Опыт работы по теме "Развитие логического мышления у дошкольниклв посредством занимательной математики"
учебно-методический материал по математике на тему

Мосина Ирина Николаевна

Материал представляет собой передовой педагогический опыт для использлвания в работе воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnyy_variant_raboty_bez_prilozheniy.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 15»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Тема: «Развитие логического мышления  у детей при освоении образовательной области познавательное  развитие посредством занимательной математики»

Воспитатель:

Мосина Ирина Николаевна

г. Щекино

2013 г.

Развитие логического мышления  у детей при освоении образовательной области познавательное  развитие посредством занимательной математики Список Ипм

  1. Сведения об авторе
  2. Идея опыта
  3. Условия формирования опыта
  4. Теоретическая интерпретация опыта
  1. Актуальность опыта.
  2. Цель, задачи.
  3. Теоретические основы.
  4. Новизна опыта.
  5. Трудоёмкость опыта.
  1. Технология опыта.
  1. Содержание развивающей работы с детьми.
  2. Предметно-развивающая среда.
  3. Работа с родителями.
  1. Результативность опыта.
  2. Вывод.
  3. Перспектива.
  4. Литература.
  5. Приложение.

Ипм 1. Сведения об авторе

Автор: Мосина Ирина Николаевна

Стаж работы: 31 года

Место работы: МДОУ «Детский сад № 15»

Должность: воспитатель детского сада

Образование: среднее специальное


Ипм 2 Идея опыта

        

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Задача воспитателей и родителей – помочь удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума ребёнка.

Математика по праву занимает значительное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, смекалку, сообразительность, восприятие и воображение, речь и память, приобщает детей к умственному труду, формирует творческие способности, даёт почувствовать радость собственного открытия. Базой для формирования и развития математических способностей детей является логическое мышление.

        Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели. Игровые занимательные задачи содержатся в увлекательном математическом материале. Разнообразие последнего по характеру, тематике, способу решения даёт возможность использовать его в разных формах организации (индивидуально, парами, подгруппами, со всей группой) и деятельности детей (на занятиях, в самостоятельной деятельности, математических конкурсах, развлечениях, вечерах досуга).

К тому же, в игровом занимательном материале скрыты огромные развивающие и творческие возможности, так как многие игры и упражнения образуют целостную систему постепенно усложняющихся вариантов, несущих в себе творческие задачи. Варьирование исходных данных, наглядного материала вносит в игры элемент новизны и позволяет многократно использовать их в работе с детьми.

Выше сказанное способствует широкому и успешному применению занимательного математического материала для развития логического мышления, повышению эффективности обучения.

Ипм 3 Условия формирования опыта.

Опыт сформирован в течение 5 лет педагогической деятельности. На его формирование оказали влияние:

  • стремление сделать процесс обучения творческим и эффективным;
  • изучение новинок педагогической литературы;
  • изучение программы МДОУ «Детский сад № 15»;
  • работа в творческой группе ДОУ.

Ипм 4 Теоретическая интерпретация опыта.

4.1 Актуальность опыта

В настоящее время в период реформирования и совершенствования системы образования предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе.  Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие логического мышления.

4.2 Цель, задачи

         Работая над темой «Развитие логического мышления посредством занимательной математики», целью которой является формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста, я поставила следующие задачи:

  1. Обучать детей приёмам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  2. Овладение навыками речевого общения: умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  3. Развивать творческие способности, познавательную активность.

4.3 Теоретические основы

        

Для решения поставленных задач обратилась к дополнительным материалам по математическому развитию. В настоящее время появились ряд вариативных программ, учебно-методических пособий и разработок планов-конспектов.

        Изучив литературу библиотеки программы «Детство» («Математика от трёх до семи» /З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе /; «Математика до школы» / А.А.Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая /; «Логика и математика для дошкольников» /Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая /; курс математики «Игралочка» /Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова/; «Раз-ступенька, два-ступенька» /Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина/; «Математика для дошкольников» Е.В. Колесниковой, пособия для родителей и педагогов А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, З.А. Михайловой и другие), я отметила для себя, что данные разработки отличаются новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.

