Главные вкладки

    Программа кружка "Истоки"
    рабочая программа на тему

    охотникова людмила анатольевна

     Программа кружка по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуре создана на основе программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" предназначена для детей стаошего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc213.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 10 «Белочка»

                                                                                      Утверждено

                                                                                  Педсовет №               от

    Рабочая программа

    по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры

    «ИСТОКИ»

    (создана на основе программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)

    Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

                                                                                                           

                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                 Охотникова Л.А.

    г.Нижневартовск

    2015г.

    Содержание

    1. Паспорт программы………………………………………….….3
    2. Пояснительная записка………………………………………....4
    1. Цели и задачи программы………………………………...4
    2. Планируемые результаты………………………………....7
    1. Содержание программы «Истоки»……………………………..8
    2. Мониторинг…………………………………………………….16
    3. Список литературы ……………………………………………18

    Паспорт программы

    Наименование программы

    «Истоки» программа по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры

    Автор программы

    Воспитатель – Охотникова Людмила Анатольевна

    Цели и задачи программы

    Цель:

    развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры.

    Задачи:

    1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.

    2.Формировать духовно-нравственные качества личности ребёнка через использование нетрадиционных форм ознакомления с культурным наследием России, с устным народным творчеством.

    3.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.

    4.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.

    5.Воспитывать у дошкольников любовь к Родине, родному краю.

    Срок реализации программы

    2015 – 2017гг.

    Целевые участники

    -Дети старшего дошкольного возраста

    -Педагоги

    -Родители воспитанников

    Ожидаемые конечные результаты

    • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
    • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
    • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
    • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

    Пояснительная записка

    Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.

                                  В.В.Зеньковский

    В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодежи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

            Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим иточником познавательного и нравственного развития детей.

            Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д). исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

    Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.  

    В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

            В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно – прикладным искусством. В программе даны темы занятий и их программное содержание. Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет.

    Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Кроме этого программу существенно дополняют занятия по декоративно – прикладному искусству.

            Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России и включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями,  трудом   русского народа  по  народному  календарю,  с  поэтическим  народным творчеством.  Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному  творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

            Цель: развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры.        

    Задачи:

    1. Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.
    2. Формировать духовно-нравственные качества личности ребёнка через использование нетрадиционных форм ознакомления с культурным наследием России, с устным народным творчеством.
    3. Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.
    4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.
    5. Воспитывать у дошкольников любовь к Родине, родному краю.

    Направления:

    1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

    1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
    2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

    Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
         «Изодеятельность», где используются произведения народно-прикладного искусства.

          «Музыкальное воспитание», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д.

           «Художественная литература» - использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.)

           «Ознакомление с окружающим», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

           «Физическое воспитание», где знакомят детей с народными играми.

    Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используем в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей: игры, праздники, досуги, посиделки, занятия в музее «Русской избы», отдельные режимные моменты.

    Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

    • Беседы;
    • Занятия на основе метода интеграции;
    • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
    • Экскурсии;
    • Дидактические игры;
    • Экспериментирование с различными художественными материалами;
    • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
    • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
    • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

     Работа строится на следующих основных принципах:

    1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации. «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнн и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я. А. Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.
    2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.
    3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игра.

     Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивает реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность. Ученые – психологи А.М.Мухина, А.А.Люблинская, П.Я.Гальперин и другие, изучая умственную деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обогащению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.

    Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

    Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов, которые прослеживают путь происхождения предмета, например: «Из прошлого ложки» и др.

    1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения    разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
    2. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

    Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно  возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

    1. Не менее важный принцип педагогики – принцип наглядности. Этот принцип Я.А.Коменский считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».

    Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

    Методы и приемы

            Метод обучения – это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, направлена на достижение дидактических задач.

            Прием обучения, в отличии от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.

    • Метод интерактивной игры.

    Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка. Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей  на достижение поставленных целей и к разработке плана занятий. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

    • Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организовывать с помощью наглядных методов, что дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

    Без наглядности невозможно провести ни одного занятия.

    • Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
    • Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному воспитанию.

    Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний, умений и навыков и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных.

    • Информационно – коммуникационные технологии.

    Позволяют проводить с показом слайдов, презентаций, видеороликов.

    Предполагаемые результаты

    • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
    • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
    • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
    • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

    Исходя из вышеизложенного мы выбрали приоритетным направлением в работе с детьми «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Формы занятий:  подгрупповые, интегрированные. Дополнительное занятие по данному разделу ведется во вторую половину дня, 1 раз в неделю.
    Продолжительность занятий:
    в старшей группе - 25 минут,
    в подготовительной группе - 30 минут.
    Всего 36 занятий в год в каждой группе.

    Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
                Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

    Работа с родителями.

    Используются разнообразные формы работы:

    • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
    • Беседы;
    • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству.

    Перспективное планирование (старшая группа)

    № п\п

    Дата

    Тема занятия

    Программное содержание

    1.

    Сентябрь

    Русская деревня и ее жители.

    Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.

    2.

    Знакомство с русской избой.

    Знакомить с традиционно – бытовой культурой русского народа, расширять активный словарь.

