Главные вкладки

    Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста
    творческая работа учащихся на тему

    Евдокимова Анна Валерьевна

    Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_okt.docx62.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    «Творчество – особый вид деятельности,

    Он в самом деле несет удовлетворение» (С.Моэм)

    Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

             В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

    Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

    И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

    Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности. И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

    Преимущество дополнительного образования заключается в том, что оно не является строго регламентированным видом деятельности, и оно может осуществляться в свободное время без ограничения временных рамок.

    Все это способствовало организации кружка для старшего дошкольного возраста «Начальное техническое моделирование» (технической направленности). Цель которого развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из различных материалов.

    Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

    В чём значение бумагопластики в развитии детей?

    Бумагопластика:

    - развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, - происходит развитие глазомера. - работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

    Бумагопластика имеет огромное значение:

    - в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса - она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. - знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. - активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

    С учетом развития словесно-логического мышления дошкольников (ребенку очень сложно сразу начать выполнять полноценные работы) работа в кружке была разбита на этапы.

    На первоначальном этапе работы было выделено время для знакомства детей с материалом. И основной вид деятельности с воспитанниками на этом этапе был исследовательский, совместно с детьми мы изучали свойства различных видов бумаги,  способы сборки, крепежей деталей друг к другу.

    Следующим этапом работы стало знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним модели.

    Например, при изготовлении зимней птички – снегирька, мы с детьми рассмотрели схему, рассмотрели из скольких деталей нужно сделать модель, потом сравнили схему с деталями, обсудили, как они крепятся и что должно получиться в результате. После этого дети приступила к выполнению модели.

    Когда у детей сформировались навыки работы по готовой схеме, предложила им смоделировать предмет из бросового материала. Хочется отметить, что детям не предлагалась готовая схема моделирования, им необходимо было самостоятельно продумать последовательность работы, составить план действий с целью получения готового результата, разработать схему будущей модели. Парковка для автомобиля (из картонных коробок) для мальчиков и ажурная шляпка из салфеток для девочек.

    Очень интересной и увлекательной оказалась работа по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Ребятам было предложено изготовить избушки сказочным персонажам из разных видов бумаги. Вот где проявляется творчество! Дети предложили разные способы, а самих зверьков придумали вырезать из старых ненужных книжек. Работы получились необычные, порой даже забавные. Работу Петровой Валерии мы отправили на конкурс и получили диплом участника всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке».

    В развитии творческих способностей у воспитанников происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Они уже не просто придумывают поделки, но и дополняют выдуманное различными деталями. Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность. Так, при изготовлении летающих браслетиков дети узнали, что первые браслеты появились более 2,5 лет назад. Изначально их плели из кожи и коры деревьев, затем стали делать  из кости, камня и металла. Наши ребятки предложили сделать летающие браслетики в виде насекомых. По шаблону вырезали детали, украсили стразами, наклеили на картон, степлером прикрепили липучки. Все, необычное украшение готово. Хочешь сам носи, а хочешь- подари другу или мамочке любимой!

    В гости дружно мы идем

    И подарочки несем!

    Вот для всех аксессуары,

    Рассчитайся-ка по парам.

    Есть браслеты для руки:

    Всех мальчишек ждут жуки,

    И девчонки не зевают,

    Бабочек все выбирают.

         К концу старшей группы  дети уже  хорошо знают, что они хотят сделать, следуют к своей цели, преодолевая препятствия, становятся  способным изображать всё, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут  использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать усложненные  композиции. Это отразилось при создании композиции «Жили у бабуси…». Дети скопировали и вырезали из картона детали бабуси и гусей, склеили их между собой. С помощью шнурков соорудили лапки, с обратной стороны прикрепили деревянные шпажки. Вот и кукольный театр готов!

     В подготовительной группе мы перешли к  творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. Огромный восторг у детей вызвало изготовление очень необычной поделки «Привидение идет на вечеринку». Здесь использовались различные виды бумаги (картон, калька, гофрированный картон). Работа была сложная, но очень увлекательная.

                Сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.  

               Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей  мы провели консультации по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей  родители могли видеть на выставках нашего кружка. Дети и  взрослые видели плоды своей деятельности, что  давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.

    Организация работы по начальному техническому моделированию с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из бумаги, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества  в игровой, театральной деятельности в группе.

    В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством начального технического моделирования, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом  в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество,  развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать  свою точку зрения на окружающую действительность.

    “Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”.

    В.А. Сухомлинский

    Начальное техническое моделирование как предмет имеющий свои специфические особенности.

    Евдокимова А.В.

    В первую очередь к ним нужно отнести практическую направленность начального технического моделирования, проявляющуюся уже в дошкольном возрасте. Она выражается и в содержании, и в организации процесса обучения, когда все необходимые знания и умения дети получают непосредственно в практической творческой деятельности.

    В каждодневной окружающей нас жизни “творчество” - есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключается йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

    Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

    Поэтому идеи о том, что творческие способности существуют только в развитии, воспитание в личности таких качеств, как самостоятельность, инициатива остаются актуальными.

    Для детей возможность раскрытия своего творческого потенциала, своего внутреннего мира, самореализации происходит в дополнительном образовании, в творческих мастерских и объединениях. Творчество здесь является основой и фундаментом каждой формирующейся личности.

    Это является главной целью и моей профессиональной деятельности.

    Чтобы стимулировать творческую активность детей, необходимы специальные условия, которые можно создать на занятии путем расширения видов и форм работы детей.

