариант, который легко сделать самим из плотного картона».

    14 - слайд-« Формы работы с блоками в д/саду» (читать слайд)…

    15- слайд – фото «Интересное занятие в кружке «Геометрическая мозаика»

    16 –слайд- фото «Игровое упражнение «Угадай-ка»

    17 –слайд- фото «Игры с тремя обручами»

    18 -слайды. Фото «Развивающие игры вне занятий» ( Говорю..)

    « Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

     а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

    б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

    в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).

    Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий

    (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

    19- слайд - «Игры и упражнения с логическими Блоками» – (читать слайд)

    20- слайд –  «Выявление и абсрагирование свойств.» (Говорю…) «Представлена группа игр : игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения выделять в предметах от 1 до 4-х различных свойств (форму, цвет, размер, толщину), абстрагировать (отличать) одни из них от других, называть их. С их помощью дети получают первые представления: о замещении свойств знаками - символами; освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий; приблизятся  к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата».

    21-- слайд – «Сравнение, классификация и обобщение»

    «Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трём свойствам. При  этом, сначала ребёнок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по  самостоятельно выделенным,  постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трёх, от обобщения предметов по отдельным свойствам к  выведению закономерностей их порядка и т.д. в конкретном упражнении».

    22 –слайд – «Логические действия и операции» - « эти игры и упражнения предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр ребёнок сможет свободно рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий». 

    23- слайд-Фото – « Дети играют с двумя обручами».

    24 –слайд – Фото – « Дети играют с тремя обручами».

    25- слайд-Фото- «Варианты игр».

    26- слайд - Фото играющих детей

    27- слайд - Фото играющих детей

    28- слайд «Спасибо за внимание!»

    Уважаемые педагоги! Хочу Вас сразу предупредить, чтоб вы не пугались кажущейся трудности теоретической и практической базы использования блоков.

    (Приглашаю  желающих занять места за столами на практическую часть. Участники садятся по парно с разными жетонами).

    На столах уже разложен материал: блоки и кодированные карточки, карточки с шифром, рисунки-схемы машин, карты.

    Игра «Спасатели»

    В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Спасатели в своей работе используют множество различных предметов: инструментов, оборудования, техники.

    I задание: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок-инструмент (показ карточек  и соответствующего блока. Н-р.: на карточке изображён круг, синий, не большой, тонкий – показ фигуры.

    II задание: Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (схемы машин: «камаз», «вездеход», «грузовик», и т.д.)

    III задание: «Но вот беда – размыты дороги, добраться до пострадавших не возможно. Вам надо построить переправу» (построение линейного алгоритма); таблицы с правилами построения дорог перед вами («Автотрасса»)- стрелки показывают, какой по цвету (форме или сразу по двум свойствам) блок за каким должен идти (строят дорожки)

    VI задание: «Следующая задача «спасателей» доставить  «продовольствие»  в пострадавший район от наводнения.  Перед вами карты. Внимательно рассмотрите их. Как вы думаете, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки? (Каждый знак разрешает продвигаться по своей дорожке только таким фигурам, как он сам!)  (игра «Помоги фигурам выбраться из леса») (выполнение задания)

    Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

    Рефлексия:

    Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

    ИТОГ.

    Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

    Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

    презентация Развитие логического мышления дошкольников через использование игр

    презентация Развитие логического мышления дошкольников через использование игр...

    "Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

    Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

    Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

    Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

    Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики»

                              Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с    ...

    Мастер-класс Формирование основ коммуникативной грамотности дошкольников через использование дидактического пособия «Речевые кубики»

    Мастер-класс Формирование основ коммуникативной грамотности дошкольников через использование дидактического пособия «Речевые кубики»...