Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект
материал по обучению грамоте по теме

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе - является весьма актуальной на сегодняшний день.

Специальная психология и педагогика располагает рядом исследований, посвящённых особенностям развития познавательных процессов у  детей с ЗПР:

  1. памяти (Н.Г. Поддубная, 1975; Н.Г. Лутонян, 1977; В.Л. Подобед, 1981 г);
  2. речи (В.И. Лубовский , 1978 ; Е.С. Слепович, 1978 , Р. Д.  Триггер, 1981; Н. Ю. Борякова, 1983 );
  3. мышления (Т. В.  Егорова , 1975; С.А. Домишкевич, 1987 ; ИА. Коробейников, 1980 Т.А. Стрекалова , 1982);
  4. игровой деятельности (Л.В.  Кузнецова, 1984, Е. С. Слепович, 1990);
  5. учебной деятельности ( Г. Н. Жаренкова , 1975 ; С. Г. Шевченко ,1994 );
  6. личности  (Е.Е. Дмитреева, 1990, Е. Н . Васильева, 1994, Г. Н. Ефремова, 1997).

Материалы этих исследований доказывают ,что основное внимание педагогов коррекционных групп должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с ЗПР , обеспечению полноценного психологического базиса для развития мышления, речи , познавательной активности .Следует стремиться к использованию  педагогических технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребёнком качественного нового уровня развития. В формировании личности большое значение имеют  механизмы саморазвития. В условиях  дизантогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребёнок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослым, в самостоятельной деятельности. Ребёнку с ЗПР  необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведёт его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

Важным принципом в работе с детьми с  ЗПР, направленным на компенсацию дефекта их психического развития, отмечает  У.В.Ульянова, является умение педагога научить детей удивляться, спрашивать взрослых и сверстников, стимулировать их желание понять, стремление найти объяснение непонятному явлению или предмету, т. е. развивать их познавательную активность.

Работу в этом направлении необходимо продумывать, дифференцировать и усложнять.

Если на начальном этапе целью работы является умение разбудить у детей элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная работа по формированию любознательности, наблюдательности.

Всем известно, что фронтальная деятельность предполагает деятельность, которую дети уже освоили, и задача её самоутвердиться в своих возможностях. Учёт степени развития познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы дошкольников с ЗПР, характер проявления на этой основе нарушений восприятия, внимания, мышления, памяти вызывает необходимость расширения коррекционной работы на подготовительном этапе и включению направлений по формированию ряда сенсорных и психических  функций без которых невозможно добиться эффективности коррекционно-развивающей работы у данной категории детей.

Однако проблема развития и коррекции ряда сенсорных и психических функций у детей с ЗПР остается недостаточно раскрытой. Традиционные методы и формы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Это послужило исходными предпосылками для разработки в этом направлении вариативных форм работы с дошкольниками, которые способствовали бы развитию ВПФ и познавательной активности детей с ЗПР. За основу была взята оригинальная методика для детей 5-7 лет «Карточки Ханса», автором которой является немецкий психолог Ханс Вогель. Разработаные специальные задания, упражнения были адаптированы и систематизированы для использования на коррекционно –развивающих занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в группе детей с ЗПР. Эти задания были распределены в соответствии  с этапами коррекционно-развивающего обучения с лексическими темами и темой занятия. При работе с детьми в группе и при подборе материала для занятий учитывались основные принципы коррекционно-развивающей работы, исходя и теоретических позиций Л.С. Выготского – А.Р. Лурии :

  1. учет закономерностей формирования ВПФ;
  2.  учет слабого звена ВПФ в процессе развитии и коррекции;
  3. высокая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в коррекционный процесс.

Все это подтверждает актуальность выбранной темы нашего исследования: «Коррекционные и дидактические возможности методики «Карточки Ханса» как средства развития познавательных и психических процессах детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объектом нашего исследования является процесс формирования и коррекции ВПФ старших дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования: вариативные средства и формы работы развитие познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработка системы коррекционной работы с использованием методики «Карточки Ханса» повысит познавательную активность детей данной категории.

Цель: исследовать развитие познавательных и психических процессов, интереса и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на индивидуальных и подгрупповых занятиях с применением методики «Карточки Ханса».

Задачи: 

  1. изучить теоретический аспект проблемы: выявить особенности развития познавательных и психических процессов старших дошкольников с ЗПР; определить коррекционные и дидактические возможности методики «Карточки Ханса» как средства развития познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
  2. определить направление и формы работы каждого педагога в группе;
  3. составить общую схему работы по развитию познавательной активности детей с ЗПР при использовании методики «Карточки Ханса» специалистами и воспитателями, работающими с группой детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
  4. разработать тематическое планирование проводимых занятий с использованием методики «Карточки Ханса» по определенным направлениям работы каждого педагога;
  5. составить конспекты коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием методики «Карточки Ханса»;
  6. апробировать данную методику на практике, обеспечивая целостность процесса КРО, и проанализировать результаты ра

боты.

Методы нашего исследования:

  1. анализ нормативной и научно-методической литературы по проблеме;
  2. изучение опытов работы;
  3. анкетирование;
  4. эксперимент;
  5. наблюдение;
  6. беседа;
  7. анализ результатов познавательной деятельности детей;
  8. диагностика.

Научная новизна: обогащение современной дошкольной науки о возможностях вариативных форм работы по развитию познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Теоретическая значимость: определение эффективных форм работы по развитию познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Практическая значимость: разработанный и апробированный в экспериментальной деятельности проект по развитию познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР  может быть использован в других учреждениях, интегрирован в другие территории.

