Опыт работы "Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста"
проект по математике (старшая группа) на тему

Артамонова Ольга Ивановна

Из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celostnoe_opisanie_opyta.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Формирование основ логического мышления у детей  дошкольного возраста»

Автор опыта: Артамонова О.И

Воспитатель МБДОУ «Большеберезниковский

детский сад «Колосок» 1 квалификационная категория

Большие Березники

Содержание:

  1. Информационная карта ППО……………………………………………………...……
  2. Целостное описание опыта……………………………………………………………...
  3. Результативность опыта………………………………………………………………..
  4. Библиографический список……………………………………………………………
  5. Рецензия на опыт работы………………………………………………………………
  6. Приложение к опыту…………………………………………………………………...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора Артамонова Ольга ивановна
  2. Город (район) Большеберезниковский район, с. Большие Березники
  3. Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Колосок»
  4. Занимаемая должность воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификационная категория 28 лет, первая  квалификационная категория
  6. Тема педагогического опыта «Формирование основ логического мышления у детей  дошкольного возраста»
  7. Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода.
  8. Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта -  повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.
  9. Краткое описание опыта: Реализация опыта работы осуществлялась в 3-и этапа:

1.Проведена диагностика группы, в результате которой большая часть детей показала низкие результаты по уровню развития логического мышления. Была продумана и подготовлена предметно-развивающая среда, осуществлено педагогическое просвещение родителей группы по данной проблеме. Были определены следующие педагогические задачи:

- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

- учить детей ориентироваться в пространстве;

- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;

- подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

2. На данном этапе был составлен перспективный план работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений; разработана план-схема использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей.

В ходе работы были использованы следующие формы, методы и приемы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- игровая деятельность;

- самостоятельная деятельность детей;

- рассматривание;

- чтение художественной литературы.

В процессе работы были задействованы современные методики:

- «Логические блоки Дьенеша»,

- «Счетные палочки Кюизенера».

3. На заключительном этапе проведена итоговая диагностика по результатам внедрения передового педагогического опыта, которая показала положительные результаты работы.   Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.                      

  1. Эффективность опыта.  Эффективность опыта представлена данными стартовой и итоговой диагностики.  

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к интеллектуальному  развитию своих детей.

   Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

Описание передового педагогического опыта

Актуальность опыта

     Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И  поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения,     логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

 Теоретическая база опыта

     Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия «развивающая игра».

Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими.

    Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.

    Толковый словарь русского языка трактует понятие логика, как:

  1. наука о законах мышления и формах мышления человека;
  2. убеждение, точка зрения, ход рассуждений.

    Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

     Чтобы ребенок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные  моменты этого действия.

     В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.

     Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.

      В основе  опыта, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек  размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

    Эксперименты таких ученых, как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста.

      Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных процессах ребенка для решения последующих задач.

             П.П. Блонский подчеркивал:

«Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей»

 Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:

Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.

 Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Положение Д.Эльконина, Л.Венгера, А.Люблинской о том, что в старшем дошкольном возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.

Дидактическая игра – ведущая форма обучающего воздействия на ребенка.

          Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

          Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

           Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления -уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

          В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом; настольно-печатные и словесные игры.

        В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

        Настольно-печатные игры - разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы.

           Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы , внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

         Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов. Задача этого вида игр – учить логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Для старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.

          Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

             Запоминание состава, количества  и расположение картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какой картинки не стало?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какой не стало. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

           Игровыми дидактическими задачами  этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковым счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди и др.), умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и др.

         В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться  логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

        С  помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая,  что его учат.

       Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да - нет» и др.

       Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

       Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

        В особую, четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное», «Белого и черного не называть» и др.  

Ведущая педагогическая идея опыта

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности старших дошкольников.

Технология опыта

     Основная цель передового педагогического опыта - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе. Опыт работы по данному направлению  опирается  на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Г.С.

В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  •  учить детей ориентироваться в пространстве;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  • подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап. Осуществила:

  • определение основных критериев диагностики согласно Программе воспитания  и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксе., разработка оценки уровня развития логического мышления старших дошкольников (Приложение №1):
  • выявление исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны диагностические методики обследования детей (Приложение №1)
  • создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры»  в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями (Приложение№13).
  •  педагогическое просвещение родителей.  Включает в себя:

-  коллективные и индивидуальные беседы;

-  консультации («Несколько золотых правил для родителей», «Как играть с логическими блоками Дьенеша», «Чем занять ребенка дома») (Приложение №11)  

-  выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка».  (Приложение № 2)

2. Основной этап.

    Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников предполагает следующие мероприятия:

- составление перспективного плана работы по формированию логического мышления и элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение №3);

- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей (Приложение №4);

- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года (Приложение №5,6).

- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности.

- организация индивидуальной работы – в течение года;

     

3. Заключительный этап.

- проведение итоговой диагностики по результатам внедрения передового педагогического опыта (Приложение №1);

- подведение итогов и результатов работы;

- обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Формирование основ логического мышления у детей  дошкольного возраста»;

  • проведение  семинара–практикума на районном методическом объединении педагогов по методике преподавания занимательной математики (Приложение № 8);
  • проведение семинара-практикума на районном методическом объединении педагогов по теме «Использование дидактических игр в развитии  интеллектуальных способностей, логико–математического мышления  дошкольников» (Приложение № 9)

В своей работе пользуюсь разнообразными формами,  методами и приемами:

  • организованная  образовательная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры организованной  образовательной деятельности, например:

  • Логическая разминка. (Приложение №12)
  • Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
  • Физминутка, пальчиковая гимнастика.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра, рисование, шнуровка.

   Считаю, что разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание ООД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает  возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, рисование в конце ООД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Работая над проблемой  развития логического мышления у старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов  окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

    Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

    Включение заданий по развитию логического мышления на любом НОД формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.  

 Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными  сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. (Приложение №14)

     Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

В своей практике использую следующие виды развивающих игр:

Предметные игры:

– дидактические: «Витражи сказок», «Одинаковое - разное», «Образуй пары», «Занимательная математика», «Что общего», «Найди отличия», «Найди нужный фрагмент», «Ищем закономерности», «Что перепутал художник», «Найди сколько», «Парные коврики», «Найди четвертый лишний» и др.          
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности) «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера», «Сложи квадрат» и др.         
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только мелкую моторику рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о         форме, количестве, цвете).

Словесные игры: 

– загадки        
– логические задачи.

Пальчиковые игры и игры - шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).

     Одним из обязательных условий формирования познавательных интересов ребенка, развития познавательного общения со взрослым и со сверстниками, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности является наличие в группе  уголка занимательной математики. В рамках реализации этого условия был создан уголок « Развивающие игры», в который мы поместили разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

  • Это настольно-печатные игры: «Геометрическая мозаика», «Команда чемпионов» - знакомство с 30 видами спорта, «Веселые клеточки», «Лото осторожностей», «Лото настроений», домино «Ну погоди!»;  
  •  игры для развития логического мышления: «Логическая мозаика», «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей», «Найди отличия», «Парные картинки», «Сложи узор»;
  •  головоломки: «Змейка», «Кубик-Рубика», «Разгадай головоломку»;
  •  логические задачи и кубики;
  •  лабиринты;
  • игры на составление целого из частей: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», конструктор «Механик», конструктор «Лего»;
  • на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;
  • игры на передвижение, различные виды мозаики, пазлы и др.

   Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится, во-первых, в том, что мы предоставляем каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываем ему помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.

    Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация. Прежде ребенка стремлюсь обучать выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображение, а затем уже словесное обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по – разному на основе различных критериев. Пример игр: «Отгадай – ка», « Магазин», «Отвечай поскорей», «Назови три предмета», «Сложи фигуры», «Найди сходство» и др. (Приложение№13 ).

   Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах.    

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки « Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент». Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.).
 Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.  Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?»   (Приложение№13 ).

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности» (Приложение№13).

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  • Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
  •  Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, кодировать, декодировать информацию;
  • Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Развитие творческих способностей.

    Игру  использую  как часть НОД или в любое свободное время: утром, на прогулке, во второй половине дня. Обязательно контролирую и руковожу процессом. Логические блоки применяю:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Поезд – билеты, места. (Приложение№15).

   Еще хотелось бы отметить «Счетные палочки Кюизенера», которые являются прекрасным развивающим материалом, отвечающим психологическим возможностям и интересам ребенка. Этот материал предоставляет детям большие возможности:

- содействует интеллектуально – творческому развитию детей: улучшает память, воображение, концентрирует внимание;

- способствует освоению элементов художественного конструирования и пространственных отношений;

- закрепляет знания цветов и их оттенков;

- развивает у детей представление о числе на основе счета и измерения, мерки;

- дает наглядное представление о составе числа;

- воспитывает у детей: настойчивость, силу воли, положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность и самоконтроль возраста.  

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой

    Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Первый этап – игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

     Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-Нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-Нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.

    Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.

    Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

    Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.

Другие примеры заданий на начальном этапе:

  1. Разложите палочки по длине и цвету.
  2. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
  3. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
  4. Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
  5. С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
  6. Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
  7. Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
  8. На сколько одна палочка длиннее другой?
  9. Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

     Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

    Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и, соответственно, какую часть составляет красная палочка от коричневой?  Это 2/4

Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это ¾  Это 9/10

    Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

Другие примеры заданий на втором этапе:

  1. Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
  2. Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
  3. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
  4. К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

Палочки Кюизенера и обучение языку

    Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучении математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.

