Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».
консультация

Верховцева Елена Валерьевна

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена Валерьевна

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».

У детей 7 лет при подготовке к школе существенная роль принадлежит психическим процессам, которые тесно связны с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

   Огромное внимание в этом возрасте следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. Эти рассказы недостаточно полны, часто непоследовательны, недостаточно развернуты. Детские рассказы состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами. Часто при составлении рассказов по картине, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе изложения рассказа появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечается нарушение модели предложения, пропуск главного или второстепенного члена предложения, опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Основой связной речи, заключающей в себя различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Всё это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например:

- Яму копал? - Копал.

- В яму упал? - Упал.

- В яме сидишь? - Сижу.

- Яма сыра? - Сыра.

- Как голова, цела? - Живой.

- Ну, я пошёл домой.

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.


Заучивание и обыгрывание таких диалогических текстов помогает детям освоить вопросительную интонацию. Конкретность сформированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ. Неполные предложения помогают сохранить интонацию вопроса, услышать её в тексте. Если дети освоют интонационную выразительность в коротких предложениях, то смогут её проявлять и в сложных предложениях.

  Восклицательную интонацию лучше всего отрабатывать на закличках, потешках, так как в них присутствует восклицание. Например:

  • «Солнышко! Вёдрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам добрей!

  • «Ты, Мороз, Мороз!

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой! »

  • «Водичка, водичка!

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

  Разучивание с детьми потешек, закличек помогает научить детей выразительному и ритмичному рассказыванию.

  Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологизмы).

  Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

В своей работе мы часто используем такую фольклорную форму, как загадки. Загадки тоже помогают развивать связную речь ребёнка. Опираясь на описание признаков предмета, особенности внешнего вида и черт поведения животного, у детей складывается определённый образ. Тем самым они обогащают свою речь словами и в дальнейшим используют их в разговорной речи.

  Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей и русских народных словесных игр, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, то есть передают не только интонацию, но и чувства (страх, радость, лукавство, которые зависят от личных особенностей игроков, от духа игры. Подвижные игры очень нравятся детям. Например: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и другие. Чем чаще дети играют в эти игры, тем сильнее у них проявляются эмоции и мимика. Если вначале они просто проговаривают текст, то позднее в их речи появляется оттенок насмешки, интонации. Подвижные игры воспитывают выразительность связной речи детей.

  Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

  В старшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

  Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационно выразительности в более старшем возрасте.

  Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

  У некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

  Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с последующим развитием действия.

  Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания предлагаем Вам следующие виды упражнений, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов, что поможет ребенку самостоятельно составить план своего рассказа.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

1- предложить ребенку рассмотреть картинку.

2- задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы.

3- попросить ребенка послушать получившийся образец рассказа взрослого.

4- попросить ребенка придумать название рассказу.

5- предложите ребенку пересказать получившийся рассказ.

2. Пересказ рассказа без опоры на сюжетную картинку.

1- прочитать ребенку текст.

2- задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы.

3- дать ребенку еще раз послушать рассказ.

4- попросить ребенка придумать название рассказу.

5- предложить ребенку пересказать весь рассказ.

3. Составление рассказа по серии картинок с последующим развитием действия.

1- предложите ребенку рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.

2- задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.

3- попросить ребенка самостоятельно придумать рассказ и пересказать его.

  Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. Предлагаем Вам примерные игры для развития связной речи детей:

1-Дидактические развивающие игры (буклеты).

2- Сюжетно-ролевые игры.

  Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.        

  Для развития связной речи у детей хорошо использовать такой метод как интервьюирование, то есть игра в журналистов. Сначала роль журналиста берёт на себя взрослый, затем в роли журналиста может выступать ребёнок. Дети активно и с большим желанием включаются в игровую ситуацию «Новости нашей группы». Один из детей берет на себя роль «журналиста (корреспондента)» и проводит опрос детей на определенную тему, например, после проведенного мероприятия в группе или детском саду, после чтения художественной литературы или просмотра мультфильма, сюжетно-ролевой или режиссерской игры и т. д.

Данный метод позволяет:

- развивать личностные качества детей;

-учить преодолевать скованность;

-быть активным и самостоятельным собеседником;

-развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; -вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

    Цель предлагаемых игровых ситуаций - развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом.

  В результате метода интервьюирования, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Они становятся намного внимательнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас, он пополнится словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята научатся вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие.

  Для развития связной речи можно использовать самодельные книжки-малышки. Дети рисуют различные предметы, животных, птиц и т. д. Затем составляют небольшие рассказы, а взрослые их записывают. Здесь ребёнок выступает и как оформитель книг, и как писатель.

  В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность, и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь. Мы надеямся, что наши рекомендации помогут Вам для проведения индивидуальных занятий с Вашим ребенком по развитию связной речи в игровой форме. Игровые упражнения будут увлекательными не только для детей, но и для Вас. Желаем Вам успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».

