Сценарий родительского собрания "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики".
материал (старшая группа)

Марфутина Марина Михайловна

Сценарий родительского собрания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

в старшей группе МБДОУ "Детский сад №224 "Здоровье".

Воспитатель: Марфутина Марина Михайловна.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших дошкольников средствами занимательной математики.

1. Подготовка к собранию:

1). Совместно с детьми изготовить приглашение на собрание.

        Наши папочки и мамочки мы приглашаем вас

        15 марта в 18.00. Мы вас ждём.

2). К родительскому собранию подготовить консультацию "Занимательная математика и игры и пособия", какие развивающие игры и пособия рекомендуется приобретать или изготавливать дома с детьми.

3). Организовать выставку развивающих математических игр в группе, как готовых так и сделанных своими руками.

4). Приготовить анкеты для родителей

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на некоторые вопросы.

1.  В чем, на Ваш взгляд, заключается подготовка ребенка к школе?

2. Какие развивающие, настольно - печатные игры есть у вас дома?

3. Занимаетесь ли вы дома с ребёнком математикой?

4. Какие игры и пособия для занимательной математики есть у вас дома?

5. Как вы понимаете термин "Занимательная математика"?

6. Нужно ли использовать занимательную математику при подготовки детей к школе?

7. Какую консультацию вы бы хотели получить по формированию элементарных математических представлений у детей?.

Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, «Колумбово яйцо», «Танграмм», палочки, блокноты с  ребусами, использование ИКТ.

Х О Д   С О Б Р А Н И Я

1. Сообщение воспитателя на тему: «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

- Знакомство родителей с показателями готовности детей к школьному обучению.

- Раскрыть роль игр, занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

Подчеркнуть, что занимательный математический материал является одним из средств подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

2. Презентация выставки развивающих математических игр в группе, советы по использованию игр дома.

Текст выступления для родителей.

Тема: «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.

В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе изменились. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих не только начальным багажом знаний, но умеющих мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.

Изменились и методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.

Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Познавательные книги для детей, рабочие тетради.

Познавательная книга является своеобразным учителем, выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Часто такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.

В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:

  • в литературном сюжете, посредством ярких образов — персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;
  • изобразительными средствами (иллюстрации), что вызывает эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности.

Условно можно выделить: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников; 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе: книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации.

Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху — внизу, большое — маленькое).

Для детей более старшего возраста (5—7 лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанны на «зону ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми.

В ряде книг новая информация представлена в занимательной форме — сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»; Л. А. Левинова, К. А. Сапгар «Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая математика»; Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука»). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сюжетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.

Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).

Часто в данных книгах используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.

2.            Мастер класс

Уважаемые родители! Предлагаю вам  мастер- класс по «Развитию умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

Разминка:

 В. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

О.  Три стакана.

В. В комнате зажгли три свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось?

О.  Одна свеча, две другие сгорели.

В. Три человека ждали поезда три часа. сколько времени ждал каждый?

У. Три часа.

В. Молодцы.

В. Игра- является одной из ведущих деятельности ребенка.

- Игра способствует умственному развитию дошкольника. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

- Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

В. Предлагаю принять участие в этих играх.

В. Прежде чем приступить к игре, ответьте считать до какого числа должен уметь ребенок в старшем дошкольном возрасте?

О. До десяти.

В. Правильно, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать цифры от 0 до 10, считать в прямом и обратном счете. И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру, для этого вам понадобиться пластилин, дощечка для пластилина и салфетка.

2. «Логические задачки»

В. Слушаем задачку. А ответ лепите из пластилина.

На уроки каждый школьник

В сумке носит треугольник.

Ты не школьник, но скажи: в треугольнике вершин сколько?

Можешь сосчитать?

У него вершинок:

В. Какую цифру вы слепили?

О. Цифру 3.

В. Есть еще, дружок квадрат,-

Треугольнику он брат,

А теперь сказать изволь, сколь сторон в квадрате:

В. Какую цифру вы слепили?

О. Цифру 4.

В. Жил да был морской конек,

Был он очень одинок,

Как- то на морской опушке

Встретил он себе подружку

И теперь в его квартире стало жить коньков:

В. Сколько коньков? Какую цифру вы будите лепить?

О. Цифру 2.

В. Молодцы, отлично справились с игрой.

В. Я знаю, что родители у нас современные и знают некоторые  математические игры. Кто назовет их?

У. Танграм, Колумбово яйцо и другие игры.

Игра 3 «Колумбово яйцо»

В. Дети с удовольствием играют в эти игры. И сейчас познакомлю вас с головоломкой «Колумбово яйцо», которая отлично скрасит время и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Ваша задача- собрать фигурку по образцу. Можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

В. Какие фигуры у вас получились?

Участники называют свои фигуры.

Игра 4 «Ребусы»

В. Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Возьмите картинки, которые лежат на столе справа от меня. Соберите их. Внимательно посмотрите и отгадайте, какое слово в них зашифровано.

