«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гаан Анастасия Викторовна

План по самообразованию на тему: 

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

К плану прилагаются консультации для родителей и все необходимые наглядные материалы для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

175310, Новгородская область, р.п. Демянск, ул. Школьная, д.16,

тел. 8(816 51) 42 240

План самообразования

воспитателя первой кв. категории

Гаан Анастасии Викторовны

2020-2021 учебный год

по теме:

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

п. Демянск

2020 г.

Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связной речи:

- недостаточный словарный запас;

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. 

Учитывая особенность развития наглядно-действенного мышления, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи детей технологию моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой технологии является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание  слов.

Цель: выявить эффективность использования технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний  путём изучения необходимой литературы.

2.Использовать  в   работе технологию моделирования как эффективного средства развития  связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.

3. Подготовить:

-презентацию для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы»;

- картотеки:  таблицы, мнемодорожки,  предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки  по русским народным сказкам, произведения для пересказа, сюжетные, пейзажные картины.

Работа по самообразованию состоит из трех этапов:

I этап – изучение научно-методической литературы по данной теме;

II этап – составление плана работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ;

III этап – реализация плана, подготовка презентации для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы».

План работы воспитателя на 2020-2021 учебный год.

        

сентябрь

1. Подбор материала по данной теме: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»;

2.Постановка целей и задач по данной теме;

3.Разработка плана работы воспитателя;

4. Подборка научно-методической литературы.

октябрь

1.Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Осень»;

2. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень»;

3.Консультация для родителей на тему:

«Как развивать память у детей дошкольного возраста».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2.Используя технологию моделирования облегчить и ускорить процессы запоминания и усвоения текста стихотворения;

3.Консультация для родителей.

ноябрь

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Осень»;

2.Заучивание стихотворения с детьми «Осень»;

3. Пересказ рассказов по опорным схемам

«Осень под водой» Н.Сладкова;

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2.Используя технологию моделирования облегчить и ускорить процессы запоминания и усвоения текста стихотворения;

3. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

декабрь

1.Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Зима»;

2. Работа по составлению рассказов  по сюжетным  картинам «Зимние забавы»;

3. Пересказ рассказа по опорным схемам

 «Пингвиний пляж» Г. Снегирёва.

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей рассматривать сюжетные картинки и выделять их главные признаки;

3. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

январь

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Зима»;

2. Пересказ рассказа по опорным схемам

«Лесной голосок» Г. Скребицкого.

 3.Консультация для родителей на тему:

«Обучение детей рассказыванию по картинке».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

3.Консультация для родителей.

февраль

1. Пересказ рассказа по опорным схемам

 «Как медведь сам себя напугал» Н. Сладкова;

2.Моделирование сказок «Хаврошечка» и «Заюшкина избушка»;

3.Пересказ русской народной сказки «Морозко» по сюжетным картинкам.

1. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

2. Учить детей составлять графические модели и схемы, отображающие последовательность событий по сказкам;

3. Учить детей связному последовательному пересказу сказок с наглядной опорой на сюжетные картинки.

март

1. Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Весна»;

2. Моделирование рассказа «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки;

3. Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» по сюжетным картинкам.

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей составлять графические модели и схемы, отображающие последовательность событий по рассказу;

3. Учить детей связному последовательному пересказу сказок с наглядной опорой на сюжетные картинки.

апрель

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Весна»;

2. Пересказ рассказа по опорным схемам «Пушок» Г. Скребицкого;

3. Консультация или оформление папки-передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей дома?».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

3. Консультация для родителей.

май

1. Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Лето»;

2. Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Лето»;

3. Подготовить презентацию для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы»

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

3.Презентация по теме проекта.

Отчет по самообразованию

Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к образовательной деятельности, расширен круг знаний об окружающем мире.

 Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать: по схемам, алгоритмам, моделям, сюжетным картинкам и мнемотаблицам, а также умеют переводить графические символы в «живые» слова и наоборот. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь.

Повышен интерес детей к художественной литературе.

Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители стали активными участниками педагогического процесса.

Изучаемая научно-методическая литература:

1.        Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования», - Москва, 1984 г.

2.        Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.

3.        Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.

4.        Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://i2.wp.com/andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2017/02/ZimaiDeti26.jpghttps://i2.wp.com/andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2017/02/ZimaiDeti26.jpghttps://i2.wp.com/andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2017/02/ZimaiDeti26.jpghttps://i2.wp.com/andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2017/02/ZimaiDeti26.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b22/000ec4a9-8be78aa3/hello_html_6121d79a.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b22/000ec4a9-8be78aa3/hello_html_6121d79a.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b22/000ec4a9-8be78aa3/hello_html_6121d79a.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b22/000ec4a9-8be78aa3/hello_html_6121d79a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»

Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....

План самообразования «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связно...

Буклет для родителей "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы"

   Как же развивать связную речь?      Пересказывать не сложные рассказы.      Составлять рассказы по картинам и игрушкам....