  У детей 7 лет при подготовке к школе существенная роль принадлежит психическим процессам, которые тесно связны с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

   Огромное внимание в этом возрасте следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. Эти рассказы недостаточно полны, часто непоследовательны, недостаточно развернуты. Детские рассказы состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами. Часто при составлении рассказов по картине, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе изложения рассказа появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечается нарушение модели предложения, пропуск главного или второстепенного члена предложения, опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Основой связной речи, заключающей в себя различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Всё это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например:

- Яму копал? - Копал.

- В яму упал? - Упал.

- В яме сидишь? - Сижу.

- Яма сыра? - Сыра.

- Как голова, цела? - Живой.

- Ну, я пошёл домой.

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Заучивание и обыгрывание таких диалогических текстов помогает детям освоить вопросительную интонацию. Конкретность сформированных вопросов вызывает чёткий и простой ответ. Неполные предложения помогают сохранить интонацию вопроса, услышать её в тексте. Если дети освоют интонационную выразительность в коротких предложениях, то смогут её проявлять и в сложных предложениях.

  Восклицательную интонацию лучше всего отрабатывать на закличках, потешках, так как в них присутствует восклицание. Например:

  • «Солнышко! Вёдрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам добрей!

  • «Ты, Мороз, Мороз!

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой! »

  • «Водичка, водичка!

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

  Разучивание с детьми потешек, закличек помогает научить детей выразительному и ритмичному рассказыванию.

  Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологизмы).

  Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

В своей работе мы часто используем такую фольклорную форму, как загадки. Загадки тоже помогают развивать связную речь ребёнка. Опираясь на описание признаков предмета, особенности внешнего вида и черт поведения животного, у детей складывается определённый образ. Тем самым они обогащают свою речь словами и в дальнейшим используют их в разговорной речи.

  Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей и русских народных словесных игр, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, то есть передают не только интонацию, но и чувства (страх, радость, лукавство, которые зависят от личных особенностей игроков, от духа игры. Подвижные игры очень нравятся детям. Например: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и другие. Чем чаще дети играют в эти игры, тем сильнее у них проявляются эмоции и мимика. Если вначале они просто проговаривают текст, то позднее в их речи появляется оттенок насмешки, интонации. Подвижные игры воспитывают выразительность связной речи детей.

  Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

  В старшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

  Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационно выразительности в более старшем возрасте.

  Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

  У некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

  Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с последующим развитием действия.

  Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания предлагаем Вам следующие виды упражнений, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов, что поможет ребенку самостоятельно составить план своего рассказа.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

1- предложить ребенку рассмотреть картинку.

2- задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы.

3- попросить ребенка послушать получившийся образец рассказа взрослого.

4- попросить ребенка придумать название рассказу.

5- предложите ребенку пересказать получившийся рассказ.

2. Пересказ рассказа без опоры на сюжетную картинку.

1- прочитать ребенку текст.

2- задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы.

3- дать ребенку еще раз послушать рассказ.

4- попросить ребенка придумать название рассказу.

5- предложить ребенку пересказать весь рассказ.

3. Составление рассказа по серии картинок с последующим развитием действия.

1- предложите ребенку рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.

2- задать вопросы к каждой картинке серии, добиваясь ответов развернутыми полными предложениями.

3- попросить ребенка самостоятельно придумать рассказ и пересказать его.


  Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. Предлагаем Вам примерные игры для развития связной речи детей:

1-Дидактические развивающие игры (буклеты).

2- Сюжетно-ролевые игры.

  Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.        

  Для развития связной речи у детей хорошо использовать такой метод как интервьюирование, то есть игра в журналистов. Сначала роль журналиста берёт на себя взрослый, затем в роли журналиста может выступать ребёнок. Дети активно и с большим желанием включаются в игровую ситуацию «Новости нашей группы». Один из детей берет на себя роль «журналиста (корреспондента)» и проводит опрос детей на определенную тему, например, после проведенного мероприятия в группе или детском саду, после чтения художественной литературы или просмотра мультфильма, сюжетно-ролевой или режиссерской игры и т. д.

Данный метод позволяет:

- развивать личностные качества детей;

-учить преодолевать скованность;

-быть активным и самостоятельным собеседником;

-развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи; -вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;

-овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

    Цель предлагаемых игровых ситуаций - развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом.

  В результате метода интервьюирования, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Они становятся намного внимательнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас, он пополнится словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята научатся вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие.

  Для развития связной речи можно использовать самодельные книжки-малышки. Дети рисуют различные предметы, животных, птиц и т. д. Затем составляют небольшие рассказы, а взрослые их записывают. Здесь ребёнок выступает и как оформитель книг, и как писатель.

  В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность, и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь. Мы надеямся, что наши рекомендации помогут Вам для проведения индивидуальных занятий с Вашим ребенком по развитию связной речи в игровой форме. Игровые упражнения будут увлекательными не только для детей, но и для Вас. Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей.  Занятия, игры, упражнения»....

Консультация для родителей подготовительной группы "Развитие связной речи у детей"

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развит...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....

Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".

Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукопод...

Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

laquo;Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»...