Мир, который мы слышим.
статья (подготовительная группа) на тему

Казикова Татьяна Анатольевна

Знакомство с звуком в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogogrannaya_rossiya.odt23.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Многогранная  Россия

 Тема: «Удивительный мир звука». Подготовительная группа № 9. Воспитатель Казикова Т.А..

Цель: Познакомить детей с физическим явлением «Звук». Объяснить, как человек с помощью звука познает окружающий мир.

           Мы слышим звук на значительном расстоянии. Звук передается в пространстве благодаря колебаниям воздуха. В космосе царит тишина, там нет звуков, потому что там нет воздуха.

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Материалы

Итоговый

результат

Октябрь

Что такое звук?

Как разыскивать эхо?

Познакомить детей с новым понятием слова. Рассказать, что когда предмет вибрирует в воздухе, частицы ударяются друг о друга и производят звук. Высата тона определяет, насколько звук высокий и низкий. Когда линейка вибрирует с медленной скоростью, частицы воздуха вокруг нее не сильно сотрясаются, и поэтому звук получается боллее низким.

Познакомить детей с понятием, что такое эхо, пояснить что эхо не одинаково.

Посмотри, как простой предмет может издавать интересные звуки.

  1. Возьми линейку помести так, что бы половина ее лежала на столе, а половина-вне стола.
  2. Крепко прижми один конеч линейки, находящийся на столе, одной рукой. С помощью другой руки оттяни второй конец линейки( вне стола).
  3. Отпусти и прислушайся к звуку. Повторяй эти действия. Можешь ли ты извлечь более высокие и более низкие звуки, двигая линейкой? Почему это происходит?

Никто его не видывал,

А слышать-всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка-кричит.

       Некрасов

Хотя эхо родит « на всякий звук свой отклик в воздухе пустом», но не на все звуки откликается оно  одинаково отчетливо.Эхо не одинаково, «ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом» . Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчетливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Звук человеческого голоса для этого менее пригоден, особенно голос мужчины. Высокие тона женских и детских голосов дают более отчетливое эхо. Вывод: Не так просто отыскать место, где эхо отчетливо слышно и один раз. Есть много равнин, окруженных лесами, стоит громко крикнуть на такой поляне, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчетливое эхо.

Пластмассовая или металлическая линейка. Край стола.

Опыт с линейкой.Фото

Разыскивали эхо в группе и на улице.

Ноябрь

Звуки и вибрация.

Знакомство с камертоном.

Рассказать ребятам, что такое «вибрация».

Показать, как звук передается в пространстве благодаря колебаниям воздуха.

Познакомить детей с новым для них словом –камертон.

Рассказать для чего нужен камертон.

Положить лист аллюминия на руку.Поднести лист ближе к лицу и подуть на него(обьяснить,что

Листок начинает слегка вибрировать и щекотать руку  т.к. ему передается вибрация  ). Можно  положить лист перед аудиоколонкой. Чем сильнее звук, тем сильнее вибрирует лист. Так же вибрирует и твоя барабанная перепонка.

Камертон-инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука. Современный настроенный инструмент камертон издает звук Ля 1-й октавы частотой 440 Гц.Был изобретен придворным английской королевы Джоном Шором, который был трубачом. Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно играть на них.

Принцып действия:

Действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор издает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона очень чист. Кроме того на него не влияет температура окружающей среды.

 

.

Лист аллюминия, аудиоколонка.

Камертон.

Опыт с  вибрирующим листком.Фото.

Рисунки.

Рисунки детей.

Декабрь

Стетоскоп.

Самодельный

Стетоскоп.

Познакомить детей с новым для них словом-стетоскоп. Рассказать, что стетоскоп может измерять скорость сердца и выявлять состояние здоровья. Это звуковой

усилитель, который передает по трубке звук к ушам.

Поместить одну из воронок в один конец садового шланга. Повторить тоже самое с другим концом шланга. Приставь одну воронку к своему сердцу, а вторую к уху. Что-нибудь слышно?

Посмотри, как звуковые волны движутся в замкнутом пространстве.

2 воронки. Отрезок садового шланга длиной 40 см. пластилин.

Эсперемент с самодельным стетоскопом. Фото. Рисунки детей.

Январь

Децибел

Звуки в театральном зале.

Суфлерская будка.

Познакомить детей с новым для них словом-децибел,рассказать,что такое-еденица измерения.

Рассказать, что суфлерская будка- своего рода физический прибор.

Единица измерения звука-децибел. Децибел соответствует звуку воспринимаемому ухом. Звук, который превышает 70 децибел, представляет опасность для барабанных перепонок.

 0-порог слышамости

20-пустыня,шопот

40-разговор тихим голосом

60-обычный звук, радио

60-70-людная улица

105-плеер, работающий на всю громкость100-110-поезд в тоннеле

120-гроза

180-ракета при отрыве от земли.

