Познавательное развитие дошкольника в процессе элементарного экспериментирования
консультация на тему

Кучеренко Любовь Александровна

Участие в райной педагогической конференции по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-eksperementalnaya_deyatl._novoe_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольников в процессе элементарного экспериментирования в условия введения ФГОС ДО.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
                                                      В.А.Сухомлинский.

В процессе эксперимента идет развитие памяти, обогащение речи ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментируя дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.

 Осуществляя опытно-экспериментальную деятельность с детьми я ставлю следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечивать обогащение познавательного и речевого развития детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей

4.  Развивать у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5. Развивать умственные способности детей посредством формирования способов познания и сенсорного анализа.

6.  Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка (коммуникации, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий).

Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:

  1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
  2. «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
  3. «Физические явления» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
  4. «Человек» (функционирование организма и др.).
  5. «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

     Учитывая специфичность и сложность такой формы работы как эксперимент, я создаю  следующие условия проведения экспериментирования:

  • учитываю то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда формируется внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;
  • учитываю также индивидуальные различия, имеющиеся у детей
  • учитываю право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и ребёнка);
  • в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
  • я веду себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно
  • в работе с детьми стараюсь не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и активным познанием, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они живут.

Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями, с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке,в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные, повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие;

- сравнительные;

- обобщающие.

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные;

- поисковые;

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использую следующие формы работы с детьми:

  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
  • Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, «Солнечный зайчик», «Поплывет или утонет», «Парусные кораблики» и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
  • Эвристические беседы при наличии у детей  представлений о явлениях природы. (Например, Сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Как вы думаете, почему так?
  • Чтение научной и художественной литературы.
  • Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
  • Организация коллекций и выставок.
  • Организация мини-музеев.
  • Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Цели экспериментирования: поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

 Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации

ФГОС ДО.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта

Дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников

получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие

возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность,

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного

возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса,

развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственных наблюдениях и опытах.

   Последовательность детского экспериментирования:

1. Целеполагание.

2. Выдвижение гипотез.

3. Проверка предположений.

4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.

5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её

реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т.е. ребёнок сам шаг за

шагом выступает исследователем.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

 Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

                                                              К.Е. Тимирязев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования

Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ...

Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, ...

Познавательное развитие дошкольников в процессе элементарного экспериментирования

Презентация из опыта работы по поисково-познавательной деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

В непосредственно образовательной деятельности дети познакомятся  с нетрадиционной техникой рисования  с помощью манной крупы, губной помады, уголька, песка.Научатся отгадывать загадки,...

Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»

Педагогическая концепция«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности» Слайд № 1Вашему вниманию представляю мою педагогическую ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех ...