Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»
консультация на тему

Грико Наталья Борисовна

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vos.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»


Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»

Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах. Находясь еще в коляске, ребенок становится одним из участников дорожного движения. А как только, он начинает ходить из ведомого и пассивного ребенка превращается в наиболее активного. С развитием техники увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10% ДТП происходит с участием детей. Чаще всего это связано с невыполнением правил безопасного поведение детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д. Дети чаще страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое транспортное средство.

Необходимым условием эффективной реализации программы воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах является единство и взаимосвязь детского сада, семьи и Госавтоинспекции. Ведущая роль в этом сотрудничестве принадлежит дошкольному учреждению.

При работе с детьми следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:

- речь идет не столько о заучивании правил, сколько о воспитании дошкольников. Следовательно, главное не заучить правила, сколько их, а понять (принять, превратить в прочные навыки;

- в детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;

- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;

- Занятия проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и пр., чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;

- Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения на улице;

- Как можно больше упражняться с детьми в играх, заданиях, соревнованиях: по определению расстояния (далеко - близко, дальше - ближе, скорости (быстрее-медленнее, размеров (больше-меньше);

- Использовать все доступные формы и методы работа с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и диафильм, чтение книги и прогулка - все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения.

- Исходить из того, что в дошкольном возрасте детей надо приучать к безопасному поведению вообще; безопасное поведение, что на улице считать частным случаем такого воспитания.

Методика работы с детьми.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего - через непосредственное воспитание окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями.

Второй путь - познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, диафильмы, через подвижные игры. Игры с помощью различных игрушек, картинок, иллюстраций, атрибутов.

Оба эти пути необходимо так объединить, чтобы они взаимно дополняли друг друга.

В каждом конкретном случае следует продумать форму воздействия: с группой, с подгруппой, индивидуально. Новые знания лучше давать на общих занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами.

Работа следует вести систематически: не менее 2-3 раза в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т. д.).

Какое же оборудование желательно иметь в детском саду для этой работы?

Для организации детской деятельности, прежде всего, необходимо иметь игрушки!

- Транспорт различного функционального назначения, светофоры фигурки людей.

- Разрезные картинки, кубики, мозаики.

- Настольно-печатные игры: лото типа "На улицах и дорогах", домино типа "Водители, пешеходы, пассажиры".

- Настенные картины, плакаты, сюжетные картинки. Отражающие дорожные ситуации; диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водители и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различного транспорта и т. д.).

- Дорожные знаки: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

- Фланелеграф с набором схематических изображений предметов, которые встречаются на улице, или макет с фигурками, которые можно зафиксировать в определенном положении (на магнитной доске).

- Детские художественные произведения: "Скверная история", "Дядя степа-милиционер", С. Михалкова; "Машина на нашей улице" Ильина и Сегала; "Знакомьтесь-автомобиль"; "Законы улиц и дорог", "Дорожная грамота" И. Серебрякова; " Посмотрите, постовой", "Эта улица моя" Я. Пишумова; "Красный, желтый, зеленый" А. Дорохова и др.

Хотелось бы кратко остановиться на правилах, привычках, которые должны сформироваться у детей для каждой возрастной группы.

1 младшая; 2 младшая группы.

- По улицам одному ходить нельзя. Можно только с родителями или с другими взрослыми.

- Если подошел к краю тротуара один, остановить и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги.

- Дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека.

- Дорога таит в себе опасность (воспитывать не страх перед машиной, техникой, а чувство опасности).

- Транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определенные правила и требования.

Средняя группа.

- Ходить можно только по тротуару.

- При движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуару бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать проезжую часть дороги.

- Движение на дороге регулирует светофор. Для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов - два.

- Улица можно переходить только тогда и там, где переход разрешен. Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу.

- Даже если переходишь дорогу по правилам, всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила.

Старшая группа.

- Если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево-направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а дойдя до середины дороги - посмотреть направо.

- Регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора.

- Когда едешь в транспорте, надо обязательно за что-то держаться.

- Играть возле дороги и даже стоять у проезжей части дороги - опасно.

- Выйди из транспорта, не надо спешить. Лучше подождать пока трамвай, троллейбус, автобус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.

Подготовительная группа.

- Прежде чем куда-то идти - мысленно представить себе маршрут и отметить в нем места, представляющие наибольшую опасность.

- Переходить дорогу только тогда, Когда видишь ее всю. Если ли есть, загораживающий часть дороги движущийся транспорт - подождать пока он пройдет. Если стоящая машина на пути или что-то еще мешает видеть дорогу - пройти вдоль тротуара пока не будет хорошего обзора.

- На всех маршрутах движения выбирать тот, который наиболее безопасный (рекомендован родителями, неоднократно проверен).

- Реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности.

- Улицы и перекрестки никогда не переходить "по диагонали".

- Требования дорожных знаков, сигналы регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются.

Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ним ничего плохого не случится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Цель данной работы - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наибо...

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

Информационное окно «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность и развивать интерес педагогов ДОУ к планированию образовательного процесса  по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста....

Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема воспитания безопасного поведения определяется реальнымипотребностями системы отечественного дошкольного образования исуществующими противоречиями между:-объективной необходимостью более ранне...

консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Культура поведения  рассматриваеться как составная часть нравственного поведения.Умение правильно вести себя в обществе,Понятие культуры поведения можно определить как совокупность полезных устой...

Консультация для родителей " Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыки культурного поведения, формировать сознательное отношение к порученному делу, надо начинать с дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Основы безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

У родителей безопасность детей должна стоять на первом месте!...