Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
материал (старшая группа)

Белышева Татьяна Васильевна

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но, если свяжите двадцать таких слов

с картинками, их он усвоит на лету.

                                                                                                                                 К. Д. Ушинский

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения.  Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.

    В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

     Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.

    Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения  внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

     Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

   Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному:

В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами;

Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями;

 В.П. Глухов - блоками-квадратами;

  Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.

Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;

· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:

· модель должна отображать обобщённый образ предмета;

· раскрывать существенное в объекте;

· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-  появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-   это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №12 «Катюша»

(МБДОУ «Детский сад №12 « Катюша»)

Программа саморазвития

«Развитие связной речи детей старшего

 дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Воспитатель:  

    Белышева Т.В.  

г. Нижний Новгород

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Актуальность

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но, если свяжите двадцать таких слов

с картинками, их он усвоит на лету.

                                                                                                                                К. Д. Ушинский

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения.  Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.

    В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

     Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.

    Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения  внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

     Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

   Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному:

В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами;

Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями;

 В.П. Глухов - блоками-квадратами;

  Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.

Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;

· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:

· модель должна отображать обобщённый образ предмета;

· раскрывать существенное в объекте;

· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-  появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-   это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Цель: Создание условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством  мнемотехники.

Задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития

-Разработать методические и дидактические материалы (проекты, картотек, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей.

-Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе.

-Представить материалы в процессе методической работы ( выступления, обобщение опыта, аттестация)

Предполагаемые результаты:

  1. Появления у детей желания пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  2. Расширение кругозора об окружающем мире;
  3. Расширение активного и пассивного словарного запаса;
  4.  Появление интереса к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  5.  Преодоление детьми робости, застенчивости.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность логопеда с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Список изучаемой литературы:

 1. Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию. Волгоград.: Учитель, - 2013.;

 2. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке «Времена года». – СП, 1998;

 3. Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей старшая группа. Образовательные ситуации и занятия. Волгоград: УЧИТЕЛЬ, - 2013.;

   4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Обучение дошкольников пересказу. Старшая  группа. М.:  ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ, - 2015.;

    5. Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам.

       СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2017;

    6. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. ФГОС.СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2017 ;

    7. Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемосхем. Волгоград.:УЧИТЕЛЬ,  - 2016.;

     8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей  дошкольного возраста. СП.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.;

      9. Сохин Ф.А.  Развитие речи детей дошкольного возраста.- М.: ПРОСВЯЩЕНИЕ, - 1984.;

   10.Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. М.: АРКТИ , - 2009г.;

    11. Ушакова О.С., Струнина  Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. М.:ВЕНТАНА-ГРАФ,-2016.;

    12. Ушакова О.С., Струнина Е.М.  Развитие речи и творчества дошкольников:  игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: СФЕРА, -  2015.;

   13.Филичева Т.Б.,Соболева А.В.Развитие речи дошкольников. Екатеринбург.: ЛИТУР,- 2000;

    14. «Воспитатель ДОУ»- Логопед №10/2016.

    15. «Дошкольник.РФ» - сентябрь-октябрь 2021 год.

Форма работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год

 Этапы работы

Тема

Сроки

Форма распространения опыта

1 этап- информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

Обогащение РППС группы.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

2 этап — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей

3 этап — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей по теме самообразования.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

План работы

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

 анализ литературы.

 постановка проблемы

изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 

 Проведение диагностики

Анкетирование родителей

Разработка плана по теме самообразования

Октябрь

Дидактическая игра «Копилка слов»  

Д/игра «Предлоги».

Дидактическое

упражнение «Из чего сделан?».

 

Д/игра «Загадки и отгадки»

Д/упражнения «Рисуем слова»

Обогащение  словаря, развитие долговременной  памяти, связной речи.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.

Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов.

Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

Учить детей графически изображать зашифрованную картинку.

Ноябрь 

Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты)

Заучивание стихотворения А.Парошина «улетают к югу птицы..»

Заучивание скороговорок

Составление  интерактивной мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть;  

Способствовать запоминанию скороговорок с опорой на мнемодорожку.

Декабрь

 Составление описательного рассказа на тему: «Моя семья»

Заучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу гулял».

Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я.Маршака

Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты)

 Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Моя семья» с опорой на  мнемотаблицу.

Способствовать запоминанию пальчиковой гимнастики с опорой на мнемодорожку.

Составление  интерактивной мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть

Январь

Составление описательного рассказа на тему: «Зима».

Упражнение «Зашифруй картинку»  

Рисуем сказку (придумывают свою)

Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

Продолжить формировать умение детей кодировать информацию.

Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Февраль

Составление  сравнительного описательного рассказа на тему: «Важная профессия»

Д/игра «Теремок»

Логоритмика «Аркикуляционкая гимнастика» (мнемоквадраты)

Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.   

Развивать связную речь детей,  обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Март

 Д/игра «Кто в домике живет?»

Составление описательного рассказа на тему: «Перелетные птицы»

Отгадывание мнемозагадок

Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.

Интерактивная мнемотаблица

Апрель

 Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху)

Д/игра «Читаем истории в картинках»

Играем с мнемокубом «Отгадай загадку – найди отгадку»

Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемодорожку.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение без опоры на наглядность.

 Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа

Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные»

Май

 Составление творческого описательного рассказа на тему: «Моя любимая игрушка».

Создание книги с творческими рассказами детей и иллюстрациями.

Д/игра «Угадайка»  

 Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.

Воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты.

 Работа с родителями в течении года

1. Анкетирование.

2. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей», «Рассказываем сказки с помощью  мнемотаблиц».

3.  Создание творческих рассказов детей и родителей на тему: «Любимая игрушка», создание книжек-малышек по русским народным сказкам.

4. Буклеты для родителей «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотехники в работе с детьми призаучивании стихотворений».

Работа с педагогами

1. ООД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»

2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т.д.

3. Консультация для молодых педагогов ДОО «Создание интерактивных мнемотаблиц для развития связной речи детей дошкольного возраста».

Предоставление отчета по работе

Форма отчетности: выступление на педсовете, мастер-класс по составлению мнемотаблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ДОУ посредствам дидактической игры»

Поможет детям в развитии творческих способностей, развитии речи....

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

  Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказыв...

Педагогическая программа «От слова к слову» по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники, дополняющая содержание образовательной области «Речевое развитие»

Предлагаю вашему вниманию программу  по развитию связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники. Программа поможет дошкольникам научиться быстро заучивать стихотворения, запоми...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...