     Вот таким образом показываем ударение и, соответственно, разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:

Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. (Приложение №16)

    Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку

    Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Дети смогут большего добиться в жизни, а их обучение в школе будет успешнее, если нам (взрослым) удастся создать у них уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Диапазон опыта

   Опыт работы  представляет собой  авторскую систему дидактической  работы по развитию логического мышления у старших дошкольников в их основной деятельности – игре.  В опыте работы представлены: перспективный план работы по формированию логического мышления и элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста,   план-схема использования развивающего материала, конспекты непосредственно образовательной деятельности, практический материал по развитию логического мышления у детей (игры, головоломки, логические разминки и задачи),  консультативно-практический материал для педагогов, диагностический инструментарий.

Результативность опыта

    Завершающим этапом педагогической работы по данному направлению стала итоговая  диагностика оценки уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Данные итоговой диагностики подтверждают положительные результаты работы, представленные в сводных таблицах:

Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей старшей группы (22 ребенка)

Стартовая диагностика

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение сравнивать

_

36%

64%

Умение классифицировать

_

41%

59%

Умение обобщать

_

32%

68%

Ориентировка в пространстве

_

41%

59%

Память

_

36%

64%

Умение самостоятельно рассуждать

_

23%

77%

Умение работать в микрогруппе

_

27%

73%

Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей

Итоговая диагностика         

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение сравнивать

64%

23%

13%

Умение классифицировать

68%

23%

9%

Умение обобщать

64%

27%

9%

Ориентировка в пространстве

73%

27%

_

Память

81%

14%

5%

Умение самостоятельно рассуждать

59%

27%

14%

Умение работать в микрогруппе

68%

32%

_

  • Все дети  умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
  • Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
  • Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.
  •  Меньше времени затрачивают  на выполнение заданий.
  • Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

   Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.                                  

Библиографический список:

1. Блонский П.П. «Избранные педагогические и психологические сочинения» Москва 1979

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Система воспитания индивидуальности дошкольников» Воронеж 2007 г.

3. Волина В.В. «Праздник числа» Москва «АСТ Пресс» 1996 г.

4. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. «К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Генетическая психология Ж. Пиаже». Москва 1967 г.

5. Детские газеты: «Непоседа», «Солнечный зайчик» .

6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва «Просвещение» 1990 г.

7. Недоспасова В.А. «Растем играя» Москва «Просвещение» 2002 г.

8. Осипова Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»

Москва АРКТИ 2004 г.

9. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж 2007 г.

10. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» под редакцией Л.А. Венгера Москва « Педагогика» 1986 г.

11. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А. Парамоновой Москва 2007 г.

12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» «Радяньска школа» Киев 1972 г.

13. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков 2000 г.

14. Финкельштейн Б.Б. «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Санкт-Петербург 2000 г.

  1. Приложение №2 – Анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребёнка»
  2. Приложение №3 – Перспективный план работы по формированию логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  3. Приложение №4 – План – схема использования развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности детей
  4. Приложение №5 – Конспекты НОД: «В поисках «Золотого ключика»», «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
  5. Приложение №6 – Конспект математического развлечения «Теремок» подготовительная группа
  6. Приложение №7 – Консультация для педагогов «Развивающие игры для гиперактивных детей»
  7. Приложение №8 – Семинар-практикум по методике преподавания занимательной математики
  8. Приложение №9 – Семинар-практикум по теме «Использование дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей, логико-математического мышления дошкольников»
  9. Приложение №10 – Материал размещённый на сайте pedsovet.ru: конспект НОД «Путешествие в страну сказок», консультация для родителей «Чем занять ребёнка дома»
  10. Приложение №11 – Консультация для родителей «Несколько золотых правил для родителей», «Как играть с логическими блоками Дьенеша»
  11. Приложение №12 – Логическая разминка
  12. Приложение №13 – Развивающие игры
  13. Приложение №14 – Логико-поисковые задания
  14. Приложение №15 – Игры с логическими блоками Дьенеша
  15. Приложение №16 – Игры со счётными палочками Кюизенера
  16. Приложение №17 – Логические задачи по темам
  17. Приложение №18 – Фотоматериалы «Предметно-развивающая среда»                   

                 

   

                                                         

                                                                                                 

Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет

мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими  понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.

Для диагностики использованы развивающие задания игр:

  • «Отгадай-ка»
  • «Умникам и умницам»
  • игра на классификацию «Назови одним словом».