    3.

    Русская изба (предметы обихода).

    Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа; познакомить детей с внутренним убранством русской избы; обогащать словарный запас новыми словами.

    4.

    Теремок.

    Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

    5.

    Октябрь

    Печь - матушка

    Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

    6.

    С хлебом – солью всякая шутка хорошая.

    Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, об одном из любимых угощений – пряниках. Познакомить с русскими народными сказками «Каша из топора», «Лиса и Журавль».

    7.

    Зеленый, стебелек, наливайся, колосок.

    Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Знакомство со сказкой «Золотые серпы».

    8.

    Жил – был Самовар.

    Приобщать детей  к русской народной культуре, расширять общий кругозор; знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара, правилам поведения за столом.

    9.

    Ходит сон близ окон…

    Знакомить со старинным предметом – «колыбелькой»; активизировать в речи слова колыбелька, зыбка, люлька; развивать познавательный интерес к песням, потешкам.

    10.

    Ноябрь

    Русский народный женский костюм.

    Расширять представления детей о старинном русском национальном костюме; формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружющем мире, отражению этих представлений в оформлении национального костюма; воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине.

    11.

    Русский народный мужской костюм.

    Приобщать дошкольников к истории национальной культуры; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; конкретизировать знания о русском костюме; обогащать их словарь.

    12.

    Как рубашка в поле выросла.

    Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

    13.

    Утюг.

    Формировать у детей отчетливое представление о назначении и строении электроутюга; познакомить с его историей.

    14.

    Декабрь

    Здравствуй, гостья зима!

    Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы.

    15.

    Эх, лапти мои, лапти липовые…

    Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях; развивать связную речь.

    16.

    Валенки, да валенки.

    Дать детям представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе. Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову, умение использовать средства языковых выразительности при составлении загадок, сказок. Обогащать словарный запас.

    17.

    Волшебный сундук Деда Мороза.

    Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказке «Два Мороза». Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.

    18.

    Валенки, да валенки

    18.

    Январь

    Народные игрушки.

    Продолжать знакомить детей с историей России, уточнять и расширять знания о характерных особенностях русской глиняной игрушки; прививать интерес к художественным произведениям русских мастеров.

    19.

    Народная игрушка – кукла – самоделка.

    Познакомить с народной игрушкой – куктой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

    20.

    Русская матрешка.

    Познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; расширять словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.

    21.

    Глиняные расписные.

    Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения. Познакомить с глиной и ее свойствами. Вызвать интерес к дымковским игрушкам: желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек (кольца, дуги, точки). Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.

    22.

    Февраль

    Филимоновская радуга.

    Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

    23.

    В гостях у городецких мастеров.

    Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями.

    24.

    Золотая Хохлома.

    Продолжать знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством русского народа. Формировать представления об общественной значимости труда мастера прикладного искусства.

    25.

    Платок – посередочке цветок.

    Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада.

    26.

    Март

    Золотое веретено.

    Познакомить с женским народным ремеслом прядением и орудиями труда (прялкой, веретеном); расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

    27.

    Маша варежку надела.

    Познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

    28.

    Из прошлого ложки.

    Познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

    29.

    Приди, весна, с радостью.

    Познакомить с временем года – весной, его особенностями, используя заклички, стихи, загадки, приметы; учить весеннюю закличку; развивать интерес к народному творчеству – фольклору.

    30.

    Апрель

    Веселье лучше богатства.

    Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением. Вызвать интерес к сказке «Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде.

    31.

    Водичка, водичка.

    Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Познакомить с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».

    32.

    По щучьему веленью.

    Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему веленью». Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора.

    33.

    Яичко к светлому дню.

    Рассказ о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо»

    34.

    Май

    Русь деревянная.

    Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал, связывая его качества и свойства с назначением предметов. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

    35.

    Всякому молодцу ремесло к лицу.

    Дать детям представление о значении труда и трудовых умениях в жизни каждого человека. Познакомить со старинными ремеслами (сапожник, гончар), познакомить с русскими народными сказками «Горшок», «Летучий корабль».

    36.

    Прощание с избой. Посиделки.

    Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

    Перспективное планирование (подготовительная группа)

    № п\п

    Дата

    Тема занятия

    Программное содержание

    1.

    Сентябрь

    2.

    Не печь кормит, а руки.

    Закрепить знания детей о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас.

    3.

    Осенины. Оспожинки.

    Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас.

    4.

    Домотканые половики и техника их изготовления.

    Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления.

    5.

    Октябрь

    Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна.

    Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Развивать интерес к ручному труду. Познакомить со сказкой Ш.Перро «Спящая красавица».

    6.

    Красному гостю – красный угол.

    Уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре.

    7.

    Полотенце вышивала петухами, утками.

    Познакомить детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер отражает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц.

    8.

    Семья вместе – душа на месте.

    Сформировать представление о родословной

    9.

    Злое истребление. Монголо – татарское нашествие.

    Рассказать о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Познакомить со старинными оружием.

    10.

    Ноябрь

    Коса – девичья краса.

    Дать детям представление о старинных женских прическах. Расширять словарный запас.

    11.