1.определение методологических основ и организационно-методических подходов существующих в практике ДОУ к формам работы по развитию познавательных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Сроки и этапы реализации проекта.

Проект рассчитан на 3 года работы-

С сентября 2009г. по май 2012г.

1 этап: сентябрь 2009г - май.2010г.

Задачи:

Постановка проблемы; определение объекта и предмета исследования; формирование гипотезы, цели и задачи исследования; изучение необходимой психолого-педагогической, дефектологической литературы по данной проблеме. Работа по теоретическому аспекту и подбор практического материала, использование отдельных игр и упражнений из методики «Карточки Ханса» в КРО.

2этап: сентябрь 2010г – май 2011г.

Задачи:

1.Анализ работы на 1 этапе, корректировка проекта.

2.Составление общей схемы работы специалистов и воспитателей, работающих с группой старших дошкольников с ЗПР, по реализации коррекционно – развивающего обучения с применением методики «Карточки Ханса».

3.Создание условий для реализации практической деятельности педагогов.

4.Разработка планов и конспектов проводимых занятий с применением игр и упражнений из методики «Карточки Ханса».

5.Апробация разработанных занятий по развитию познавательной активности детей с ЗПР на практике.

3 этап: сентябрь 2011г – май 2012г.

Задачи:

1.Анализ работы на 2 этапе работы.

2.Корректировка общей схемы работы специалистов и воспитателей по развитию познавательной активности детей с ЗПР с применением игр и упражнений из методики «Карточки Ханса».

3. .Апробация разработанных занятий по развитию познавательной активности детей с ЗПР на практике.

4.Анализ результатов проведённой работы, обобщение и распространение опыта педагогов.

Предполагаемые результаты:

-нахождение эффективных методов и приёмов работы с детьми с ЗПР в процессе КРО;

- повышение интереса и познавательной активности у детей с ЗПР;

- достижение более высокого уровня развития познавательных и психических процессов старших дошкольников с отклоняющимся развитием.

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР. 

Исходными предпосылками разработки системы работы по  развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР стало давно назревшая необходимость внедрения новых вариативных форм в коррекционно-развивающего обучение. Для проведения коррекционно-развивающей работы за основу была взята методика «Карточки Ханса» развития познавательных процессов у детей 5-7 лет. Методика была адаптирована для работы в группе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игровые упражнения, которые мы использовали в коррекционных занятиях, удобны тем, что не требуют изготовления специальных пособий, все легко можно сделать своими руками и бросового материала. Такие игры учат самоанализу, умению логически мыслить, развивать память – зрительную и тактильную, внимание, развивают и обогащают речь детей, расширяют словарь и воспитывают грамматически-правильную речь, помогают легче усвоить некоторые математические понятия и представления, формируют пространственные ориентации. Очень важно в этих играх знакомить детей с цифрами на самом первом этапе. Специфика этих игровых упражнений является поэтапность и различная степень сложности развития познавательных процессов у детей. Это позволяет использовать их на всех этапах коррекционного обучения.  Они помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка  порядок упражнений можно менять и сокращать их продолжительность. Нашу систему работы по «Карточкам Ханса» мы назвали «Глаз – мысль – рука», т.к. она направлена на развитие четырёх взаимосвязанных психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), определяющих познавательные возможности детей и в деятельность ребёнка включаются его зрительные, слуховые и тактильные анализаторы.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Вни мание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ре бенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выпол нять ряд заданий, предполагающих удержание внимания воле вым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важ но развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны меж ду собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально дока зано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение ин формативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подра зумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них.

План коррекционных занятий по развитию познавательных процессов «Глаз – мысль – рука» в старшей группе детей с ЗПР.

Лексическая тема

Психические процессы

Содержание

Познавательные цели

Степень сложности

№ упражнения

Животные

Внимание

«Пестрый сказочный зверь», «Приведи животных в порядок».

Обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать образ в своём сознании.

1,2 уровни.

2, 18;

2, 24;

Память

«Что изменилось?», «Запомни картинки».

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие зрительной памяти.

1 уровень.

1, 3;

1, 10;

Восприятие

«Что забыл нарисовать художник?», «Форма», «Цвет».

Развитие наблюдательности, ориентирования на форму. Развитие целостности восприятия. Развитие наблюдательности, умение использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания. Развитие способности к сличению и сортировки предметов по форме, цвету и величине.

1 уровень.

1, 6;

1, 7;

Мышление

«Сравнение предметов», «Здесь что-то неверно. Сделай правильно»

Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

1,2 уровни.

1, 3;

2, 5;

План коррекционных занятий по развитию познавательных процессов «Глаз – мысль – рука» в подготовительной группе детей с ЗПР.

Лексическая тема

Психические процессы

Содержание

Познавательные цели

Степень сложности

№ упражнения

Школа

Внимание

«Куда идут дети?», «Найди одинаковые направления».

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

2,3 уровни;

2,10;

3,12;

Память

«Посчитай дальше», «Как продолжить?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?».

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

4 уровень;

4,4;

4,5;

4,7;

4,7;

Восприятие

«Сделай из двух слов одно», «В городе», «Куда дует ветер».

Развитие пространственных представлений. Развитие фонематического восприятия. Развитие ориентирования в пространстве.

2,3 уровни;

2,4;

3,14;

2,4;

Мышление

«Что лишнее?», «Что подходит друг другу?», «Понадобятся ли тебе эти предметы в школе?».

Развитие способности по ряду признаков определить предмет. Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

2,3 уровни;

2,6;

3,10;

3,11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и без...

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...

Эффективность метода проектов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями...

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ имеет большое значение работа с родителями вопитанников....

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе

Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...