    При умелом подходе к выполнению программного материала можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. Интересен в этом отношении раздел программы “Конструирование из бумаги”. Ведь приобретаемый по этому разделу опыт складывается у дошкольников, в основном, в практической деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то же время разнообразен. Детей привлекает и вдохновляет видимость и доступность материала, возможность воплощения идей и мыслей, задуманного плана и реальный и видимый результат труда.

    С азами оригами - искусства складывать из бумаги, знакомы почти все. Кто, с детства не пускал лодочки или самолетики? Обычно дальше этих несложных поделок дело не идет. Так традиционно и считается, что из листка бумаги можно сложить полтора два десятка изделий, и только немногие знают, что современное оригами – обширная область творчества, постоянно развивающаяся.

    Родиной оригами по праву считается Япония. Сам термин “оригами” в переводе с японского и означает сложенная бумага. Сейчас в мире существует двадцать шесть стран, где открыты Центры оригами. Проводятся встречи, слеты, конференции, издается периодика, печатаются статьи. Словом, современная оригамистика производит впечатление маленькой научной области, открытой для всех желающих. Эта открытость и является главной составляющей успеха. Ведь в отличие от пения или рисования работать с бумагой, складывать ее, могут практически все.

    Оригами привлекает детей, оно похоже на фокус, когда из пустого цилиндра вылетает голубь или выпрыгивает кролик. Именно такое впечатление возникает при чудесных трансформациях плоского листа. Оригами прекрасно развивает тонкую моторику пальцев, пространственное воображение, аккуратность в работе, умение читать чертежи, чувство прекрасного.

     Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок. При первом знакомстве обучаю дошкольников самостоятельно вырезать квадрат, так как большинство поделок создают из бумаги квадратной формы. При объяснении использую демонстрационное пособие:

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1878.gif  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1879.gif

    Рис. 1

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1880.gif  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1881.gif

    Для изготовления поделок необходимо делить квадрат на части:

    Рис.2

    Используя такие виды сгибания, можно сделать простейшие поделки: рыбы, бабочки, лодочки, головастика.

    В начале обучения используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

    После этого можно детей познакомить с простейшими чертежами, научить читать их и работать по чертежам самостоятельно.

    Рыбка-скалярия

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1882.gif  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1883.gifhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513293/Image1884.gif

    Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания, для одной поделки берутся два квадрата разного цвета (снегирь).

    Таблица усложнения приемов оригами

    Приемы складывания

    Заготовки

    1. Складывание заготовки пополам по диагонали.

    Лягушка, курочка, рыбки

    2. Сгибание по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу.

    Пингвин, гусь, синичка

    3. Сгибание по диагонали дважды.

    Дом, рыбка скалярия, бабочка

    4. Складывание вдоль и поперек, вкладывание боков.

    Маска зайца, жаба

    5. Сгибание углов и сторон к середине.

    Попутай

    6. Отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед.

    Лиса, собака

    7. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны.

    Кошка, тюльпан

    Когда ребята освоят приемы сгибания, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут приобрести свою поделку.

    При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

    Затем работа усложняется.

    Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.

    Все изготовляемые поделки можно поделить на следующие группы:

    1. Разнообразные животные мира;
    2. Конструирование цветов растительного мира;
    3. Конструирование домов и транспорта;
    4. Тематические композиции.

    Руководствуясь гуманистическими принципами, работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов в области народных до творческой самореализации.

    Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

    Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”: 

    • “забываю” как складывается бумажная игрушка;
    • “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
    • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

    В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е.С.Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

    • сторона квадрата – “сестра”,
    • угол – “брат”,
    • диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т.д.

    Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…”

    Практикую технологию мастерских, направленную на создание благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся. Механизм реализации данной технологии – использование проблемного подхода, поисковых и

    диагностических методов. Воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом.

    В своей деятельности практикую метод творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Отдаю предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей.

    Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

    1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”);
    2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;
    3. Уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться);
    4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;
    5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;
    6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

    Использование искусства оригами в начальном техническом моделировании помогает мне как педагогу в воспитании всесторонне развитой личности ребёнка.

    На занятии обучающийся проявляет своё “я”. Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей небольшой группы один - два ребенка пытаются сложить что-то свое, это уже неплохо – соотношение явно больше, чем между исполнителями и сочинителями музыки.

    Занятия оригами проводятся, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), русского языка (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтение (сочинение небольших стихотворений к поделкам). Для малышей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей.

    В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки.

    Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся оригами, вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.

    И последний довод в пользу оригами – его относительная дешевизна. Ведь, кроме квадратика бумаги, для занятий оригами практически ничего не требуется.

    Влияние бумаги на развитие творческих способностей дошкольников.

    Максакова Ю.Л.

    Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

    Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

    Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают воспитанников. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

     В процессе работы с этим материалам воспитанники познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях.

    «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    (В. А. Сухомлинский)

    В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

    Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

    Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

    Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

    Ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

    Обрывная аппликация.

    Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

    Модульная аппликация (мозаика).

    При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

    Симметричная аппликация.

    Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

    Накладная аппликация.

    Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

    Ленточная аппликация.

    Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

    Силуэтная аппликация.

    Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

    Торцевание

    Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

    Квиллинг

    Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

    Оригами.

    Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

    Аппликация из салфеток

    Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

    Гофрированная бумага

    Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

    Опыт работы детского сада с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Физическое развитие».

    В статье предложен опыт работы детского  сада с детьми дошкольного возраста, с особенностями здоровья ( бронхиальная астма,  целиакия, различные формы аллергии)  по образ...

    Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

    Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

    Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста».

    Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста»....

    Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

    Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

    Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....