Главные вкладки

    Педагогические конфликты и способы их разрешения
    статья на тему

    Мишарина Оксана Михайловна

    Педагогические конфликты и способы их разрешения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskie_konflikty.docx37.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогические конфликты и способы их разрешения

    Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов.  Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. Нежелание учеников учиться говорит о конфликте педагога с учащимися. В этом случае мы имеем дело с конфликтом деятельности.

    Конфликты деятельности  возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении

    Причинами такого конфликта часто становятся: повышенная утомляемость; неспособность усвоить большой объем учебного материала; отсутствие объективной помощи со стороны учителя. Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень. Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

    Профессиональные условия труда представителей педагогических профессий классифицируются специалистами как стрессогенные. Основными источниками стрессов у педагогов являются эмоциональное напряжение и отрицательные аффективные переживания, возникающие вследствие затруднений и межличностных конфликтов в педагогической коммуникации, негативной модальности профессиональных взаимоотношений.

    Существует достаточно много способов и методов борьбы со стрессом, как индивидуального, так и организационного применения.
    На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

    • создание благоприятного организационного климата;
    • налаженная система обратной связи;
    • участие сотрудников в процессе принятие решений;
    • командные и проектные формы организации труда;
    • четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;
    • равномерное распределение рабочей нагрузки;
    • социальная поддержка персонала;
    • специальные программы управления стрессами.

    В основе возникновения внутриличностных конфликтов педагогов находятся разнообразные и многочисленные требования к личности самого педагога, присутствие значительных профессиональных стереотипов, нормативно-социальные ожидания, многофункциональность педагога, существенные физиологические и информативные нагрузки. Также, возникновение внутриличностных конфликтов обосновывается индивидуальными особенностями педагога.

    Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй - отрицательные. 

    Отрицательные последствия внутриличностного конфликта:

     • прекращение развития личности, начало деградации;

    • психическая и физиологическая дезорганизация личности;

    • снижение активности и эффективности деятельности;

    • состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;

    • появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;

    • появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;

    • разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

    • деструкция существующих межличностных отношений;

    • неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности,

    • повышенная чувствительность к критике;

    • пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;

    • девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;

    • неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;

    • жесткий формализм - буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;

    • поиск виноватых - обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.

    Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.

    Положительные последствия внутриличностного конфликта:

    • конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
    • конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
    • внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;
    • конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
    • преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конфликты и способы их разрешения.

    В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....

    презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"

    Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...

    Конфликты и пути их разрешения

    Семинар для воспитателей и администрации детских садов. Я постаралась преподнести материал так, чтобы сотрудникам детского сада было нескучно принимать участие в семинаре, и в тоже время они смо...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

    Данная презентация раскрывает проблему педагогических конфликтов, рассматривает стороны конфликтов, в частности берется конфликт детей. Акцент сделан на подборе методов и способов выхода и разрешения ...

    "Детские конфликты и способы их разрешения."

    Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения....

    Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"

    Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"...