Игра 5 «Танграм»

Отгадайте загадку:

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто ,скажите ,он такой ?

Отгадывают: « Заяц». Воспитатель показывает образец фигуры – силуэта зайца.

- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?

Называют фигуру и её величину..

-Вот мы и рассмотрели , как составлен заяц.  А теперь, составим из своих наборов таких же зайчиков.

Выполняют задание.

После выполнения задания , проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом, рассказать, из каких фигур они составили зайца.

Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.

-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Воспитатель предлагает родителям попробовать поиграть в игру «Танграмм».

Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.

Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.

Воспитатель задаёт родителям загадку:

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Родители отгадывают: «Гусь».

Воспитатель показывает образец.

Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? ( Отвечают родители.)

Воспитатель предлагает родителям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство составят силуэт, воспитатель предлагает одному разместить на фланелеграфе расположение частей. И родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на фланелеграфе.

Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.

-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и  замыслы.

А сейчас мы немного отдохнем.

Фузкультминутка «Часики»

А часы идут, идут.

Тик- так, тик- так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (наклоны влево- вправо)

А в часах сидит кукушка

У нее своя избушка. (глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (остановиться)

В. Назовите сказки, в которых встречаются цифры.

У. «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие.

В. Много есть сказок, в которых встречаются цифры, где можно увидеть последовательность, порядковый счет. А можно и самим придумать сказку, где сказочные герои будут предлагать необычные задания.

В. Вот и я расскажу вам сказку, в ходе которой сказочные герои попадают в беду и им необходимо будет помочь, выполнив задания.

Жили- были бабушка и дедушка и была у них внучка Аленушка. Вот однажды отправилась Аленушка к своим подружка в гости. Нужно ей идти через лес. Шла она, шла и заблудилась. Очутилась на огромной поляне, где стоял сказочный замок. Это был замок Кощея.

На экране вы видите замок. Из чего же он состоит?

У. Из геометрических фигур.

В. Назовите их. Участники называют фигуры.

В. Сравните, каких фигур больше, а каких меньше. Назовите фугуры, которых больше, одним словом.

В. А в это время дед и бабка ждали свою внучку, а ее нет и нет. Плачут старики. А Ваня им говорит. –Я пойду спасать Аленушку.

- А путь у него нелегкий. Помогите Ване пройти путь по лабиринту.

Графическое упражнение «Лабиринт»

По дороге он встретил Бабу- Ягу. Она обещала показать дорогу к Кощею.

- Домик мой старый, у крыльца лесенка сломалась. Отремонтируешь ее, покажу тебе дорогу. - говорит Баба-Яга Ивану.

Работа с палочками Кюизенера.

Разложить 10 палочек от самой короткой до самой длинной.

Отремонтировал Ваня крыльцо и Баба- Яга сдержала свое слово. Помогла Ване добраться до замка Кощея Бессмертного.

Баба- Яга поведала Кощею, какой Ваня умный, смелый и трудолюбивый и что он пришел за своей сестрой. Но Кощей решил проверить Ваню загадками.

Оглянуться не успели,

Яблоки в саду созрели,

Три румяных наливных,

Три с кислинкой- сколько их? (6)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Вы ответьте мне, ребята,

Сколько стало петухов? (3)

Десять спелых груш

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (8)

Выполнил Кощей свое обещание и отпустил Аленушку и братца Иванушку домой.

Сказочке конец, а кто выполнял задания молодец.

Применение таких игр, сказок, решение ребусов- повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Рекомендации для родителей (раздать)

Разное.

Подведение итогов.

Б. Шоу сказал «Единственный путь ведущий к знаниям – это игровая деятельность»

Рекомендации для родителей

Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем дома проводить со старшими дошкольниками:

-Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов («Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»)

Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом  на части геометрические фигуры – квадрат или овал.

Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Эти игры легко можно изготовить самим из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика или других материалов.

Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

- Лабиринты

Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.

Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.

Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.

Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «15»)

Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.

Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.

Игры на составление объемных фигур из кубиков («Уникуб» - автор Б. П. Никитин, «Уголки», «Куб-хамелеон»- автор Ю. А. Аленков)

Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.  

Список  литературы:

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.

3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.

4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000

5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по  формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.

6. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

7. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009.

8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.

9. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

10. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

11. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.

12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005.

13.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания    М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

14.Интернет-ресурс  http://www.maam.ru/detskijsad/ikt-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

15.Интернет-ресурс  https://infourok.ru/pedagogicheskiy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников

В данной работе на основе теоретического и опытно – экспериментального исследования выявлено влияние моделей на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. В первой главе было определено,...

Буклет "Развитие логического мышления дошкольников средствами занимательной математики "

Буклет для родителей. Знания вашего ребенка будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»  Автор:Филатова Светлана Николаевна...

Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики

методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших...

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"...