Круглый стол "Конфликты и способы их разрешения"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гильванова Гузель Кадимовна

круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_konflikty.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Психолого-педагогическое просвещение педагогов о конфликтных ситуациях, причинах, особенностях, участниках, последствиях  и способах разрешения конфликтов; способствовать сплочению коллектива, умению понимать друг друга без слов; установление положительных эмоциональных связей между участниками; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.

Задачи:

1. Дать определение понятия «конфликт», раскрыть его сущность;

2. Показать стадии развития конфликта;

3. Выделить положительные и отрицательные стороны конфликтов;

4. Определить стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения.

Ход проведения:

  1. Вступительная часть

Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень рада вас видеть! Хочу начать наш круглый стол с шуточной игры.

Игра «Зачем я сюда пришла»

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я сюда пришла». И зачитать их.

Мне обещали незабываемую шоу-программу

Хочу занять у кого-нибудь денег

Я скрываюсь от полиции, и мне нужно было алиби

У меня просто не было другого выбора

Это моя тайна, я не могу вам раскрыть ее

Без меня это мероприятие просто не состоялось бы

У меня спецзадание — собрать компромат на всех присутствующих

Хочу спеть свою любимую песню

Во спросили! Я уже и не помню, зачем я тут!

Посмотреть, во что теперь одеваются

Я тут живу!

Ошиблась дверью!

Потому что мне негде сегодня ночевать!

Дома не с кем поболтать, а тут столько народу…

Разве трудно догадаться? Здесь хочу я оторваться!

Здесь хочу я пошалить и народ повеселить

Не хочу вам признаваться, но мечтаю я подраться!

Зачем я здесь, да почему? Ничего вам не скажу!

II. Основная часть

Тема нашего круглого стола – конфликты и способы их разрешения.

Презентация

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия);

2. Осознание данной ситуации как конфликтной (хотя бы одной из сторон);

3. Конфликтное поведение (ссоры, ругань);

4. Исход конфликта (разрешение).

Упражнение "Яблоко и червячок"

Сядьте по - удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Не раздумывая.

Презентация

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество - является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.

Игра на сплочение коллектива «Сороконожка»

Встать в круг друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает:

- двигаться вперед;

- бегать;

- приседать;

- прыгать на одной ножке;

- проползать между препятствиями (перешагнуть стул, обруч, пройти по скакалке).

Главная задача играющих – не разорвать единую цепь.

  Упражнение «Претензии»

Между кем могут быть конфликты?

Конфликты могут быть между коллегами, между воспитателем и родителем, между ребенком и воспитателем, между администрацией и специалистами, между администрацией и родителями.  

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды: 1 команда родителей и 2 команда педагогов.

Первая команда пишет претензии родителей к воспитателям.

Вторая команда пишет претензии воспитателей к родителям.

Первая команда зачитывает высказывания, вторая должна ответить на них. Потом вторая зачитывает, а первая отпирается.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликтов»

Первая команда пишет положительные стороны конфликтов, а вторая команда – отрицательные стороны конфликтов.

Зачитываем ответы.

Плюсы

Минусы

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

•Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Упражнение "Посещение зоопарка"

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

  1. Заключительная часть

   У каждого из нас свой характер, свои особенности, взгляды, интересы, ценности. И, тем не менее, нас объединяют единые педагогические задачи, эффективность и качество решения которых зависит во многом от того, насколько будет едина и дружна наша педагогическая команда, каким будет психологический климат в нашем образовательном учреждении.

Давайте будем дружными, не будем конфликтовать, будем помогать друг другу и делится своим хорошим настроением!

Рефлексия

Какие впечатления у вас от прошедшей встречи? Нужны ли они вам? Какие есть пожелания?

    Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Всем спасибо за участие! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и способы их разрешения.

В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....

презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Педагогические конфликты и способы их разрешения....

Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

Данная презентация раскрывает проблему педагогических конфликтов, рассматривает стороны конфликтов, в частности берется конфликт детей. Акцент сделан на подборе методов и способов выхода и разрешения ...

"Детские конфликты и способы их разрешения."

Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения....