Информационное окно «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Абудалипова  Хамида Сабировна

Цель: повышать профессиональную компетентность и развивать интерес педагогов ДОУ к планированию образовательного процесса  по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003_2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

      МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»

Консультация  для воспитателей

«Воспитание безопасного поведения

у детей дошкольного возраста»

 Цель: повышать профессиональную компетентность и развивать интерес педагогов ДОУ к планированию образовательного процесса  по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

        Подготовила:

                                                                                                                                воспитатель

        Абудалипова Х.С.

Литература:

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 г                                                                    2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 г                                                                                                      3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 г

2013г.

        Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
      Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представление детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» эту сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
      Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения («Дошкольное воспитание» 1985, №6; 1986, №7; 1987, №7 и 9)
    Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии,
 имени и отчества родителей.
    Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.  Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности. 

     На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм. Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.
    Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.  Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным
.
     Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально. Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.
     Целесообразно обогащение предметно безопасности дошкольников. «Что если… ?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей.
     Щедрость (помощь) родителей-специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
     Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.  «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой медицинской помощи доступно детям уже среднего школьного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.) Желательно такие занятия проводить совместно с медсестрой. Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для
 закрепления правил 

Как обучать ребенка безопасному поведению.

    В исследованиях отмечается, что сфера отношений «родители -воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, Н.Г. Косолапова, М.В. Крулехт и др.)
Ведущее направление в ДОУ – работа с детьми, поскольку решить задачу воспитания безопасного поведения возможно прежде всего организуя его непосредственную деятельность. Задачи:

* Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в быту.
* Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту.
* Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

     Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании.
     Соблюдение указанных выше моментов способствует использование игровых методов и приемов. Особая роль отводится игровому персонажу, например – СТОБЕД, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), «открывает» вместе с детьми правила поведения, загадывает загадки, приносит картинки и разные задания, «придумывает» стихотворения, проводит гостей в свой дом и т.п. Именно СТОБЕД делает процесс освоения опыта безопасного поведения детьми живым; помогает им понять правила безопасности, разрешить проблемные ситуации.
Вся работа с детьми должна осуществляться при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами и ни в коем случае не «навязываться» ребенку. Дидактическая игра, занятие, чтение художественной литературы и т.п. начинается только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.
     Работа с детьми начинается с уточнения и систематизации представлений об острых, колющих и режущих предметах как источниках опасности, мерах предосторожности с ними и формирования соответствующих умений, поскольку данный вид опасных ситуаций наиболее знаком дошкольникам. Самым продолжительным по времени является второй блок опасностей в быту (объекты, приводящие к ожогам, пожарам и электротравмам, и правила общения с ними). Профилактика падений занимает приблизительно 1.5 – 2 месяца.
Домашние задания помогают упорядочить «стихийное» получение детьми опыта безопасного поведения в домашних условиях. Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы осторожного обращения с предметами быта, способствует формированию умений безопасного поведения.
В работе  широко используйте такой 
метод, как решение проблемных ситуаций. Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения. Например:

* «Вы уходите в гости и оставляете ребенка одного дома (не первый раз). При этом, вы знаете, что он любит играть и смотреть телевизор на кухне. Какие меры предосторожности вы примете и что скажите ребенку?»
* «Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы вы повели себя в такой ситуации?»
* «Ребенок любит смотреть в окно, при этом иногда стучит по стеклу, говоря что-то птицам или прохожим. Как вы будете действовать, чтобы предотвратить несчастье?»Также родители дают оценку разным формам обращения к ребенку, позволяющие увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить нежелательные. Например: «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься», вместо: «Немедленно положи на место, это опасно!» В общении с детьми старайтесь не сдерживать активность детей, а направляйте ее в «полезное русло».

Обучение детей правилам безопасного поведения должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому в своей работе одной из задач является воспитание безопасного поведения детей. Нельзя упускать время! Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.
Безопасный стиль жизни – понятие емкое. И включает  в себя 
два компонента:

1. Знание разных правил безопасности.
2. Умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Дошкольники должны знать следующие правила безопасности:

* нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
* нельзя трогать газовые краны (у плиты), спички;
* нельзя трогать и включать в сеть электроприборы;
* если увидишь где-нибудь пожар, беги и зови взрослых;
* если пожар возник по твоей вине, то самый разумный и правильный выход – это немедленно покинуть помещение (а не прятаться) и позвать на помощь соседей;
* телефон пожарной службы – 01!

Жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить. Наша задача - подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная "Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста"

Материал родительского собрание в форме гостиной для родителей. В ходе гостиной родители познакомились с программой по безопасности, узнали о результатах анкетирования по теме, познакомились с играми ...

Проблема воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и без...

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведенияу детей дошкольного возраста"

Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде....

Информационный листок "Пожарная безопасность для детей дошкольного возраста"

Достижению пожарной безопасности способствуют:нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;создание пожарной охраны и организация её деятельно...

Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста в социуме.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катас...

«Проблема информационной безопасности у детей дошкольного возраста»

Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера...

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...