ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
статья на тему

Куделина Марина Сергеевна

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_doshkolnikov_sredstvami_muzyki.doc23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы

музыкального руководителя

МКДОУ ЦРР — детский сад № 5 г. Россоши

Куделиной Марины Сергеевны

«ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

         Актуальность выбранной мной темы очевидна. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.

Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно организованную деятельность, праздники и развлечения, родительские собрания.            

Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

 На своих проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.

        Я стараюсь разнообразить построение музыкальной деятельности. Помимо интегрированных и  типовых, провожу  тематические и сюжетные.  Но какой бы по виду деятельность  не являлась, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, чтобы  дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Помимо непосредственно организованной деятельности я веду кружок дополнительного образования «Домисолька», где принимают все одаренные дети детского сада, которые могут  наиболее полно проявить, показать и раскрыть себя в песнях, танцах, в традиционной и нетрадиционной игре на музыкальных инструментах.

Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви   к  ближнему. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

- художественное восприятие.

- художественный анализ.

- художественное исполнение.

- художественное творчество.

Процесс слушания музыки очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.  Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие  задачи:

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;

- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;

- умение слышать себя и товарищей;

-  умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песня  вводит  в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Музыкально- ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Следуя основным педагогическим принципам, комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:

- выразительное исполнение музыки;

- художественное слово;

- показ движения;

- образное сравнение;

- игра;

- творческое задание, импровизация.

Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала , его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».

Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами  воспитания у детей патриотических чувств через музыку....

Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами музыки

Известно, что смысл занятий музыкой с дошкольниками не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков. Музыкальная деятельность развивает воображение, творческое мышление, память дошкольн...

Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки

Изучение народной культуры помогает не только более глубокому осмыслению полученных знаний, но и формирует в детях национальное самосознание...

Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки

Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки».

Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства....