Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Глитняк Ирина Николаевна

"Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_mnemotehnika.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 41 комбинированного вида.

Программа саморазвития

(сентябрь 2020-май 2021  г.г)

Тема: «Развитие связной речи

детей подготовительной к школе группы

 через использование метода мнемотехники»

Разработала воспитатель

Глитняк И.Н.


Г.о.г. Шахунья

2020-2021г.г.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой обеспечивает развитие личности, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности и охватывает 5 образовательных областей:

  1.  Социально – коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно – эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Наколенный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, т.к. занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.

Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьныезнаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники.

Задачи:

  • Повышение уровня речевой активности детей.
  • Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
  • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  • Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  • Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Основные направления реализации программы саморазвития педагога

-самообразование по теме.

  • Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.
  • Взаимодействие с коллегами.

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:

  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  • Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма работы

Практический выход

Диагностический

- анализ затруднений

- постановка проблемы

-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь

Проведение диагностики

Анкетирование родителей

Разработка плана по теме самообразования

1.Диагностические материалы

2.План самообразования

Прогностический

-определение цели,  задачи работы над темой

-разработка системы мер, направленных на решение проблемы

-прогнозирование результатов.

Сентябрь - октябрь

Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами

1.Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.

2.Планирование ежемесячных мероприятий.

Практический

-внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

-формирование методического комплекса.

-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

- корректировка работы.

Октябрь - апрель

Осуществление запланированных мероприятий:

-Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

-Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей.

-Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду

-Вовлечение родителей в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей»

1.Родительское собрание

2.Картотека мнемотаблиц

3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

4. Выставка мнемотаблиц

5. Размещение  мнемотаблиц в игровых зонах группы

Обобщающий

-подведение итогов

- оформление результатов работы по теме.

-представление материала.

Май

Анализ проведенной работы.

Проведение диагностики

1 Открытый показ НОД

2.Диагностические материалы

Внедренчес

кий

-использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

-распространение опыта.

Май

Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте.

1.Рекомендации родителям  

2. Консультации родителям

3.Конспект НОД

4.Картотека мнемотаблиц

5.Творческий отчет

План  мероприятий реализации практической части

1

Дата начала  работы над темой

2020 г.

2

Дата  окончания

2021 г.

3

Цели и задачи на данный учебный год.

-  Проведение диагностики;

 - Повышение общекультурного уровня;

- Применение разнообразных форм работы с детьми и родителями;

- Обобщение и распространение  собственного психолого-педагогического  опыта;

- Внести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;

-Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

- проведение итоговой диагностики.

4

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме.

Изучение материалов на интернет- ресурсах:

https://урок.рф/library/posobie_mnemotehnika_dlya_doshkolnikov_085654.html

https://nsportal.ru/user/1073778/page/rasprostranenie-pedagogicheskogo-opyta

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/opyt_raboty_po_tiemie_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_mniemotiekhniki_v_razvitii_sv

5

Практическая реализация по теме самообразования:

-разработка практического материала,  для обеспечения педагогического процесса с использованием  метода мнемотехники (конспекты занятий и т. д.);

-разработка картотеки игр с использованием мнемотаблиц  по развитию связной речи.

- проведение открытых занятий,

-составление авторских разработок в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс;

-разработка методических рекомендаций;

-  обобщение и распространение собственного опыта.

Работа с детьми:

Коррекционно-развивающие занятия с использованием приема мнемотехники для детей дошкольного возраста:

-Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

- Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

- Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей.

-Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке.

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми».

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем  для родителей.

Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: "Лучшие мнемотаблицы  по сказкам и рассказам для детей».

Родительские собрания на тему:

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Работа со специалистами:

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе.

Отчет о проделанной работе.

6

Изученная литература по теме.

  • Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, Мозайка-Синтез, Москва 2019г
  • Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» СПб, 2009
  • Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»-

Дошкольное воспитание. 2003.№10 с 16-21

  • Широких Т. Д. «Учим стих-развиваем память». Ребенок в детском саду. 2004 №2 с 59-62
  • Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
  • Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 207с
  • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
  • Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ.ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
  • Н. В. Нищева «Обучение детей  пересказу по опорным картинкам»

7

Ожидаемые результаты

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются:

  • умение анализировать научно-методическую литературу  (метод кейс-технологии);
  • умение применять полученные знания на практике.

Относительно  детей:

  • Расширится словарный запас и знания об окружающеммире.
  • Появится желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсемне трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Произойдет развитие всех сторон речи: диалогической и монологической;
  • Разовьются творческие способности.

Относительно  родителей:

  • Вовлечение в процесс речевого развития детей;
  • Знакомство с приемами и методами развития речи детей;
  • Создание в домашних условиях речевой предметно -развивающей среды.
  • Произойдет объединение   усилий родителей и  педагога  для развивающего обучения  детей в  атмосфере сотрудничества, установятся  партнёрские взаимоотношения в профессиональном общении с родителями воспитанников;

Относительно педагогов ДОУ:

  • Возникнет интерес  к моим выступлениям, и презентациям по теме моего саморазвития;
  • Повысится профессиональная компетенция в развитии речи детейдошкольного возраста.
  • Мой опыт работы будет использоваться другими педагогами ДОУ.

Выводы.

Анализируя полученные результаты, могу  сделать предварительный вывод об эффективности использования метода мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Есть положительные результаты, хотя и небольшие. Недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на это, у детей моей группы наблюдается  положительная тенденция в речевом развитии. Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию мнемотехники, способствующей развитию связной речи у дошкольников, даст более четкие положительные результаты.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты работы подтвердили правильность  выбранных методов и построения работы, позволили сформулировать следующий вывод: целенаправленное и систематическое использование метода мнемотехники  в работе с детьми дошкольного возраста способствует  эффективному развитию их связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию связной речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

"Обучение связной речи детей подготовительной к школе группы".

Презентация для педагогов дошкольных организаций. Раскрываются проблемы детской речи и пути их устранения....

План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

План по самообразованию на тему: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»К плану прилагаются консультации для родителей и...