НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гусева Ирина Александровна

НОД шахматно-задачной технологии 2-го года обучения по методике И.Г. Сухина - "Шахматная нотация": 4, 5 занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_notatsiya_4_zanyatie.docx26.89 КБ
Файл shahmatnaya_notatsiya_5_zanyatie.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95»

«Шахматная нотация»

4 занятие 2-го года обучения 

детей 6-7 лет

шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина:

обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей.

Разработала:

Гусева Ирина Александровна.

Ярославль

2018

Цель: знакомство с шахматной нотацией, реализация  активности детей посредством дидактических  игр и упражнений.

Задачи.

  1. Обучающие.
  1. Познакомить с обозначением полей, горизонталей, вертикалей, диагоналей шахматной доски.
  2. Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по цифровому и буквенному обозначению её полей, горизонталей, вертикалей, диагоналей на основе словесного и зрительного восприятия; самостоятельно давать им обозначение.
  3. Развивать умение читать диаграммы, символы, условные обозначения.
  4. Учить соотносить обозначенное поле с фигурой, занимаемой его в начальном положении; определять диагональ, на которой расположено поле.
  1. Развивающие.
  1. Развивать способность действовать в уме.
  2. Развивать логическое мышление, операции мышления, быстроту реакции, внимание.
  3. Развивать предпосылки УУД (на протяжении всей деятельности):
  • умение действовать при выполнении познавательной задачи;
  • умение моделировать ситуацию;
  • умение фиксировать достижение результата;
  • умение оценивать результат деятельности;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • умение организовывать  свою самостоятельную деятельность.

  1. Воспитательные.
  1. Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей.
  2. Способствовать поддержанию интереса к интеллектуальному досугу.

Методы и приёмы.

Наглядные:

  • показ и демонстрация;
  • рассматривание;
  • сравнение;
  • зрительное обследование.

Словесные:

  • объяснение, уточнение, указание;
  • инструкция;
  • вопросы (открытого типа, уточняющие и др.).

Практические и игровые:

  • практическое упражнение;
  • дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

  • шахматные доски,
  • шахматные фигуры,
  • демонстрационная шахматная доска, фигуры,
  • цветные полоски бумаги,
  • чёрные и белые квадраты,
  • кубики с точками,
  • камни марблс 3-х цветов,
  • магниты,
  • мультимедиа аппаратура,
  • рабочие тетради 2-го года обучения.

Ход совместной деятельности

Повторение пройденного материала.

Дети вместе с педагогом вспоминают шахматную легенду.  Педагог читает начало предложения (в хаотичном порядке), дети заканчивают мысль.

Затем, на экране появляются портреты знакомых детям людей (писателей, композиторов, художников, шахматистов). Если среди прочих дети узнают шахматиста, хлопают в ладоши и называют его.

Изложение нового материала. Дидактические игры и упражнения.

Обратите внимание на цифры и буквы на шахматной доске. Как вы думаете, для чего они нужны?

Горизонтальные линии шахматной доски обозначают цифрами. Сколько цифр? Почему? (8, потому что 8 горизонталей.)

  • Дидактическое упражнение «Прятки» (горизонталь).

У каждого ребёнка цветная полоска бумаги, имеющая размер одной горизонтали/вертикали.

Я предлагаю вам поиграть.  Вы будете прятать горизонтали, наложив полоску бумаги на ту, которую я назову.  Спрячьте:

  • 3-ю горизонталь,
  • горизонталь, которая расположена между 8-ой и 6-ой,
  • горизонталь, которая расположена перед 7-ой и т.п.

Молодцы!

Теперь посмотрите на буквы. Что они обозначают? (Вертикали.)

Педагог показывает и произносит правильное название вертикалей, предлагает детям заучить стихотворение.

Мы сидели на крыльце,

Повторяли – а, бэ, цэ.

А потом спросили: «Где

Буква дэ и буква е?»

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем – эф, жэ, аш.  

  • Дидактическое упражнение «Прятки» (вертикаль).

После этого, на демонстрационной доске педагог «прячет» разные горизонтали и вертикали. Дети называют горизонталь или вертикаль (горизонталь 4, вертикаль b и т.д.).

Затем педагог задаёт вопросы.

  • Какие фигуры в начальном положении стоят на 2-ой (7-ой) горизонтали?
  • Чёрные пешки стоят на… (7-ой горизонтали).
  • Какие фигуры стоят на вертикали с, а и т.д.

Каждое поле тоже имеет своё обозначение, свой адрес, который состоит из буквы и цифры. Дети рассматривают диаграмму на стр. 8 тетради.

  • Дидактическая игра «Чёрно-белые».

У каждого ребёнка – белый и чёрный квадраты. Педагог называет любое поле. Дети поднимают квадрат того цвета, который соответствует цвету названного поля.

  • Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Дети играют в парах на шахматной доске, один ребёнок белыми фигурами, другой – чёрными. Педагог называет любое поле. Кто быстрее найдёт его и поставит фигуру своего цвета, тот забирает фигуру соперника. Выигрывает тот, у кого после 10 ходов наибольшее количество фигур соперника.