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

АНКЕТА:

  1. Что интересует вашего ребенка (область знаний, предмет, явление)? В чем это выражается?

2. С какими вопросами познавательного характера обращается к вам ребенок чаще всего?

3. Чему ребенок мечтает научиться?

4. Когда он научился считать? Как это произошло? Помогал ли ему кто-нибудь?

5. Имеется ли у вас возможность поиграть с ребенком в математические или другие игры познавательного содержания?

6. Считаете ли вы, что игре с ребенком следует уделять внимание или необходимо предоставлять ему в этом полную самостоятельность?

7. Какие вопросы задает ребенок? Какого ответа добивается от вас?

8. Интересно ли ребенку рассчитываться в магазине настоящими деньгами, получать сдачу?

9. Ребенок сам об этом просит или вы ему предлагаете оплатить покупку?

10.Какие, с вашей точки зрения математические представления ребенка нужно совершенствовать?

11. В чем он испытывает трудность?

12. Привлекаете ли вы ребенка к приготовлению пищи, сервировке стола, другим домашним делам? В чем выражается его помощь? Что вы ему поручаете?

13. Кто в семье имеет возможность заниматься с ребенком? Как это происходит?

14. С кем вы советуетесь по поводу занятий с ребенком дома?

15. Как ребенок ориентируется в пространстве?

16. Хочет ли ребенок научиться определять время по часам, запомнить названия месяцев?

17. Любит ли ваш ребенок рассуждать вслух? О чем?

18. Если ребенок хочет что-то доказать или объяснить, как он это делает?

19. Интересует ли форма предмета? Обращает ли он на это внимание?

20. Хочет ли ребенок научиться решать арифметические задачи?

21. В   каких   математических   представлениях   ребенок   лучше   всего разбирается?

22. Как ребенок применяет свои математические знания?

23. Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик»?

24. Любит ли ребенок задачи на сообразительность?

25. В чем, на ваш взгляд, у ребенка проблемы в детском саду?

26. Рассказывает ли вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду?

27. Как вам удается ему помочь?

28. Есть ли положительные результаты? Какие?

29. Вы были бы абсолютно счастливы, если ваш ребенок...

Непосредственно образовательная деятельность

В поисках «Золотого ключика»

Программное содержание:

- 3акрепить знания о цифрах от 1 до 5 и их   последовательного расположения на основе накопленных знаний.

- Различать и называть геометрические фигуры.

- Определять цвет предметов.

- Развивать логику мышления и умение нестандартно мыслить.

- Развивать связную речь.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и умение всегда прийти на помощь, любознательность

Материал:  Костюм  для  Буратино,  «золотой  ключик», деревья (2  штуки), цифры: 2- 2штуки, 3,4; геометрические фигуры:

чудесный мешочек, листы бумаги с нарисованным кругом и восковые мелки по количеству детей, игрушка «Ежик», круги с цифрами 1-5 и 5 дощечек, фонограмма «Шум леса».

Ход занятия:

Воспитатель: Утром встали малыши,

Снова в садик свой пришли,

Вам мы рады, как всегда,

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Дети: Здравствуйте! (Появляется Буратино, он чем- то опечален).

- Буратино, ты почему такой грустный, что случилось?

Буратино: - Я потерял «золотой» ключик (ищет). Вы его не видели?

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь Буратино? (ответы детей)

-Но для этого нам потребуется наша смекалка.

-Отправляемся на поиск «золотого» ключика. (Звучит фонограмма «Шум леса»).

Воспитатель: В лес «волшебный» на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

- Перед нами  «волшебный» лес. Какие необычные деревья растут в этом лесу! Ребята, а чем же они необычны? (Ответы детей.)

  • Да, на первом дереве у нас разноцветные цифры (красные, синие, желтые) вместо листочков. Дерево отдаст нам цифры, если мы выполним задания: 1 .Какая это цифра? (4) Какого она цвета? (Ответы детей.)
  • Задание: Нужно хлопнуть в ладоши столько, какова эта цифра.
  • Ребята, а как называется цифра желтого цвета?(3) (Ответ детей)
  • Задание: 2.Нужно назвать сказку, в названии которой , есть эта цифра. (Ответы детей: «Три поросенка», «Три медведя»)

Воспитатель: - Отгадайте загадку: Сколько хвостов у двух котов? А отгадку вы найдете на дереве. (Ответы детей)

- Правильно, два, а сколько у нас этих цифр? (Ответы детей) - Но загадки у нас еще не закончились.

- Слушайте загадки, а отгадки ищите на «волшебном» дереве. Загадки: -1. Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

-Что это? Найдите ответ на нашем «волшебном» дереве. (Ответы детей)

-2. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

-        О какой фигуре идет речь? (Ответы детей)
- Следующая загадка:

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его .... (квадрат) (Ответы детей)

- Ребята, вы согласны, что это квадрат?

