Использование инновационной технологии "Лэпбук" в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Технология создания лэпбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_statya.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» г. Бирска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного воспитания и обучения. Поэтому нам, педагогам, необходимо внедрять инновационные технологии в работу с детьми. Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных и речевых возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышают и помогают развивать внимание. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Современный ребенок должен не только много знать, уметь ориентироваться в информационном пространстве, но и последовательно мыслить и уметь анализировать.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В процессе игровой деятельности необходимо дать детям не просто новые знания, а сформировать мыслительные операции. Познание всего в дошкольном возрасте происходит именно через игру.

Сейчас великое множество различных игр, направленных на всесторонне развитие детей. Я хочу вас познакомить с дидактическим интерактивным пособием, которое можно легко выполнить самим или вместе с детьми. Это - «лэпбук» (англ. lap – колени, book – книга) - интерактивное пособие в виде папки А 3 или А 4, сложенной определенным способом, на прочной основе, в которую вставлены различные вкладки (конверты, кармашки, мини-книжки, гармошки и т.п.), подвижные детали, настольно-печатные игры, иллюстрации и материал на определенную тему.

Термин «лэпбук» впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала данное средство в домашнем обучении для своих детей. Она назвала ее именно так, потому, что весь лэпбук умещался на коленях ребенка. Адаптировала его в нашей стране Татьяна Пироженко – автор блога о развивающих играх, занятиях, поделках, опытах и экспериментах для детей «Это интересно!».

Когда наши родители и дети впервые столкнулись с лэпбукингом, они влюбились в него сразу же и навсегда. Почему? Потому что для детей лэпбук – это игрушка. Причем это игрушка, которую дети могут изготовить сами! Ну, или вместе со своими родителями или воспитателем, которые руководят процессом.

На первый взгляд лэпбук очень похож на большую аппликацию. Что происходит с аппликацией, когда мы ее уже сделаем? Она занимает место среди прочих поделок в шкафу, мы уже к ней не возвращаемся, и она навсегда пропадает из жизни детей. То есть она не приносит никакой пользы: с ней нельзя играть, применять ее. А дети ведь очень практичные.

С лэпбуком, в отличие от аппликации, все иначе. Весь смысл его изготовления как раз в том, чтобы впоследствии можно было играть с ним достаточно долгое время. Аппликация перестает быть аппликацией – она становится игрушкой. Дети с большим удовольствием раскрашивают свое творение, обклеивают его наклейками, ленточками, украшают, берегут и заботятся о нем. Но это еще не все: в лэпбуке очень много различных скрытых от глаз интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который безумно нравится детям. Детей интересует тайна, загадка, что-то, что находится внутри, что еще неизвестно, но вот-вот будет раскрыто. Лэпбук – это средство обучения. От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал легко и без всяких усилий.

Зачем нужен лэпбук?

Во-первых, он помогает ребенку по желанию организовать сбор информации по изучаемой теме и лучше понять, осмыслить и запомнить материал.

Во-вторых, это хороший способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с большим удовольствием повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

В-четвертых, лэпбук хорошо подходит для организованной образовательной деятельности в группах.

В-пятых, создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Для работы над лэпбуком подходит все: цветная и плотная бумага, вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки, распечатанные тексты и графики.

Остановимся подробнее над этапом создания лэпбука.

1.Выбор темы. Тема может быть как общей, так и более конкретной. Часто темой будущего лэпбука я беру с названия тематической недели.

2.Составление плана будущего лэпбука. Здесь важно определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей: с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Это своего рода домашнее задание, где родители вместе со своими детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр, загадок, стихов. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подробная информация соответствовала возрасту, эстетическим и этичеким требованиям.

3.Рисование макета. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Окончательной сборкой готового лэпбука занимается сам воспитатель.

После сборки составляем паспорт лэпбука – документ, который опредеяет состав и значение содержания лэпбука. То есть, паспорт лэпбука – это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.

Хочу представить вашему вниманию пример лэпбука на тему «Зимующие птицы». Весь материал данного пособия направлен на закрепление знания детей о зимующих птицах, на формирование умения находить нужную информацию о птицах, развивать логическое мышление и художественно-творческие способности детей, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Пособие представлено в виде папки форматом А 3 со складными листами А 4. Картинки для оформления лэпбука распечатаны на цветном принтере, заламинированы и проброшюрованы.

В лэпбук «Зимующие птицы» включены 8 развивающих элементов.

1.Конверт «Сложи картинку». Внутри конверта – серия карточек с изображением зимующих птиц: снегиря, синицы, воробья, сороки. Задача: собрать целую картинку из частей по образцу.

2.Плакаты «Зимующие птицы» и «Перелетные птицы».

3.Кармашек «Раскрась картинку».

4.Корм для птиц. Маленькие пакетики, в которых размещены разные крупы, семечки, орехи, засушенные ягоды.

5.Загадки. Отгадывание загадок дает возможность детям находить соответствующую птицу.

6.Пословицы в виде складной гармошки. Дети учатся понимать и объяснять смысл пословиц.

7.Кармашек «Стихотворения». Авторские стихотворения о птицах.

8.Настоящее перо и бумажные перья, для проведения упражнения «Подуй как ветерок».

Данное пособие разработано мною для работы с детьми 4-7 лет. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Он полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен, то есть информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.

- прочен, учитывая то, что с ним будут заниматься дети, он должен быть достаточно крепким.

- эстетичен, то есть лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки.

- вариативен: желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

- доступен: его структура и содержание должны быть доступны для детей дошкольного возраста; никаких методических рекомендаций, лишней информации, больших текстов.

- пригоден к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера.

Применяю данное пособие в таких образовательных областях как познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а так же в свободной самостоятельной деятельности детей.

Наличие многочисленных кармашков и сложенных картинок способствует развитию мелкой моторики рук, а наличие корма и перьев - тактильных ощущениях. Упражнение с перышком «Подуй как ветерок» развивает артикуляцию.

Таким образом, разработанное мною дидактическое пособие в виде занимательного лэпбука многофункционально и оказывает большую помощь в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста.

Литература

1.Панина Т.С. Лэпбук – многофункциональное пособие для развития речи // Ребенок в детском саду. – 2017. - №4. – С. 72-74.

2.Слепцова Е.Г. Лэпбук «Моя семья» // Ребенок в детском саду. – 2017. - №4. – С. 75-79.

3.Пироженко Т. (Электронный ресурс). URL.: https://plus.google.com/+ТатьянаПироженко (дата обращения: 25.02.18).

4.Тонких Е. Что такое лэпбук и как его использовать? (Электронный ресурс). URL.: http://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-lyepbuk-i-kak-ego-ispolzovat-vsyo-novoe-yeto-horosho-zabytoe-staroe-lyepbuk-ne-isklyuchenie.html (дата обращения 05.10.17).

5.Рыкова А. Виды лэпбуков. (Электронный ресурс). URL.: https://lepbuk.ru/lepbuk-svoimi-rukami/vidy-lepbukov/ (дата обращения 25.02.18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Использование инновационных технологий воспитания и обучения детей с ОНР

Использование мнемотехники как средства развития речи у детей с ОНР позволяет расширить возможности обучения ребенка и вовлекает его в процесс занятия....