Мини-музеи в детском саду.
статья на тему

Шаталова Ирина Юрьевна

Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), направленным, прежде всего на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), направленным, прежде всего на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителей.

Стандарт дошкольного образования, как целевой ориентир выделяет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одно из таких направлений – познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Для чего создают мини-музеи в детском саду? Создание музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Во-первых, потому, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Это название отражает возраст детей, для которых они предназначены и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

   Важная особенность мини-музея – это участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он-соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и родители.

Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире и культуре, народным творчеством и традициями.

    Цель создание мини-музея – предоставить возможность прикоснуться к культуре с помощью создания музейных экспозиции в ДОУ. Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.

  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • расширение кругозора дошкольников;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие творческого и логического мышления, воображения;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада;
  • развитие речи и расширение словарного запаса.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на 3 этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Практический этап.
  3. Заключительный этап.

Рассмотрим подробнее каждый этап создания мини-музея.

Подготовительный этап

На данном этапе необходимо определиться с темой и названием («Музей старинных вещей», «Музей насекомых», «Музей космоса»). Затем разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов и художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно необходимо привлечь родителей и детей. Также главным элементом подготовительного этапа является выбор места, в котором он будет находиться (это могут быть групповое помещение, раздевалка, холлы).

Дальше необходимо определить содержания экспозиции: надо подумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором принимают участие в изготовлении новых экспонатов, проводят беседы с детьми.

Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыт тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предлагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Практический этап.  

Данный этап начинается с определение темы и содержания, составление плана экскурсии. Дальше необходимо идет целенаправленный показ экспозиции или общая экскурсия (например, экскурсия только в библиотеку музея или полностью ко всем экспонатам). Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

   При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Заключительный этап.

В заключительном этапе необходимо подвести итоги и ответить на вопросы:

  • Что было сделано?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что нового узнали?
  • Что хотели бы узнать?
  • С кем можем поделиться полученными знаниями?
  • Анкетирование.

 

Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.

Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки — проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий — позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"

«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...

Тематическая выставка "С днем победы" в мини-музее группы №2 детского сада № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области

Макеты"Аллея славы" и "Вечный огонь"  в группе № 2 детского сада №6 г.Кирово-Чепецка Кировской обл. сделаны родителями из бросового материала....

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Мини музей в группе детского сада

Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...

Мини-музей в группе детского сада

В нашем детском саду активно работали мини-музеи в группах, созданные педагогами, детьми и родителями. Представляем наш опыт работы в рамках годового проекта ДОУ "Мини-музей в группе"....