Программа саморазвития «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
материал (средняя группа) на тему

Галкина Екатерина Вениаминовна

(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_no_3.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 г.Лысково

Программа саморазвития

Тема: «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»

(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)

Составила: Галкина Екатерина Вениаминовна, воспитатель

Актуальность темы:

    Овладение родным языком играет  огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания  действительности, речь служит основным условием воспитания и развития личности ребенка. Приоритетным  направлением  в развитии речи  детей  дошкольного возраста является  связная речь. Она играет ведущую  роль в процессе всего речевого развития ребенка. Развитие связной речи закладывает основы успешной социализации малыша и  успешного  обучения в школе.

    В настоящее время  вопрос развития связной речи у детей дошкольного возраста является актуальным в связи с всеобъемлющим техническим прогрессом, ускорением ритма жизни. Общество предъявляет все более высокие требования к развитию подрастающего поколения.  

 Актуальность развития связной речи дошкольников  подтверждают реализуемый в образовательном процессе федеральный государственный образовательный стандарт.

Исходя из этого,  можно сделать вывод, что формирование связной речи дошкольников является актуальной и значимой.

Цель:

В соответствии с ФГОС ДО:

Формирование  у детей  среднего дошкольного  возраста  устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1.Диалогическая речь:

- В разговорном  общении использовать  (с помощью воспитателя) разные  типы  предложений; формулировать  вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?)

2.Монологическая речь:

Формировать умение:

 - Составлять описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта;

-Самостоятельно пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям;

-Сочинять  повествовательные рассказы по игрушкам, картинам;

-Составлять описательные загадки и загадки со сравнением  

о предметах и объектах  живой и неживой природы.

( Детство: Примерная образовательная программа  дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.)

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • Возрастные  особенности  развития психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти)  у детей  среднего дошкольного возраста.
  • Развитие  связной речи детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных методов и приемов: игр, игровых упражнений, бесед, обсуждение ситуаций.
  • Изготовление  пособий и материалов, способствующих развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Направления работы:

  • НОД;
  • Игры и игровые упражнения в совместной и индивидуальной деятельности с детьми;
  • Речевое общение с детьми в режимных моментах.

Методы и приемы работы:

  • Словесные (образец рассказа, вопросы к детям, художественное слово)
  • Наглядные (картинки, иллюстрации, схемы, игрушки)
  • Практические (игры, игровые упражнения)

План работы

1 этап  -  подготовительный ( сентябрь  - октябрь)

  • Изучение литературы
  • Подбор дидактического материала
  • Разработка перспективного плана работы
  • Составление картотеки игр и игровых упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

2 этап – основной (ноябрь – апрель)

  • Формирование первичных   навыков  связной речи  в совместной деятельности педагога с детьми
  • Активизация полученных умений и навыков в совместной речевой деятельности
  • Закрепление и совершенствование речевых умений  и навыков в речевом творчестве.

3 этап – заключительный

  • Обобщение опыта работы по  данной теме
  • Определение перспектив работы

Предполагаемый результат:

1.Диалогическая речь:

  • В разговорном  общении   (с помощью воспитателя)  большинство детей может  использовать  разные  типы  предложений; формулировать  вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?)

2.Монологическая речь:

  • Большинство детей  может:

- составлять описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта;

- самостоятельно пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям;

- сочинять  повествовательные рассказы по игрушкам, картинам;

-  составлять описательные загадки и загадки со сравнением   о предметах и объектах  живой и неживой природы.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М.М.,   Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., - М.:  Изд. Центр Академия, 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998.

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду». –М.: Просвещение, 1991.

4.Детство: Примерная образовательная программа  дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др

5.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М.: 1978.

6. Приказ Минобрнауки  № 1155  об утверждении федерального  государственного образовательного  стандарта дошкольного образования

7. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская Программа по развитию математических представлений у детей 5- 6 года жизни в процессе ознакомления с произведениями народного прикладного искусства

Предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе, в работе по педагогическому просвещению родителей....

План-программа по развитию связной речи для детей с ОНР (первый год обучения старшая группа)

ВИДЫ РЕЧИ.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопон...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена ВалерьевнаКонсультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».У детей 7 лет при подготовке к ш...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.       ...

Программа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Программа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...