4.4 Новизна опыта

В связи с этим работу с детьми стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме;

  • особое внимание уделяю введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
  • знакомлю с математическим содержанием, закрепляю его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;
  • развивающие задачи решаю с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;
  • дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.

 Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педпроцесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.

  1.  Трудоёмкость процесса

Трудоёмкость опыта заключается:

- в разработке конспектов занятий, сценариев праздников, развлечений, конкурсов;

- в изготовлении пособий: таблиц, схем, карточек для индивидуальной работы (игры головоломки «Танграм», «Волшебный круг», «Лоскутная мозаика», «Бабочка»);

- в ведении диагностических карт.

Ипм  5 Технология опыта.

5.1 Содержание развивающей работы с детьми

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:

  • логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
  • игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;
  • загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;
  • игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик»), кубики «Сложи узор»;
  • дидактические игры.

Возрастающая роль в современном обучении игровых средств делает занимательный математический материал незаменимым при обучении детей математике. Он помогает не только не снижать уровень математического содержания, но и существенно расширить спектр рассматриваемых вопросов и перенести многие традиционные темы на более ранний период. Например, ознакомление с цифрами, установление связей и зависимостей между объектами, составление планов и др.

Развитие логического мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт.  Как отмечал К.Д. Ушинский: «Дитя мыслит образами, звуками, красками», а В.И. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Поэтому на каждом возрастном этапе я использую деятельностный подход в обучении.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), а также использование их для анализа окружающих предметов. Малыши совершают действия во внешнем плане: прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. Я создаю такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Например, к реке подъехала машина, ей надо переехать на другую сторону, а моста нет. Что делать? Дети предлагают построить мост. Приношу короткий мост. Они отмечают, что с такого моста машина упадёт в воду. Нужен другой мост, подлиннее. Приношу длинный мост. Выкладываю через реку оба моста. Дети сразу отмечают, что по длинному мосту машина сможет переправиться на другой берег. Сравнение двух мостов по длине путём приложения помогает сделать вывод: один мост короче, другой длиннее.  Так с помощью поставленной перед детьми игровой задачи, можно показать важность учёта длины в различных ситуациях.

Именно от практического сравнения величины предметов идёт путь малыша к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство - неравенство». Соотнесение величины предметов – это переход от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому.

 Через активную практическую деятельность с различными предметами малыш овладевает понятиями: «сходство», «соответствие». У них формируется не только различие формы, цвета, величины, но и классификация и упорядочивание по данным свойствам. Появляется умение рассуждать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи («Кубик не катится, углы мешают»; «Ты не правильно положил пуговичку. Здесь белые лежат, а эта чёрная»).

Доступны малышам простые замещения, схематизация. Я использую заместители, соответствующие цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка - серый), размеру (Михайло Иваныч замещается большим кружком, Настасья Петровна – кружком поменьше, а Мишутка - маленьким кружком).

  Постепенно заместители становятся более условными, символическими, действия детей переходят во внутренний план, совершаются в «уме». На основе наглядно-действенного мышления складывается наглядно-образное, являющееся основной формой мышления дошкольника, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

Уже к старшему дошкольному возрасту у детей начинают складываться элементы логического мышления. Чтобы ребёнок мог успешно решать задачи в плане представления, а затем словесного рассуждения, необходимо целенаправленно обучать его приёмам логического мышления. Так как при выполнении задания внимание дошкольника обычно направленно на конечную цель, в меньшей степени – на способы её выполнения.

Наиболее полно проследить этапы обучения приёмам логического мышления (сравнение, анализ, обобщение) можно на примере задачи на поиск недостающей в ряду фигуры.