-        Буратино, а это что за мешочек у тебя за спиной? Может ключик там?
(Буратино показывает мешочек и говорит, что ключика нет.)
Воспитатель озвучивает мешочек:

Я чудесненький мешочек,

Вам, ребята, я дружочек

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть!

- Наши ребята очень любят рисовать.

Буратино: - Как здорово, я как раз захватил бумагу и «волшебные мелки». (Детям предлагается сесть за стол)

- У каждого на листочке нарисована геометрическая фигура, какая? (Ответы детей)

-Я предлагаю поиграть в игру «Придумай рисунок»

Задание: - Преврати фигуру в рисунок. (Эти рисунки дети дарят Буратино.)

- А теперь, я предлагаю отдохнуть: Физминутка «Бабочки».

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили.

На лужайке поутру

Мы продолжили игру.

(При передвижении выполняются движения согласно текста.)

(Чтобы дети не видели подложить игрушку «Ежика».)

- Я вижу ежика, здравствуй ежик! (Все присели около ежика.)

Ежик: - Ребята, а зачем вы пришли в мой лес?

Воспитатель: Мы помогаем Буратино найти его «золотой» ключик

Ежик: А я знаю, где он находится, но вы должны помочь мне построить мостик через ручеек, там мой домик. Эти дощечки будут служить вам материалом ,разложите их последовательно от одной цифры до другой

Воспитатель: На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Брёвнышки не раскатите.

(Выполнение задания с показом воспитателя. Когда все дощечки разложены дети за направляющим проходят по ним и находят ключик.)

Буратино: - А, вспомнил, когда я шёл, то останавливался под этим кустиком отдыхать. Ребята, какие вы молодцы! Вы такие дружные, умные! спасибо за то, что вы нашли мой ключик и многому меня научили: считать, рисовать, и отгадывать загадки. Я забираю ваши рисунки, а вам на память оставляю мелки. До свидание!

Воспитатель: - Вам, ребята, понравилась наша игра - путешествие? И вы мне понравились. Молодцы!

ООД  по формированию элементарных математических представлений.

Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Учить решать логическую задачу на сходство и различие.

 Развивать воображение детей, наблюдательность.

 Закреплять знания детей о цифрах и цвете.

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Материал: Игрушка Микки-Маус, дидактическая игра «Найди отличия» (2-е картинки «Снеговики»), таблица (цветная) с цифрами, тетради с заданием, цветные карандаши, Д/и «Сложи квадрат», кубики-«стульчики», мольберт.

Ход:

  1. Игровой момент. Приход Микки-Мауса. Помощь детей в ответах на вопросы персонажа

- Что бывает красным? Зеленым?

-Что бывает квадратным? Прямоугольным?

-Что бывает холодным? Горячим?

-Что бывает жидким? Твердым?

-Что бывает гудящим? Звенящим?

Дети отвечают на вопросы, сидя на кубиках вокруг воспитателя и Микки-Мауса. Персонаж участвует в игре, отвечая не правильно, дети его поправляют.

  1. Дидактическая игра «Найди как можно больше отличий».

На мольберте две картинки: «Снеговики». Микки-Маус говорит о том, что они совершенно одинаковые. Дети же находят отличия. В это время они стоят вокруг мольберта.

  1. Воспитатель спрашивает персонаж о том, знает ли он цифры. На мольберте цветная таблица с цифрами от 1 до 10. Воспитатель показывает на цифры и спрашивает детей, что это за цифры и их цвет.

Персонаж участвует в ответах, говоря не правильно.

Дети садятся за стол, где им предлагается задание: нужно закрасить клеточки с цифрой 9 – синим, а с цифрой 10 – желтым цветом.

5

9

6

10

9

7

10

6

5

10

7

9

10

8

9

4

Микки – Маус спрашивает у детей какие цифры они закрашивают и каким цветом.

4.Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети стоят вокруг педагога и выполняют движения согласно текста.

5.Д/и «Сложи квадрат».

     Дети показывают Микки – Маусу, как правильно играть в эту игру. Все садятся за стол и собирают квадрат, а персонаж хвалит детей, спрашивает, что получилось, какого цвета и из каких частей состоит.

     На этом непосредственно образовательная деятельность заканчивается, Микки – Маус прощается с детьми и благодарит за полезно проведенное время.

ТЕМА: «Сравнение  автобуса, молоковоза и поливной машины»

   Программное содержание: Учить сравнивать, обобщать; формировать понимание зависимости строения транспортных средств от среды передвижения, назначения и характера груза.

