"Организация различных видов деятельности в ДОУ"
консультация по теме

Воронина Елена Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razlichnyh_vidov_deyatelnosti_v_dou.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:


«Организация различных видов деятельности детей в ДОУ»

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в ДОУ:

  1. совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
  2. образовательная деятельность в режимных моментах;
  3. организованная  образовательная деятельность;
  4. самостоятельная деятельность детей.

  1. Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
  1. Образовательная деятельность в режимных моментах:
  • в утренние и вечерние часы;
  • на прогулке;
  • при проведении режимных моментов

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
  • игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
  • опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры - драматизации;
  • беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
  • слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
  • вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

  1. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
  • с одним ребенком;
  • с подгруппой детей;
  • с целой группой детей

Выбор количества детей зависит:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • вида деятельности (игровая,  трудовая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию;
  • сложности материала

  1. Самостоятельная деятельность детей.

В режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов, но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду.

Существует 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Виды детской деятельности:

  • Игровая
  • Познавательно-исследовательская
  • Конструирование
  • Коммуникативная деятельность
  • Двигательная деятельность
  • Самообслуживание и элементы бытового труда
  • Изобразительная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Восприятие художественной литературы

Сегодня мы подробнее остановимся на игровой и трудовой деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. 

В игре развиваются познавательные процессы, речь, общение, поведение, личность ребенка.

Формы работы

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации
  • Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-заместителями
  • Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)
  • Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом
  • Игры - экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой …
  • Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные)
  • Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки
  • Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)
  • Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол
  • Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные

Трудовая деятельность

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Формы работы

  • Самообслуживание  труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры, у старших дошкольников входит и забота о себе - подготовка рабочего места перед началом рисования, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг).
  • Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений)
  • Хозяйственно-бытовой труд: уборкой участка (сгребать снег, убирать листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды, помощь в уборке группы, перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.
  • Труд в природе: работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок; работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка ,уборка снега, изготовление цветного льда; работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц, участие в посадке и поливке растений; работа на летнем участке – полив растений и др.
  • Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.), изготовление атрибутов для игры, предметов для познавательно-исследовательской  деятельности и др.

Формы организации детского труда

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения могут быть: поручения индивидуальные, подгрупповые и общие. По продолжительности - кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Используются дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в живом уголке.

Общий, совместный, коллективный труд - создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Эта форма используется при наведении порядка после игр в помещении группы, труд в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)

Труд в природеУход за комнатными растениями. Оборудование: комнатное растение (фиалка, фикус, аспорагус), лейка, щётка, тряпочка, тазик с водой, пульвизатор с водой, рыхлитель (грабли), фартук.Совмест...

Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)

Ручной трудКнижки для малышей. Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные карандаши, дыракол, тесьма, салфетки, клеёнка.Совместная деятельность взрослого с детьми.[[{"type":"media","...