Познакомившись с задачей, дети начинают поиск пути её решения. Вначале они указывают несколько фигур, поскольку не анализируют закономерности, лежащие в основе построения рядов. И здесь им предлагается доказать, почему именно эту фигуру нужно поместить в пустой квадрат. В результате такого доказательства, ребёнок не только убеждается в правильности или ошибочности своего ответа, но этот приём помогает направить внимание детей на поиск решения задачи на основе её анализа. Далее происходит плановый поиск решения задачи под руководством воспитателя, в ходе которого дети знакомятся с приёмами умственных действий.

Воспитатель. Посмотрите, какие фигуры нарисованы в первом верхнем ряду?

Дети. Шестиугольник с красным кружком внутри, четырёхугольник с синим треугольником внутри, пятиугольник с зелёным квадратом внутри.

Воспитатель: Назовите большие фигуры первого ряда.

Ребёнок: Шестиугольник, четырёхугольник, пятиугольник.

Воспитатель: Назовите маленькие внутренние фигуры.

Ребёнок: Круг, треугольник, квадрат.

Воспитатель: Как окрашены маленькие фигуры?

Ребёнок: Кружок - красного цвета, треугольник – синий, квадрат – зелёный.

Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие фигуры нарисованы во втором ряду?

(проводится аналогичная работа).

Воспитатель: Посмотрите третий ряд фигур и догадайтесь, какой фигуры не достаёт в нём?

Дети самостоятельно объясняют сделанный выбор, выделяя все закономерности, лежащие в основе построения ряда.

Упражняя детей в решении подобных задач, предлагаю им найти иные пути решения. Приходим к выводу, что можно анализировать фигуры по столбцам (вертикальным рядам) или считая количество фигур, одинаковых по наиболее значимому признаку. Например, изображены лишь два четырёхугольника, что и направляет дальнейший поиск нужной фигуры: определение формы и цвета внутренней фигуры.

Поиск решения задач под руководством воспитателя развивает у детей умение анализировать (выделять присущие фигуре признаки), сопоставлять (видеть отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, лежащие в основе построения ряда фигур).

Несколько сложнее по характеру и способу решения являются логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Так для их решения необходимо абстрагироваться от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак.

Приёмы решения таких задач следующие

- поочерёдное рассматривание всех фигур общей группы (какие фигуры, как нарисованы);

- выделение, обобщение существенных признаков, свойственным всем фигурам одной группы (что нарисовано, какого цвета, размера);

- нахождение ответа, сопоставляя признаки двух групп фигур.

Кроме задач на поиск недостающей в ряду фигуры и признака отличия одной группы фигур от другой, я активно использую в работе с детьми логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры (знаков, чисел), лишней фигуры, продолжение ряда фигур, поиск двух одинаковых предметов в группе. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Усвоив способы поиска, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты. Логические задачи и упражнения могут стать самостоятельным фрагментом любого занятия по математике.

В практической работе с детьми на занятиях математического цикла я широко использую систему игровых упражнений, основанную на применении универсального дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур.

Счётные палочки относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Они предназначены для развития у детей сообразительности, смекалки, конструктивного мышления, умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения.

Игры с палочками – это система постоянно усложняющихся игровых упражнений, которые по степени сложности, способу перестроения можно объединить в три группы (приложение          ):

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В указанной последовательности я использую палочки в работе, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Но надо помнить, что для успешного решения головоломок у дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур (квадрате, прямоугольнике, треугольнике), об их основных свойствах (равенстве и неравенстве сторон), составных элементах (сторонах, вершинах, углах).

В ходе обучения детей решению головоломок с палочками выделяются три последовательных этапа в развитии поисковых действий:

  1. Формирование умения воспринимать задачу (что сделать) и в результате практических поисков (методом «проб и ошибок») приходить к решению.
  2. Сочетание практических и мысленных действий. Чтобы практические пробы стали целенаправленными, предлагаю предварительно обдумать ход решения, высказать предположения.
  3. Решение задач в уме, с обоснованием хода решения.