   Ход занятия. Дети обследуют игрушечные автомобили, рассматривают рисунки с их изображением. Воспитатель напоминает особенности пассажирского, грузового и специального транспорта, акцентируя внимание на независимости его строения от назначения и характера груза. Затем загадывает загадки: Братцы круглые бегут, дружно комнату несут. (Автобус.) В магазин издалека едет бочка молока, у нее гудит мотор, ей мигает светофор. (Молоковоз.)

По асфальту туча едет, дождик из нее идет, на деревья снизу льет. (Поливная машина.)

   Дети должны ответить, является ли названный в загадке автомобиль пассажирским, грузовым или специальным. Затем попарно сравниваются автомобили разного назначения.

   Воспитатель спрашивает: «Чем не похожи автобус и молоковоз?» (У автобуса есть кузов — помещение для водителя и пассажиров, у молоковоза — отдельная кабина для водителя и цистерна для молока; у них разная форма, размер и назначение; автобус — пассажирский автомобиль, а молоковоз — грузовой.) Предлагает подумать над вопросом: «Почему они не похожи?» (Автобус перевозит пассажиров, молоковоз — молоко.) Затем задает следующий вопрос: «Чем похожи эти автомобили?»

(Они имеют двигатель, раму с колесами, руль, приборы и сиденье для водителя, возят грузы, едут по дороге.)

На основании сходных признаков делается обобщение: автобус и молоковоз — средства наземного транспорта.

С помощью воспитателя дети отвечают на вопрос: «Почему похожи автобус и молоковоз?» (Они похожи потому, что имеют составные части всех автомобилей — двигатель, раму с колесами и др.).

При сравнении второй пары автомобилей встречаются повторения, что облегчает дошкольникам ответ на вопрос «почему?».

Молоковоз и поливная машина похожи. У них есть двигатель, рама с колесами, руль, кабина с сиденьем и приборами для водителя, цистерна. Они перевозят грузы, ездят по дорогам. На основании сходных признаков делается обобщение: молоковоз и поливная машина — средства наземного транспорта.

Педагог задает вопросы: «Почему молоковоз и поливная машина похожи? Почему у них есть цистерна?» (Оба автомобиля возят жидкости, поэтому на раме с колесами у них стоит

цистерна, в которой удобно возить воду или молоко. Молоковоз и поливалка похожи потому, что они автомобили, приспособленные для перевозки жидкостей.)

Эти автомобили различны. Молоковоз везет в цистерне молоко, а поливная машина — воду. Она не только перевозит груз, но и работает. У нее есть специальное устройство для поливания дороги, травы, деревьев, а у молоковоза нет.

Вместе с воспитателем дети отвечают на вопросы: «Почему непохожи молоковоз и поливная машина? Почему у одного автомобиля есть устройство для поливания, а у другого нет?» (Молоковоз — грузовой автомобиль, а поливная машина — специальный, поэтому они различны. Молоковозу устройство для поливания не нужно потому, что он должен привезти все молоко, не пролив ни одной капли по дороге.)

ТЕМА:    «Заяц и бурый медведь»

Программное содержание.

Учить сравнивать, обобщать, понимать зависимость строения тела животного, его внешнего вида от среды обитания, способа добывания пищи.

Ход занятия.

Обследуются игрушечные зайцы, бурый и белый медведи, рассматриваются рисунки с их изображением. Воспитатель рассказывает об особенностях строения тела и поведения диких животных, их среде обитания. Затем загадывает детям загадки:

Днем спит, ночью просыпается, от всех бегом спасается.   (Заяц.)

Просыпается весной, ходит в шубе дорогой. (Бурый медведь.)

На льдине он катается, тюленями питается. (Белый медведь.)

Выслушав ответы, предлагает сравнить зверей, живущих в лесу: бурого медведя и зайца.

Заяц и бурый медведь похожи, у них есть глаза, уши, зубы, их тело покрыто шерстью. Они живут в лесу. На основании сходных признаков делается обобщение: заяц и бурый медведь — дикие, лесные животные.

Воспитатель задает вопросы:

«Почему похожи эти животные?» (Заяц и бурый медведь похожи потому, что они дикие животные, приспособились к жизни в лесу.)

«Чем непохожи эти животные?» (Тело у них разное по форме, размеру и цвету. Заяц — небольшое животное, медведь — крупное. У медведя короткие уши, у зайца длинные. Зимой заяц белый, летом серый, а у медведя цвет шерсти не меняется. Бурый медведь всю зиму спит в берлоге днем и ночью, а заяц этого не делает. Заяц ест только растительную пищу, а медведь — растительную и животную.) Делается вывод: бурый медведь — всеядное животное, а заяц нет.

