Проблема воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста.
статья (окружающий мир, младшая группа) по теме

Лопакова Лариса Михайловна

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.

Когда ребенку от трех до двенадцати, он усиленно развивается, и родительская забота и ответственность кажется всепоглощающей. Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую детей подстерегает множество опасностей. Задача взрослых, - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Что означает защита детей? Означает ли она постоянное нахождение рядом с ними, чтобы уберечь их от беды?  Но это возможно лишь до определенного возраста. И все же, желание взрослых оберегать детей весьма сильно. Некоторые родители чрезмерно опекают детей, другие же, наоборот, позволяют детям слишком многое, цепляясь за иллюзию, что с их ребенком никогда ничего не случится. Оба этих крайних подхода имеют своим следствием повышенную уязвимость детей – как раз противоположное тому, чего пытались добиться их родители.

Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях, и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате они в большей степени подвержены неприятностям, как от доброжелательных, так и от не слишком доброжелательных людей. Беспомощность и низкая самооценка не защитят ребенка в потенциально опасной ситуации. А теперь взглянем на обратную сторону чрезмерной опеки: предоставляя детям слишком много свободы, возлагая на них слишком большую ответственность,  взрослые переоценивают способность  детей   учиться методом «проб и ошибок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.

Когда ребенку от трех до двенадцати, он усиленно развивается, и родительская забота и ответственность кажется всепоглощающей. Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую детей подстерегает множество опасностей. Задача взрослых, - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Что означает защита детей? Означает ли она постоянное нахождение рядом с ними, чтобы уберечь их от беды?  Но это возможно лишь до определенного возраста. И все же, желание взрослых оберегать детей весьма сильно. Некоторые родители чрезмерно опекают детей, другие же, наоборот, позволяют детям слишком многое, цепляясь за иллюзию, что с их ребенком никогда ничего не случится. Оба этих крайних подхода имеют своим следствием повышенную уязвимость детей – как раз противоположное тому, чего пытались добиться их родители.

Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях, и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате они в большей степени подвержены неприятностям, как от доброжелательных, так и от не слишком доброжелательных людей. Беспомощность и низкая самооценка не защитят ребенка в потенциально опасной ситуации. А теперь взглянем на обратную сторону чрезмерной опеки: предоставляя детям слишком много свободы, возлагая на них слишком большую ответственность,  взрослые переоценивают способность  детей         учиться методом «проб и ошибок».

Чтобы обеспечить детям безопасность, взрослые обязаны понимать, когда нужно:

1.        защитить их в такой ситуации, которая выходит за рамки их возможностей;

2.        подготовить их к ситуации, которая возможна, и с которой необходимо справиться;

3.        практиковаться с ними, потому что они пока еще не способны справляться с ситуацией без присмотра.

Некоторые устоявшиеся взгляды, способные помешать в деле защиты детей.

Иногда взрослые полагают, что чем раньше они познакомят детей со взрослым опытом, тем лучше будет для детей. При таком подходе существует риск «передозировки» - слишком раннего ознакомления детей с особенностями взрослой жизни. Подобный опыт «передозировки» может оказаться для них губительным – без достаточной интеллектуальной или эмоциональной зрелости он может вызвать у детей стрессы, морально травмировать их. Защищать детей – значит быть хорошим наблюдателем их поведения, не искажающим увиденное и услышанное. Когда педагог правильно пользуется  знаниями о детях, когда родители ставят собственные чувства на второе место, держат глаза и уши открытыми, и всегда готовы действовать в пользу детей – тогда взрослые намного лучше могут их защитить.