Задачи со счётными палочками я включаю со средней группы. Это активизирует детскую мысль, способствует развитию познавательной активности, конструктивному решению.

Живой интерес детей вызывают палочки Кюизенера – своеобразная «цветная азбука», которые я активно использую в работе с детьми на занятиях и вне их. Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они развивают активность и самостоятельность в поиске способа действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Вначале использую палочки Кюизенера как игровой материал. Дети играют с ними, как обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают качественные характеристики материала: цвет, размер, форма.  На данном этапе провожу игры «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Покажи такую же», которые открывают детям отношение величины (высота, длина) и цвета: одноцветные полоски одинаковы по длине (высоте), полоски разного цвета отличаются по размеру. Игры данного типа использую в работе с детьми младшего возраста. Занимаюсь с ними вне занятий индивидуально и по подгруппам.

В играх следующего цикла знакомлю с палочками Кюизенера как эквивалентом числа и строю работу в следующей последовательности:

  1. Освоение отношений цвет и число; длина и число; цвет, длина и число. («Вагончики»)
  2. Овладение элементами комбинаторики («Весёлый поезд»), алгоритмом («Ковры», «Салфеточки» и т.п.), которые позволяют декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полос в числовую последовательность; сочетание полосок в узоре – в состав числа; сопоставление узоров выводят свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения)
  3. Закрепление свойств чисел натурального ряда, освоение действий, сложения и вычитания.

В игре с палочками Кюизенера ребёнок не только считывает готовые конфигурации, но и, прежде всего, создаёт их сам по условиям, что обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал.

Следующим дидактическим материалом, направленным на развитие логического мышления, являются логические блоки Дьенеша (объёмный материал). Я использую плоскостной материал, именуемый логическими фигурами. Это: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник синего, зелёного, жёлтого и красного цветов, двух размеров (большие, маленькие).

Данный материал универсален: его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности.

Игры и упражнения с логическими фигурами позволяют детям понять отношения между множествами через практические операции с ними: группирование, разбиение, классификация, выкладывание по определённым правилам, объединение, пересечение, помогают освоить логику высказываний с использованием слов: «и/или», «не», «все», «любой», «каждый» и другие.

Работу с блоками я строю по принципу от простого к сложному:

  1. Знакомство с качественными признаками фигур: цвет, форма, размер, игры с ними по желанию.
  2. Игры и упражнения на выделение и называние отдельных свойств фигур («Найди фигуру, как эта», «Дружат – не дружат», «Давайте познакомимся» и т.п.)
  3. Игры и упражнения на группирование по наличию или отсутствию одного, двух, трёх свойств.
  4. Классификация по одному двум трём свойствам (игры с обручами).

Работая с логическими фигурами уже на втором этапе, я применяю кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства фигур (цвет, форма, величина) или отрицание данных свойств. В процессе выполнения предметно – игровых действий с ними у детей развивается способность к замещению и моделированию, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. Кодовые карточки помогают детям перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно – логическому мышлению.

Неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, гибкости ума, смекалки, умения доказывать правильность суждений, упражняться в применении своих знаний оказывают загадки математического содержания, задачи – шутки, задачи – ловушки, логические концовки, занимательные вопросы. Этот материал хорош и для занятий, и для развлечений. Он создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний.

Задачи – шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. (Приложение   . Конспекты). Для решения их в большей мере надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку    смысл задачи помогает создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говориться в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

Загадки математического содержания анализируют предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Отбираю загадки для работы с детьми от простых к более сложным, учитываю доступность содержания, точность характеристики, опыт ребёнка.

Например:                    

Расту в земле на грядке я:

Красная, длинная, сладкая

                                                        (Морковь)         

Свойства и признаки предмета прямо указаны в тексте (описательные).

