Консультации для воспитателей: "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ."
консультация на тему

Ватылева Юлия Александровна

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacija_dlja_pedagogov.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА  К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ.

    Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живёт в то время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки, бэтманы, черепашки-ниндзя. Как же наши сказочные герои? Изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

    Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь - живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения  человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. В связи  с этим обряды, сельскохозяйственные работы и т.д. были приурочены к определённым дням и находились под покровительством христианских святых. Бытующие в народе языческие обычаи, различные магические действия (гадания, заклинания птиц и животных, обращения к силам природы) широко использовались православными народными праздниками. В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями.

    К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Поэтому необходимо  знакомить детей  как можно раньше с народными праздниками, обычаями.

    27 сентября – ВОЗДВИЖЕНИЕ

Начиная с Воздвижения, в течении  двух недель продолжались «капустницы» - девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму.

    14 октября – ПОКРОВ

Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги урожая. Проводились Покровские ярмарки, начинали играть свадьбы.

   1 ноября - СВЯТОЙ САДОК

В этот день провожали осень и встречали зиму.

    12 ноября - ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК

Считается, что в этот день прилетают зимние птицы: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели и др. Им устраивали весёлую встречу, мастерили и развешивали кормушки. Говорят: «Синичка пищит - зиму вещит, холод накликивает»

.

    1 декабря - ПЛАТОН ДА РОМАН-ЗИМОУКАЗЧИКИ

Праздник начала зимы. Длился несколько дней и справлялся по всем деревням округи по очереди. Говорят: "Каков Платон и РОман, такова и зима".

    с 7  января (с Рождества) по 19 января (Крещение) – СВЯТКИ

Святки считались волшебным, колдовским временем. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. В Рождество любой гость считался священным. На рождественский ужин приглашали так же лесных зверей. Говорили: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

    7-14 января - СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА

Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети ходили по дворам, наряжались козами или медведями, пели песни-колядки, желая хозяину урожайного года, добра в доме. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

    14 января - ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ

По старому стилю - Старый Новый год. В этот день молились о будущем урожае. В обычае были семейные застолья.

    15 февраля – СРЕТЕНЬЕ

В этот день впервые зима с весной встречаются. В этот день зима борется с весной: кому идти вперёд, кому назад. Ребятишки с утра закликали солнце, проводились игрища-зимоборы.

Февраль богат обычаями, традициями, обрядами, приметами.

Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны - МАСЛЕНИЦА.

    Её происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод.  Праздник Масленицы был связан  с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые (настоящие русские блины имели красный цвет - их пекли из гречневой или пшеничной муки). В Центральной России, помимо блинов, использовались и другие символы солнца - горящие колёса, спускаемые с гор, полыхающие костры. Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвящённое проводам зимы, с карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучелы зимы и катанием на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и весёлыми играми и затеями.

    3 марта – ОВСЯННИЧЕК

В этот день дети кормили птиц, специально выпеченными пирожками из овсяной муки - овсянничками. В это время птичка-овсянка издавала звуки, похожие на слова: «Покинь сани».

    13 марта - ВАСИЛИЙ-КАПЕЛЬНИК

В этот день обычно бывает оттепель. Говорят: «Придёт Василий-капельник - и зима заплачет».

    17 марта - ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК

На грачевник возвращались в родные края первые весенние птицы - грачи. О них сложили пословицы: «Грач на горе - весна на дворе», «Увидели грача -   весну встречай!»

.

    1 апреля - ДАРЬЯ-ПОПЛАВИХА

Этот день назывался обманным. Считалось, что шутка и смех отгоняют от людей нечистую силу, дают душевное и физическое здоровье. По поверью, чем веселее прожит этот день, тем больше счастья будет в этом году.

    апрель – ПАСХА

Это величайший христианский праздник, наступающий в воскресенье, после семинедельного Великого поста. Светлое Христово Воскресенье - день, в который совершился его переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи: пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях.

    Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников: петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

    Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно обращаться со сверстниками и взрослыми. Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания"

              Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует...

Народные праздники. как приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в вос...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...