Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
консультация

Филатова Светлана Николаевна

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

  

Автор:

Филатова Светлана Николаевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

  

Автор:

Филатова Светлана Николаевна

воспитатель

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Цель: обогащение родительских представлений о развитии умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

1. Подготовка к собранию:

1). К родительскому собранию подготовить памятки о том, какие развивающие игры рекомендуется приобретать (изготовить самостоятельно и организовывать) с детьми дома.

2). Организовать выставку развивающих математических игр в группе.

3) Приготовить анкеты для родителей

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые мамы и папы! Просим Вас ответить на некоторые вопросы.

Заранее благодарим за сотрудничество.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ф.И.О.

2. Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком?

3. Что мешает Вам заниматься с ребёнком?

4. Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у Вас дома?

5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?

6. Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой?

7. Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику?

8. Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям?

9.  Как Вы понимаете «занимательный математический материал», его значение и роль в подготовке к школе?

10. Какую бы Вы хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, палочки, карточки ребусы, использование ИКТ.

Х О Д   С О Б Р А Н И Я

1. Сообщение воспитателя на тему: «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе»

2.Раскрыть роль игр, занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

Подчеркнуть, что занимательный математический материал является одним из средств подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

3. Презентация выставки развивающих математических игр в группе, советы по использованию игр дома.

4. Вручение родителям памяток по организации развивающих игр математического характера с детьми дома.

Текст выступления для родителей.

Тема: «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»

За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.

Изменились методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.

Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов и др.)

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

                                             Мастер класс

Уважаемые родители! Предлагаю вам  мастер- класс по «Развитию умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

Разминка:

 В. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

У. Три стакана.

В. В комнате зажгли три свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось?

У. Одна свеча, две другие сгорели.

В. Три человека ждали поезда три часа. сколько времени ждал каждый?

У. Три часа.

В. Молодцы.

В. Игра- является одной из ведущих деятельности ребенка.

- Игра способствует умственному развитию дошкольника. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

- Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

В. Предлагаю принять участие в этих играх.

В. Прежде чем приступить к игре, ответьте считать до какого числа должен уметь ребенок в старшем дошкольном возрасте?

У. До десяти.

В. Правильно, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать цифры от 0 до 10, считать в прямом и обратном счете. И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру, для этого вам понадобиться пластилин, дощечка для пластилина и салфетка.

2. «Логические задачки»

В. Слушаем задачку. А ответ лепите из пластилина.

На уроки каждый школьник

В сумке носит треугольник.

Ты не школьник, но скажи: в треугольнике вершин сколько?

Можешь сосчитать?

У него вершинок:

В. Какую цифру вы слепили?

У. Цифру 3.

В. Есть еще, дружок квадрат,-

Треугольнику он брат,

А теперь сказать изволь, сколь сторон в квадрате:

В. Какую цифру вы слепили?

У. Цифру 4.

В. Жил да был морской конек,

Был он очень одинок,

Как- то на морской опушке

Встретил он себе подружку

И теперь в его квартире стало жить коньков:

В. Сколько коньков? Какую цифру вы будите лепить?

У. Цифру 2.

В. Молодцы, отлично справились с игрой.

Игра 4 «Ребусы»

В. Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Возьмите картинки, которые лежат на столе справа от меня. Соберите их. Внимательно посмотрите и отгадайте, какое слово в них зашифровано.

Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.

Воспитатель задаёт родителям загадку:

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Родители отгадывают: «Гусь».

Воспитатель показывает образец.

Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? ( Отвечают родители.)

Воспитатель предлагает родителям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство составят силуэт, воспитатель предлагает одному разместить на фланелеграфе расположение частей. И родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на фланелеграфе.

Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.

-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и  замыслы.

А сейчас мы немного отдохнем.

Фузкультминутка «Часики»

А часы идут, идут.

Тик- так, тик- так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (наклоны влево- вправо)

А в часах сидит кукушка

У нее своя избушка. (глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (остановиться)

В. Назовите сказки, в которых встречаются цифры.

У. «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие.

В. Много есть сказок, в которых встречаются цифры, где можно увидеть последовательность, порядковый счет. А можно и самим придумать сказку, где сказочные герои будут предлагать необычные задания.

В. Вот и я расскажу вам сказку, в ходе которой сказочные герои попадают в беду и им необходимо будет помочь, выполнив задания.

Жили- были бабушка и дедушка и была у них внучка Аленушка. Вот однажды отправилась Аленушка к своим подружка в гости. Нужно ей идти через лес. Шла она, шла и заблудилась. Очутилась на огромной поляне, где стоял сказочный замок. Это был замок Кощея.

На экране вы видите замок. Из чего же он состоит?

У. Из геометрических фигур.

В. Назовите их. Участники называют фигуры.

В. Сравните, каких фигур больше, а каких меньше. Назовите фугуры, которых больше, одним словом.

В. А в это время дед и бабка ждали свою внучку, а ее нет и нет. Плачут старики. А Ваня им говорит. –Я пойду спасать Аленушку.

- А путь у него нелегкий. Помогите Ване пройти путь по лабиринту.

Графическое упражнение «Лабиринт»

По дороге он встретил Бабу- Ягу. Она обещала показать дорогу к Кощею.

- Домик мой старый, у крыльца лесенка сломалась. Отремонтируешь ее, покажу тебе дорогу. - говорит Баба-Яга Ивану.

Работа с палочками

Разложить 10 палочек от самой короткой до самой длинной.

Отремонтировал Ваня крыльцо и Баба- Яга сдержала свое слово. Помогла Ване добраться до замка Кощея Бессмертного.

Баба- Яга поведала Кощею, какой Ваня умный, смелый и трудолюбивый и что он пришел за своей сестрой. Но Кощей решил проверить Ваню загадками.

Оглянуться не успели,

Яблоки в саду созрели,

Три румяных наливных,

Три с кислинкой- сколько их? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Вы ответьте мне, ребята,

Сколько стало петухов? (3)

Десять спелых груш

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (8)

Выполнил Кощей свое обещание и отпустил Аленушку и братца Иванушку домой.

Сказочке конец, а кто выполнял задания молодец.

Применение таких игр, сказок, решение ребусов- повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Подведение итогов.

Б. Шоу сказал «Единственный путь ведущий к знаниям – это игровая деятельность»


Рекомендации для родителей

Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем дома проводить со старшими дошкольниками:

- Лабиринты

Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.

Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.

Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.

Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «пятнашки»)

Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.

Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.

Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников

В данной работе на основе теоретического и опытно – экспериментального исследования выявлено влияние моделей на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. В первой главе было определено,...

Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики

методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших...

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"...