Два братца

Пошли на речку купаться.

Один купается,

Другой на берегу дожидается

(Вёдра)

Свойства и признаки предмета завуалированы (метафорические).

От загадок с положительным сравнением:

Горячо, как огонь,

Кругло, как шар.

(Солнце)

перехожу к загадкам с отрицательным сравнением:

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть лап без копыт.

(Жук)

Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую ребёнок совершает сложные мыслительные операции, а также доказывает правильность отгадки, используя разные способы доказательств. Моя задача ненавязчиво ознакомить с этими способами:

  1. Обобщение на основе рассмотрения множества конкретных примеров. Например:

У него четыре лапки.

Лапки цап – царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)

«Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть какой кот? Белый? Серый? Маленький? Что можно сказать об отгадке?»

Ответ: «Это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушей».

  1. На основе опровержения ложной, неверной отгадки, имеющей неполную комбинацию признаков.

Горячо, как огонь,

Кругло, как шар.

(Солнце)

Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: мяч. «Мяч не бывает горячим как огонь. Это солнышко».

  1. Путём исключения перечисленных признаков или отгадок. Это, как правило, загадки с отрицанием.

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня …

(Квадрат)

Вопросы к детям: Какие геометрические фигуры вы знаете? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говориться? Овал может быть отгадкой? Почему? Так о какой же фигуре говориться в этой загадке?

Дети с помощью взрослого устанавливают: Овал, круг, треугольник не может быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник тоже исключается. Отгадка: квадрат.

Разгадывание загадок - это увлекательная игра, вызывающая у ребёнка радостное, приподнятое эмоциональное состояние.

Игры – головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик» и др.) использую для работы с детьми вне занятий. Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Но для их освоения необходимо ребенку располагать временем, а также учитывать его возрастные и индивидуальные возможности, склонности, уровень подготовки.

На успешность усвоения игр влияет уровень сенсорного развития детей. Они должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.

Освоение игр идёт от простого к сложному и содержит несколько этапов.

  1. Ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

  1. Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам. На данном этапе учу детей анализировать предъявляемый образец и словесно выражать способы соединения и пространственного расположения частей.

  1. Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).

  1. Составление изображений по собственному замыслу.

По мере накопления умений детьми игры – головоломки становятся одним из средств заполнения досуга.


Дидактические игры направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять в счёте, вычислениях. Многие игры связаны с движением, и их использование вносит разнообразие, снижает утомление детей.

«Сосчитай правильно»

Цель. Упражнение в счёте предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.

Содержание. Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздаёт всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!» - дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа: «2, 3 и т.д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают её.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребёнок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой. Игра продолжается.

«Пройди в ворота»

Цель. Упражнять детей в составе числа и двух меньших чисел.

Материал. Большие карты с изображёнными на них квадратами (от двух до пяти), маленькие карточки с изображёнными на них различными геометрическими формами (от одного до четырёх) – по одной на каждого ребёнка.

Содержание. Двое детей изображают ворота – держат ту или иную карту. Остальные с маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен играющие парами проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах).

 Начинать игру лучше с числа 2, постепенно увеличивая число играющих путём добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четвёрки.

Правила игры. Если число составлено не правильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры. Изображаются не одни, а большее число ворот (до пяти). Играющие должны пройти только в свои ворота.

«Неделя, стройся»

Дидактическая задача. В игровой форме повторить название дней недели, их последовательность.

Игровая задача. По сигналу быстро найти место в шеренге.

Оборудование. Карточки – символы (размер, форма соответственно календарю «Дни недели»).

Содержание. Участники игры получают карточки – символы дней недели. Прежде чем дети прикрепят их к груди, называется день недели, порядковый номер играющего. Игроки выстаиваются в шеренгу и запоминают своё место. Под звуки бубна дети начинают активно двигаться. С подачей последнего сигнала они быстро выстраиваются в шеренгу. Ведущий проверяет правильную последовательность построения недели. Во время проверки дни недели называются вслух.

