«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Чердак Галина Ивановна

Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. 

Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.

Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.

     Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

   Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Современные учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности, и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию приемов логического мышления.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Из чего же складывается логическое мышление? 

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления.

Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всѐ то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте.

Можно сделать вывод: логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений; формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии развития мышления ребенка;

  • старший дошкольный возраст является синзетивным для развития логического мышления;
  • условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта через целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения;
  • формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.

Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

В процессе развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики мы решаем несколько задач:

  1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  2. Развитие у детей речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
  3. Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.

Сериация— построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

В младшей группе мы уже использовали в работе матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. В средней группе мы раскладывали полосочки, ленточки, камешки по размеру: по длине, по высоте, по ширине (в пределах 5). В старшей группе количество предметов постепенно увеличивается до 10. Как правило, детям хорошо дается построение возрастающих и убывающих рядов.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств, частей) в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Признак отличия может быть разным:

-цвет;

-форма;

-величина;

-ориентировка в пространстве;

-ориентировка во времени;

-количество и счет;

-направление штриховки.

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. На этой основе можно построить формирование аналитико-синтетического процесса: если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.

Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту и вызывающие у ребенка желание играть с ними.

Очень заинтересовывают детей игры на составление плоскостных изображений предметов. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Методика освоения этих игр очень подробно раскрыта в книге З.А. Михайловой

«Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Задание - сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.

Сравнение — логический приѐм умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых объектов.

Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.

Задания по принципу – «Найди двух одинаковых…»

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний педагога на его признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».

Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Классификация бывает:

  • по общему названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики);
  • по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие мячики, в одну коробку — длинные карандаши, в другую короткие);
  • по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые);
  • по форме (в эту коробку - квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку кубики, в эту - кирпичики);
  • по другим признакам не математического характера:
  • что можно есть и что нельзя;
  • кто летает, кто бегает, кто плавает;
  • кто живет в доме и кто в лесу;
  • что бывает летом и что зимой;
  • что растет в огороде и что в лесу.

Разделение множества на группы достаточно легко дается детям.

Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».

Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.

Очень часто сравнение и классификация завершается обобщением.

Методика формирования у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи -шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живу. (стол)
  • Нас семь братьев, летами все равные. А именем – разные. Отгадай, кто мы? (дни недели)
  • Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу, например: 1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

  1. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
  2. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)

Назначение загадок-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения.

Успешная реализация работы по развитию логического мышления возможна лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов. Современные логические и математические игры разнообразны.

Отмечу некоторые из них: настольно-печатные:

Игра «Веселая логика»

- игра-головоломка по технологии пазлы. Анализ и синтез фигур. Анализ: от предмета к его частям. Синтез: от части к целому.

Игра «Подбери узор» (заплатки), «Контуры».

Игры на объемное моделирование:

Игра «Сложи узор» - набор кубиков, по-разному окрашенных со всех сторон, для составления сюжетных картинок, предметов, узоров.

Игра развивает пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление.

Игра «Стройка» - детали соединяются как объемные пазлы. Можно составлять объемные и плоскостные фигуры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. На данном этапе проводятся игры:

-на соответствие между цветом, длиной и числом;

-на значение чисел и их цветовых изображений; - на элементы комбинаторики;

-на действия сложения, вычитания.

С помощью палочек Кюизенера хорошо закреплять понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий.

Эффективно использовать цветные палочки на закрепления материала после прохождения новой темы по составу числа.

Развитие логических приемов мышления на основе обучения с использованием занимательной математики строится в соответствии с общедидактическими принципами, которые состоят в следующем:

  • сознательности (обучение осознанное, немеханическое);
  • активности (развитие у ребенка волевого, произвольного познавательного интереса);
  • последовательности (от простого к сложному);
  • посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);
  • прочности;

     наглядности;

  • «опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).

Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста индивидуальных интеллектуальных способностей не должна быть односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении. Здесь просто обязательна помощь родителей. С целью ознакомления родителей с ролью занимательного математического материала в развитии логического мышления детей, со степенью зависимости успешного школьного обучения от уровня развития логического мышления мы выбрали следующие формы взаимодействия с семьей.

       Проводили родительские собрания, в процессе которых ознакомили родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающем влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Родители на конкретных примерах были ознакомлены с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

       Организовывали тематические выставки литературы для родителей на темы:

  1. «Критерии математической готовности старших дошкольников к школе»
  2. «Значение занимательных математических игр в развитии умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста» и др.

         Проводились индивидуальные консультации с родителями. Знакомя родителей с занимательным математическим материалом, подчеркнули его игровой характер, вызывающий интерес к нему не только детей, но и взрослых. Познакомили с видами и содержанием занимательных игр, упражнений по развитию интеллектуальных способностей, доступных детям старшего дошкольного возраста; дали рекомендации по их изготовлению вместе с детьми и советы по приобретению игр с целью создания домашней игротеки.

Таким образом, использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.

Библиография:

1.Альтхаус Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1984.

2.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1997.

3.Венгер Л.А., Дьяченко О.Т., Говорова Р.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение;

4.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З. А. Обучение математике в д/с. – М.: Академия, 1997;

5.Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в  д/с. - СПб.:  Акцидент, 1999;

6.Метлина Л.С. Математика в д/с. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984

7.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М: Просвещение, 1990;

8. Михайлова З.А. , Иоффе Э.И. Математика от трех до семи. – СПб.: Акцидент, 1998;

9.Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. –    С – Петербург: Акцидент, 1997.

10.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления через использование средств занимательной математики

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.      Должное вни...

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»  Автор:Филатова Светлана Николаевна...

Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...

Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...

Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики

методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...