Исследователи говорят, что невозможно постоянно опекать детей, непрестанно суетясь рядом, либо просто надеясь на счастливый исход. Но взрослые могут защитить их, ожидая от них действий, соответствующих возрасту, не подталкивая детей за грань их возможностей. В сущности, исследования доказали, что взрослые защищают детей, давая им свободу, необходимую им для взросления, но при этом контролируя каждый их шаг. Мнение, что родители должны пугать малышей, чтобы защитить их от беды – миф, ложная концепция. На самом же деле родителям и педагогам нужно учить их правильным действиям, необходимым для достижения безопасности в самых различных ситуациях. Это означает переход от простых предостережений к обучению особым навыкам и особой информации. Для многих взрослых переход от запрета определенных действий на обучение правильным действиям означает радикальную перемену манеры и общения с детьми.

Изменение манеры общения – переход от запретов к ясным указаниям – требует сознательного решения и усилий. Слова и манера общения взрослых оказывают прямое влияние на то, будет ребенок в безопасности или станет жертвой.

Когда взрослые пугают малышей живописными подробностями того, что может случиться, если не внять их предупреждениям, они вряд ли запомнят какую-либо полезную информацию – и скорее, в памяти у малышей отложится то, что им нужно бояться.

Страх обезоруживает. Он может парализовать малышей. Запугивая их, взрослые подрывают их способность правильно реагировать в опасной ситуации вместо того, чтобы встретить опасную ситуацию уверенным поведением и применить навыки самозащиты, они окаменеют от страха, у них автоматически включается счетчик страха. Малышей можно научить аналитически мыслить в минуты опасности. Но если взрослые не контролируют собственные опасения или если родители запугивают детей ужасными историями, они не смогут применить навыки безопасности, когда те будут им крайне необходимы, - скорее всего, они замрут от страха.

По мере взросления  детей, необходимо внушать им, что мир полон людей, не жалеющих сил для их защиты. Иногда, погруженные в заботы, родители забывают, что большинство людей достойны доверия и очень отзывчивы, когда дело касается малышей. Внушения здорового чувства доверия зависит от собственных взглядов и постулатов родителей и педагогов. Например, если взрослые относятся к типу людей, с трудом доверяющих другим, то их слова и действия могут приучить ребенка к мысли, что мир большей части состоит из весьма опасных и бессовестных людей. С другой стороны, если взрослые верят, что все добры и заботливы, то они игнорируют реальности современной жизни. Нельзя внушать детям, что каждый из людей стремится угодить им всей душой. Это просто неправда.

Как воспитывать в детях здоровое чувство доверия и разумный взгляд на наш мир?

Ученые предлагают: во-первых, по мере их взросления родители и педагоги  должны постоянно внушать им мысль о том, что большинство людей достойны доверия. Когда малыши подрастут достаточно, чтобы понять, что есть исключения из этого правила, необходимо рассказать им, что некоторые люди ведут себя с детьми недостойно, а кое-кто причиняет детям серьезный ущерб. Затем следует научить их, что делать столкнувшись с опасностью, но при этом не переставать повторять им, что большинство людей не способны причинить зло детям.

Взрослые должны говорить на тему столкновения  детей со злом понятными для них словами. Совершенно ни к чему и потенциально опасно для детей рассказывать им об опасностях окружающего мира прежде, чем они смогут понять их. К тому же они верят, что мама и папа знают все обо всем и обладают волшебными силами сделать все еще лучше. Вначале дети верят в абсолютные истины: доброе и злое, хорошее и плохое. Бесполезно рисовать картину мира, которую они не способны увидеть.

Подрастая и постепенно узнавая все более, окружающий мир дети открывают для себя одну реальность за другой, и они должны быть подготовлены к тому, с чем и с кем им, возможно, придется столкнуться. Каждый раз, когда взрослые делятся с детьми трудными истинами, они должны помнить, что цель – это укрепить их чувство безопасности, а не уничтожить его.

С каждым шагом к независимости родители или педагоги должны давать детям очередную частицу информации об окружающей их действительности. Но взрослые должны делать это вдумчиво и осторожно.

Такой подход помогает детям выработать реалистичное чувство безопасности и здравое отношение к опасностям в окружающем их мире.