Усложнение первое. Воспитатель раздаёт 14 карточек – символов (2 недели). Получив их, дети выстраивают недели – одну и вторую. Каждый участник находит глазами свою пару из другой недели. Под звуки бубна (или другого музыкального сопровождения) ребята начинают двигаться. С подачей последнего сигнала каждый играющий находит свою пару.

Усложнение второе. Воспитатель раздаёт 7 карточек – символов, игра продолжается, как в первом варианте, но в ходе её воспитатель незаметно одному из участников предлагает спрятаться. Звучит сигнал: «Неделя, стройся!» Участники находят своё место и определяют, какой же день недели спрятался.

Игра возобновляется тогда, когда дети правильно назовут потерянный день недели и имя этого участника.

Организуя работу с детьми по развитию логического мышления посредством занимательной математики, я учитываю, что каждый ребёнок должен продвигаться своим темпом и с постоянным успехом.   Поэтому стараюсь обеспечить возможность разноуровнего обучения детей. Например, один строит гирлянду, чтобы в ней не было рядом фигур одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом фигур одинаковых по форме и цвету (оперирование двумя свойствами), третий – чтобы не было рядом одинаковых по форме, цвету и размеру фигур (оперирование тремя свойствами).

Чтобы робким, застенчивым малоактивным детям помочь справиться с заданием, дать почувствовать уверенность в своих силах, развить интерес к познанию, я использую следующие приёмы:

  1. Знакомство с новым материалом начинаю раньше, чем со всей группой.
  2. Поощряю усилия и стремление ребёнка узнать что-то новое.
  3. Сравниваю результаты ребёнка с его собственными.
  4. Избегаю отрицательной оценки.

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество упражнений для разных детей различно. Но чтобы ребёнок не потерял интерес к выполнению задания, я использую игры и упражнения, содержащие несколько игровых и практических задач (смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост для машин, дорожку к домику и т.д.); несколько вариантов (по степени сложности) одной и той же мыслительной задачи, карточки для индивидуальной работы с разнообразным набором предметов и фигур.

Использование наглядности обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время выполнения задания, служит основой для развития понятийного мышления (Приложение   ).

Активизирует детей, создаёт положительный эмоциональный настрой художественное слово, постановка задачи от имени какого – либо персонажа, построение занятия на занимательном сюжете (Приложение   . Конспекты).

Проверить свои силы, применить знания на практике дети могут, участвуя в математических конкурсах, развлечениях, досугах. Такие мероприятия подтягивают детей, дают почувствовать значимость знаний.

                   5.2 Предметно-развивающая среда.

Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. В младшей группе - это «Игротека», в старших – центр занимательной математике «Играем в математику». Игры для детей 3-5 лет направлены на накопление сенсорного опыта, у старших на развитие мыслительных процессов. В пользовании у детей счётные палочки и палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор», головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания («Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), логические задачи и лабиринты, конструкторы и мозаики.

Прежде, чем внести игру в уголок, внимательно рассматриваю с детьми, из чего она состоит, знакомлю с правилами игры, общими способами действий. Предусматриваю период «свободной» игры, что бы дети в самостоятельной, практической деятельности осознали качественные свойства деталей, отношения между ними.

Игры в уголке имеют разную степень сложности. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В свободной деятельности ребёнок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и так далее.

Я учитываю, что интеллектуальное путешествие будет ещё более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить, что воспитатель должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным ошибаться, и, во-вторых, не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Такая совместная деятельность создаёт у ребёнка положительный эмоциональный настрой, помогает усвоить способы действия, подходы к решению задач, показать приёмы логического мышления, даёт почувствовать уверенность в своих силах, активизирует умственную деятельность, способствует развитию познавательного интереса.

  1. Работа с родителями

Совершенствование работы по математическому развитию детей, развитию логического мышления предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи, поскольку и цель – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе – у нас единая.

Формы, которые я использую в работе по данной теме,  разнообразны:

  1. Беседы, дискуссии, консультации.
  2. Оформление уголка математика, папок – передвижек.
  3. Проведение открытых мероприятий для родителей.

Мы рассказываем родителям о роли игры в развитии и обучении детей, подготовки к школе;

раскрываем приёмы руководства играми занимательного характера, даём их описание, способы изготовления;

показываем новинки методической литературы, дидактического развивающего материала.

Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу повышает педагогическую культуру родителей, обогащает совместный семейный досуг, развивает познавательный интерес детей.

Ипм 6 Результативность опыта.

Использование в своей деятельности игрового занимательного математического материала помогло мне достичь следующих результатов в работе:

  1. Добиться положительной динамики здоровья воспитанников (показатель заболеваемости снижен на 20% за период с 2004г. по 2005г.)
  2. Сохранить контингент детей в группе (посещаемость составила 90%, численный состав 110%).
  3. Готовность воспитанников к школьному обучению в 2006/2007г. составила 100%.
  4. По отзывам учителей, успешность обучения детей в школе составила 75% (учатся на «4» и «5»)

Педагогическая диагностика математического развития детей по программе «Детство» показала хорошие результаты в умении классифицировать предметы и устанавливать математические связи, выполнять действия по алгоритму и работать со схемами, пользоваться приёмами логических действий (анализ, сравнение, обобщение) и доказательностью ответов. На май 2006г. высокий уровень развития по данным параметрам имели 59% детей, остальные 41% - средний.

Диагностика психолога МОУ показала увеличение памяти с 56% до 78%, речевой активности с 69% до 87%.

Вырос уровень умственной и творческой активности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Ипм 7 Вывод

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Ипм 8 Перспектива

Дальнейшую перспективу в своей работе я вижу в следующем:

  1. продолжать использование в воспитательно-образовательном процессе занимательного математического материла, особенно нестандартных средств: палочек Кюизенера, логических фигур.
  2. Продолжать использовать в работе наглядно-практический прием моделирования как один из перспективных методов обучения дошкольников математике на современном этапе по методике Л.А. Венгера.
  3. Искать пути эффективного развития логического мышления на разных возрастных этапах с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
  4. Разработать тематический план занятий по математическому развитию с использованием игрового занимательного материала.

Таким образом, организуя с детьми работу по развитию мышления, познавательного интереса и творческих способностей, важно помнить народную мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!

     

Литература

  • Математика от трёх до семи: Уч. – методич. пособие для воспитателей детских садов / З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: «Детство – пресс», 1999.
  • Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.I: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Ч.II: Игры – головоломки. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.  – СПб: «Детство – пресс», 2000.
  • Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Авт. – сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб: «Детство – пресс», 2000.
  • Математика для дошкольников: книга для воспитателя детского сада /      Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова – М.: «Просвещение», 1992.
  •  Математика для дошкольников 6-7 лет: сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений. Колесникова Е.В. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2001.
  • Давайте поиграем: математические игры для детей 6-7 лет / под. ред.        А.А. Столяра -   М.: «Просвещение», 1991.
  • Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л.Ф.  – Ярославль: Академия Развития: Академия К0: Академия Холдинг, 2000.
  •  Игралочка. Практический курс математики для дошкольников.                 Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: «Баласс», 1998.
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Раз-ступенька, два-ступенька. Часть I  и II. Математика для детей и их родителей. – М.: «Баласс», 1998.
  • И учёба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  • З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада -   М.: «Просвещение», 1985.
  • Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. А. Белошистая – «Дошкольное воспитание», 2/200, стр. 69-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: социализация ребенка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания, саморазвития. С...

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Развитие логического мышления через использование средств занимательной математики

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.      Должное вни...

Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики

методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...

«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»

Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Сущность занимательности составляют нов...