«Почему непохожи заяц и бурый медведь?» (Заяц запутывает свои следы, чтобы по ним его не нашли, меняет окраску зимой и летом, чтобы его не увидели хищники, а медведь других зверей не боится, медведь — большое, всеядное животное, а заяц нет. Поэтому они различны.)

На занятиях могут аналогично сравниваться другие дикие и домашние животные, средства транспорта, предметы посуды, мебели, одежды и др.

Помощь, взрослого при обучении развитому сравнению состоит не в том, чтобы постоянно называть те признаки и причины сходства и различия, которые не заметил или не понял дошкольник. Цель педагога — с помощью дополнительных вопросов, советов научить ребенка самостоятельно делать выводы, отвечать на вопрос «почему?».

Умение сравнивать с установлением причин сходства и различия формируется в разных видах деятельности, в том числе и игровой. Для этого предназначены дидактические игры «Чем и почему непохожи и похожи бурый и белый медведи?», «Чем и почему похожа и непохожа посуда?», «Чем и почему непохожи и похожи стол и стул?» и др.

   Какие признаки устанавливать в первую очередь (сходство или различие), решает воспитатель и отражает это в названии игры, ставя на первое место слово   «похожи»   или   «непохожи»,   редь

(сходство или различие), решает воспитатель и отражает это в названии игры, ставя на первое место слово «похожи» или «непохожи». Иногда очередность установления сходства и различия определяется самими играющими по общей договоренности.

   Дидактические игры с предметами и игрушками представляют значительный интерес для старших дошкольников, отвечают их стремлению изучать вещи и действовать с ними. Игры используются для развития наблюдательности, умения видеть целое и части в предмете, выделять и сравнивать основные, существенные признаки.  В условиях игры    дети    замечают    сходство    значительно отличающихся    предметов,    а   у    родственных, парных находят различия. В самом названии игр типа «Чем и почему похожи...» стоит поисковый вопрос «почему?», обращенный к играющим. Для решения игровой задачи нужно последовательно выявить признаки и причины сходства и различия. В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности дошкольников: обследование сравниваемых объектов; выявление их сходства; поиск и установление причин сходства; выявление различия; поиск и установление причин различия. Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему непохожи и похожи бурый и белый медведи?» проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.


Отличительные признаки деревьев.

Средняя группа

Цель: Закрепление и активизация словаря;

           Выделение общих и отличительных признаков елки, березы и дуба;

           Обучение образованию притяжательных прилагательных (березовый, дубовый,     еловый).

           Развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование: наборы разрезных картинок для каждого ребенка; предметные картинки с изображением дуба, елки, березы, макет березы, бумажные листья; (карточки для каждого ребенка) с изображением одного дерева (дуба или березы) и 2-х листьев (дубовых и березовых).

Ход:

  1. Предложить детям собрать разрезные картинки из 3-4 частей с изображением березы, елки, дуба. Вопрос детям: «Какое дерево изображено на твоей картинке?».
  2. Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки. На наборное полотно выставляются картинки с изображением дуба и березы.

Воспитатель: Какие части есть у дуба и березы?

Дети: Ствол, ветки, листья.

Воспитатель: Правильно, и у дуба, и у березы есть ствол. Одинаковый ствол у дуба и березы? Какой ствол у дуба?

Дети: Толстый, коричневый.

Воспитатель: Какой ствол у березы?

Дети: Тонкий, белый.

Воспитатель: Да, у дуба ствол толстый, коричневый, а у березы ствол тонкий, белый.

Аналогично сравниваются остальные части дуба и березы.

Затем детям показываются картинки с изображением березы и елки. Воспитатель показывает какую-либо часть деревьев, дети самостоятельно их сравнивают.

Например: У березы-листья. У елки-иголки.

  1. Подвижная игра «Подойдем к березе».

Мы вокруг березы весело пойдем

(Дети ходят вокруг макета березы).

Разные листочки дружно подберем.

(по ходу движения собирают листья)

Дружно вверх поднимем, покружим,

(кружение)

А потом подбросим над собой.

(подбрасывание листьев).

  1. Дидактическая игра «Подбери картинку».

На наборное полотно выставляется картинка с изображением березы, дуба, елки. Каждому ребенку раздаются картинки с изображением частей этих деревьев с яркими отличительными признаками.

Воспитатель: (показывает на изображение березы) У кого части березы?

(Дети, у которых соответствующие картинки, показывают их и называют).

Воспитатель: Как можно по-другому сказать: не лист березы, а …. Правильно, березовый лист.

Аналогично подбираются и называются картинки с изображением частей дуба и елки, отрабатываются притяжательные прилагательные: «еловый-еловая», «дубовый-дубовая».

  1. Итог.