    Женские головные уборы. Традиционные женские головные уборы.

    Способствовать формированию интереса детей к русскому женскому головному убору, их разновидностями; обогатить словарный запас детей словами: венец, повой, кичка, кокошник, развивать память, зрительно-моторную координацию воспитывать интерес к национальной культуре.

    12.

    Народная игрушка - деревянная игрушка.

    Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обобщать словарный запас.

    13.

    В морозный денек – да за сказочку.

    Познакомить детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных) как жанром устного народного творчества. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначность слова, напевность русской речи и т.п.)  

    14.

    Декабрь

    Грамоте учиться – всегда пригодится.

    Рассказать детям о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности для всего славянского народа. Познакомить с историей возникновения письменности на Руси, рассказать о первопечатнике И.Федорове, о дне Наума – грамотника.

    15.

    Зимушка – зима.

    Продолжить знакомить детей с произведениями пейзажной живописи.

    16.

    Зима не лето – в шубу одета.

    Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа.

    17.

    Голубая Гжель.

    Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом.

    18.

    Январь

    Пришла коляда, отворяй ворота.

    Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

    19.

    И сила уму уступает.

    Рассказать детям понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить детей с жизнью народа, его прошлым, его обычаям и традициям.

    20.

    Волшебная палочка

    Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

    21.

    Путешествие на златогривой чудо – тройке. Русское народное декоративно – прикладное творчество. Мастера Палеха.

    Познакомить детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве. Рассказать о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку.

    22.

    Февраль

    Сретенье.

    Познакомить детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником.

    23.

    Зимние узоры. Вологодское кружево.

    Познакомить с творчеством вологодских кружевниц.

    24.

    Богатыри земли русской.

    Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В.Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас.

    25.

    Своя земля и в горсти мила.

    Продолжать рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами: В.Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у детей интерес к былинной живописи.

    26.

    Март

    Нет милей дружка, чем родная матушка.

    Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями).

    27.

    Широкая Масленица.

    Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником.

    28.

    Весна – красна.

    Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи.

    29.

    Сороки.

    Познакомить детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы).  

    30.

    Апрель

    Шутка греет человека.

    Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка.

    31.

    Где песня поется, там весело живется.

    Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении.

    32.

    Декоративно – прикладное искусство. Вернисаж.

    Развивать внимание, мышление, речь; определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

    33.

    Креативное рукоделие. Цепочка из воздушных петель.

    Заинтересовать детей с вязанием крючком.

    34.

    Май

    Русская березка.

    Познакомить детей с обрядами, связанными с березой. Познакомить с картинами: И.Левитан «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа.

    35.

    Россия матушка.

    Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры. Углублять и расширять представление о Родине – России; воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину; продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки, игры).

    36.

    Прощание с «Русской избой». Коллективное панно из лоскутков.

    Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.

    Диагностическое исследование знаний и умений на начало __________ учебного года по этнокультурному развитию в _________группе

    Теоретические знания

    Знания о жанрах устного народного творчества

    Знание о быте русского народа и традициях народной культуры

    Знание истории русского народного костюма

    Знание  народных подвижных игр

    Знание русского народного прикладного искусства

    Знает достопримечательности своего города

    Практические знания

    Называет любимые сказки, героев сказок

    Умение выразительно, в собственной манере пересказывать отрывок из сказки

    Использует в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.

    Умеет играть в подвижные и хороводные игры

    Умение играть на национальных инструментах

    Умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоций и состояния, характер, движения национальных образов

    Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах

    Умеет украшать бумажный силуэт декоративной росписью.

    Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла

    Умеет лепить игрушки из пластилина

    Результат

    Методы оценки результативности программы:
          Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
          Результаты продуктивной деятельности детей.

    Критерии мониторинга

    Старшая группа

    1. Понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбелька.
    2. Иметь представления:
    • О русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;
    • Устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки;
    • Истории возникновения предметов быта;
    • О русской народной игрушке – матрешке, игрушках из глины;
    • Предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка, варежка, пряжа, прялка;
    • Характерных особенностях русского костюма;
    • Старинной русской обуви – лапти;
    • Малых формах фольклора: потешки, песни;
    • Народных праздниках Осенины, Масленица;
    1. Знать и объяснять значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы, значение народных праздников и гуляний: ярмарка, Масленица и др.

    Подготовительная группа

    1. Иметь представления:
    • О русской печке, ее назначении, приспособлениях: ухват, кочерга, деревянная лопата, полено;
    • Народной игрушке («кукле – закрутке», матрешке); игрушке из глины(каргопольской, филимоновской, дымковской); игрушке из дерева;
    • Видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслов;
    • Народных праздниках и их традициях;
    • Истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках.
    1. Понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод.

    Литература

    1. Бойчук И.Т. Ознакомление детей дошкольного возраста м русским национальным творчеством. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013г.
    2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А.Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
    3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост. Л.С.Куприна и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 г.
    4. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/В.В.Малова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
    5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г.
    6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет / авт.-сост.В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
    7. Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа/ авт. – сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

    Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

    Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

    Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

    Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

    В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...