 

Спосить у детей, обратили ли они внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и туже форму? Это оттого, что суфлерская будка-своего рода физический прибор. Свод будки представляет собой вогнутое звуковое зеркало, имеющее двоякое значение: задерживать звуковые волны, идущие из уст суфлера в сторону публики, а кроме того, отражать эти волны по направлению к сцене.

Радио. СД проигрыватель.

Видео ролик.

Посещение театра.

Рисунки детей.

Рисунки детей.

Февраль

Какие у тебя большие уши!

Усилитель звука из воздушного шара

Рассказать, что чтобы лучше улавливать звуковые волны, необходимы большие поверхности.

Знакомство с проводником звука-воздушным шаром.

Важную роль в процессе улавливания звуковых волн имеет –ухо. Вот почему у животных с тонким слухом большие уши, которые могут поварачиваться в сторону звука.

Надуть воздушный шар. Поднести воздушный шар близко к уху и слегка постучать по нему ногтем с другой стороны.

Что происходит?

Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Строение уха.

Картинки животных.

Воздушный шар.

Рисунки  детей

Фото. Рисунки детей.

Март

Вибрирующие бокалы

Музыкальные

Бутылки

Показать ребятам как происходит вибрация бокалов.

Показать детям, как получаются звуки разной высоты.

Намочи  указательный палец. Проведи пальцем по краю бокала, слегка нажимая на него. Бокал вибрирует, и раздается звук.

Налей в бокал немного воды и снова сделай так, чтобы он вибрировал. Звук другой. Если использовать несколько бокалов, ты можешь даже исполнять музыку.

Вибрация бокала может передаваться второму бокалу, находящемуся совсем близко.

Бокалы вибрируют. Таким же образом, благодаря вибрации, звучит скрипка. Смычок скользит по струнам, которые начинают вибрировать и передавать звуковые волны, которые распространяются по воздуху и достигают наших ушей.

Поставь бутылки в ряд.

Налей в первую бутылку немного воды, а в следующую бутылку чуть больше воды и так до тех пор, пока не наполнишь каждую бутылку разным, но все увеличивающимся количеством воды.

Теперь возьми  ложку и ударь по бутылкам по очереди одну за другой.

Теперь ударяй по бутылкам в любом порядке.

Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота.

Хрустальные бокалы на ножке.

Немного воды.

5-8 одинаковых стеклянных бутылок.

Вода.

Ложка или вилка.

Фото. Рисунки детей.            

 Фото. Рисунки детей.

Апрель

.

Где стрекочет кузнечик?

Жужжание насекомых

Рассказать детям, что наши уши зачастую бессильны определить положение источника звука.

Рассказать детям, что крылышко- это колеблющаяся пластинка, а мы знаем, что колеблющаяся пластинка порождает тон определенной высоты.

Посадить посреди группы ребенка с завязанными глазами и попросить его спокойно сидеть, не поварачивая головы. Затем взяв две монеты, ударить ими одну о другую, оставаясь все время в той отвесной плоскости, которая рассекает голову ребенка пополам, между его злазами. Пусть испытуемый попробует угадать место , где щелкнули монеты .Результат получается прямо невероятный: звук произведен в одном углу комнаты, а испытуемый укажет на совершенно противоположную точку.

Такая же ошибка происходит, когда мы поварачиваем голову, помещая ее при этом как раз так, что кузнечик находится в плоскости симметричной нашей головы.

Муха-352 взмаха крылашками в секунду.

Шмель-220 взмахов крылышками в секунду.

Комар-500-600 взмахов крылышками в секунду.

Монеты.

Стул.

Испытуемый.

Платок.

Видео.

Фото.

Рисунки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найди предметы в которых слышится звук С.

Учить детей выделять(называеть)  предметы в которых есть звук С, находящийся в любой позиции.Ребёнок или взрослый называет представленные предметы, потом нажимает на лишние предметы и называет ос...

7 вещей которые нужно слышать каждому ребенку

Полезно для всех, независимо от возраста!...

Фразы, которые важно слышать каждому ребенку.

Фразы, которые важно слышать каждому ребенку....

Рекомендации для родителей "Фразы, которые должны слышать дети"

Рекомендации для родителей: "Фразы, которые должны слышать дети"Я тебя люблюСпасибо, что помогаешь мнеКак прошел твой день?Я на твоей сторонеЯ доверяю тебеТы сильный, не сдавайся...

Методическая разработка занятия "Фломастеры, которые умели слышать музыку"

Игровой сеанс поможет создать условия для раскрытия творческого самовыражения, потенциала и способностей каждого ребёнка....

"10 фраз, которые должен слышать ребенок каждый день!"

Предлагаю вашему вниманию фразы, которые важно и нужно говорить ребенку каждый день....

Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!

Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!...