Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Куделина Марина Сергеевна

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_28_voronezh.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Россоши

 россошанского муниципального района Воронежской области

ДОКЛАД

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Музыкальный руководитель IKK

Куделина Марина Сергеевна

г.Россошь, 2018 г.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Цель художественно-эстетического воспитания - воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и  наслаждаться ими".

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.

Основная часть

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок  НОД и праздников  по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.

Задачи праздников:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.
  • Приобщать к музыкальной народной культуре.
  • Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
  • Развивать познание о Благодати, добре.
  • Обогащать  впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное. 

В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Покров», «Рождество», « Благовещение»,«Пасха», "Троица", "Сретение"и др. Празднование таких праздников стало в нашем  детском саду традицией  В каждой группе , начиная с старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Предварительно мы опрашиваем родителей , предлагаем заполнить анкету, дающее разрешение родителей на данные занятия . Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными  принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы  привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. Большая работа проводится с нашей Россошанской и Острогожской епархией, в 2014 г. был заключен договор о сотрудничестве. На каждый православный праздник, который проводится в ДОУ из нашей епархии приглашается священник. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Заключение

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.

Список использованной литературы

  • Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
  • Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  • Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  • Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  • Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007.-175 с.
  • Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1999.
  •  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
  • Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
  • Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  •  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Развитие художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическая деятельность – это та деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки...

Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в работе с природным и бросовым материалом»

Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку.Изготовление игрушек, поделок из п...

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...