Детям раздаются карточки с изображением одного дерева (дуба или березы) и двух листьев (дубового и березового). Дети должны провести линию, соединяющую дерево и соответствующий лист.

Оценивается работа каждого ребенка.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо отличаете и называете деревья.

Игра «Чем и почему не похожи и похожи бурый и белый медведи?»

   Дидактические задачи. Закреплять знания о диких животных. Учить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.

Предварительная работа. Беседа об особенностях бурого и белого медведей; посещение зоопарка.

Материал и оборудование. Игрушечные бурые и белые медведи, рисунки с их изображением. Желтые и зеленые фишки.

Правила игры. Дошкольники должны сначала назвать признаки различия, его причины, а затем признаки сходства и его причины. За более полное выявление различных или сходных признаков дается желтая фишка, за установление причин различия или сходства - зеленая. Побеждает тот, кто выигрывает больше фишек.

Описание игры. Воспитатель вместе с детьми обследует игрушечных животных, рассматривает рисунки.

Признаки различия: бурый медведь живет в лесу, а белый — во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя есть берлога из ветвей, а у белого нет.

Причины различия: цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого — в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток потому, что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей потому, что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособился к жизни в лесу, а другой — на льдине.

Признаки сходства: по форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи друг на друга. Тело у них покрыто густой шерстью, имеются хищные зубы. Медведи большие, сильные, самостоятельно добывают пищу.

Причины сходства: сравниваемые животные похожи потому, что они дикие звери, медведи.

В   дидактической   игре   могут   сравниваться   и   другие  дикие   и  домашние животные.

Игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»

Дидактические задачи. Учить сравнивать предметы и их составные части, находить зависимость строения мебели от ее назначения.

Предварительная работа. Беседа о мебели разного назначения, ее особенностях.

Материал и оборудование. Столы и стулья, игрушечная и детская мебель, рисунки с их изображением. Желтые и зеленые фишки.

Правила игры. Согласно порядку слов «похожи» и «не похожи» в названии игры сначала следует установить признаки и причины сходства, а затем различия. За правильное установление признаков сходства и различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Описание игры. Воспитатель вместе с детьми обследует столы и стулья, рассматривает рисунки с их изображением.

Признаки сходства: стул и стол сделаны из дерева, имеют по четыре ножки. Стол и стул нужны для того, чтобы человеку было удобно. На основе сходных признаков делается обобщение: стол и стул — мебель.

Причины сходства: стол и стул — мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.

Признаки различия: у стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чем у стола. На стол ставят тарелки и другую посуду, а на стул нет.

Причины различия: стул и стол имеют разное назначение (на стуле сидят, за столом едят), а следовательно, разную форму. Ножки у стула короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку стула облокачиваются. Столу спинка не нужна, она бы только мешала.

В дидактической игре можно сравнивать и другие предметы мебели. Применение развитого сравнения имеет важное значение для умственного воспитания   старших дошкольников, формирования у них умений анализировать и обобщать.

Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»

Дидактические задачи. Развивать наблюдательность, учить сравнивать предметы, находить связь между назначением, строением посуды и материалом, из которого она сделана.

Предварительная работа. Беседы об особенностях кухонной, столовой и чайной посуды. Обследование игрушечной посуды.

Материал и оборудование. Кухонная, столовая и чайная посуда; рисунки с ее изображением. Желтые и зеленые фишки.

Правила игры. Сначала нужно назвать признаки и причины сходства, затем — различия. За правильное установление признаков сходства или различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Описание игры (на примере сравнения фарфорового чайника и чашки). Воспитатель вместе с детьми обследует игрушечные и настоящие чайники и чашки, рассматривает рисунки с их изображением.

Признаки сходства: у чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны из фарфора, твердые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и чайнике бывает чай.

Причины сходства: фарфоровые чайник и чашка — чайная посуда. Признаки различия: у чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы было легче наливать заваренный чай в чашку. У чашки нет носика потому, что пить из него неудобно. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нем лучше заваривался. Крышка на чашке мешала бы положить в нее сахар и размешивать его ложечкой.

Причины различия: чайник и чашка имеют разное назначение, а следовательно, и разную форму: в чайнике чай заваривают, а из чашки его пьют.

В этой дидактической игре аналогично сравниваются эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюля и тарелка, кружка и сковорода. Воспитатель может изменить очередность выделения сходства и различия путем перестановки в названии игры слов «похожи» и «не похожи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Опыт работы «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: социализация ребенка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания, саморазвития. С...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Формирование основ логического мышления посредством организации игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

В возрасте 5-6 лет начинают закладываться основы логического мышления, которые необходимо развивать. Проблема логико- математической игры, как средства познавательной активности ,  является актуа...

Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

   Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться эл...

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...