У диагоналей тоже есть обозначения. Диагонали называют по крайним полям.

Педагог выкладывает магниты на диагональ, называет её.

  • Дидактическая игра «Дорожки».

Дети с помощью камней разных цветов выкладывают дорожки  на шахматных досках по обозначению педагогом диагоналей – а4-е8; h2-b8; самая длинная чёрная диагональ.

После этого дети разделяются на пары, каждый самостоятельно выкладывает 3 дорожки-диагонали и называет «адреса» дорожек напарника.

 

Самостоятельные игры в группе.

Дети разбиваются на группы и играют в шахматные ходилки.

  • Дидактическая игра «Шахматные ходилки». (Разработана Никитиной В.А., педагогом МДОУ «Детский сад №95».)

Дети выбирают по фигуре-фишке, встают на старт – а1. Поочерёдно кидают кубик с точками, перемещаясь по горизонталям «змейкой» на то количество полей, которое соответствует количеству точек на кубике.

Остановившись на поле, называют его «адрес» и «адрес» диагонали, на которой находится данное поле. На 1-ой и 8-ой горизонталях называют фигуру, которое занимает данное поле в начальном положении.

Если ребёнок отвечает неверно, педагог даёт правильный ответ, а ребёнок делает ход назад на одно поле.

Выигрывает тот, кто быстрее достигнет финиша – а8.

Сегодня мы с вами познакомились с обозначением горизонталей, вертикалей, диагоналей и полей. Шахматисты называют это – шахматной нотацией, она нужна для записи партии или позиции. Но это ещё не все обозначения… На следующем занятии мы продолжим знакомиться с шахматной нотацией.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95»

«Шахматная нотация»

5 занятие 2-го года обучения 

детей 6-7 лет

шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина:

обозначение шахматных фигур.

Разработала:

Гусева Ирина Александровна.

Ярославль

2018

Цель: знакомство с шахматной нотацией, реализация  активности детей посредством дидактических  игр и упражнений.

Задачи.

  1. Обучающие.
  1. Познакомить с обозначением шахматных фигур.
  2. Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по цифровому и буквенному обозначению поля и фигуры на основе словесного и зрительного восприятия.
  3. Учить пользоваться шахматной нотацией, обозначающей запись позиций фигур, составлять запись начального положения.
  4. Развивать умение читать  символы, условные обозначения.

  1. Развивающие.
  1. Развивать способность действовать в уме.
  2. Развивать логическое мышление, операции мышления, быстроту реакции, внимание, память, ориентировку в пространстве.
  3. Развивать предпосылки УУД (на протяжении всей деятельности):
  • умение действовать при выполнении познавательной задачи;
  • умение моделировать ситуацию;
  • умение фиксировать достижение результата;
  • умение оценивать результат деятельности;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • умение организовывать  свою самостоятельную деятельность.

  1. Воспитательные.
  1. Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей, выполнять индивидуальные задания, требующие сосредоточенности.
  2. Способствовать поддержанию интереса к интеллектуальному досугу.

Методы и приёмы.

Наглядные:

  • показ и демонстрация;
  • рассматривание;
  • сравнение;
  • зрительное обследование.

Словесные:

  • объяснение, уточнение, указание;
  • инструкция;
  • вопросы (открытого типа, уточняющие и др.).

Практические и игровые:

  • практическое упражнение;
  • дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

  • шахматные доски,
  • шахматные фигуры,
  • демонстрационная шахматная доска, фигуры,
  • напольная версия шахматной доски,
  • карандаши, тетради в клетку,
  • карточки с условным обозначением фигур (буквы),
  • карточки с изображением шахматных фигур (по 5 карточек каждой фигуры каждому ребёнку), индивидуальные карточки с записанными в строку начальными буквами фигур в повторяющейся последовательности,
  • рабочие тетради 2-го года обучения.

Ход совместной деятельности

Повторение пройденного материала.

Дети заходят в группу, где уже подготовлена напольная шахматная доска.

Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с обозначениями горизонталей, вертикалей, диагоналей и полей. Предлагаю вам вспомнить их в интересной игре.

  • Дидактическая игра «Кто быстрее?»
  • Педагог называет любое поле, ребёнок, который первым его обнаружил, занимает его на напольной версии шахматной доски и получает шахматную фигуру. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фигур.
  • Затем каждый ребёнок берёт по одной фигуре. Педагог называет поля в хаотичном порядке. Ребёнок занимает поле «своей фигуры», если услышал его обозначение.
  • Игровые действия по сигналу педагога: девочки занимают 3-ю горизонталь, мальчики – 5-ую; девочки – вертикаль с, мальчики –е; девочки выстраиваются на самую длинную белую диагональ, мальчики – чёрную и т.п.

Изложение нового материала. Дидактические игры и упражнения.

Вы уже знаете, что все элементы шахматной доски имеют своё обозначение, но игра невозможна без… фигур. Чтобы записывать и читать шахматную нотацию, необходимо знать и их обозначение.

Педагог объясняет детям, что фигуры обозначаются по их первым буквам. Предлагает самостоятельно назвать первые буквы фигур. Вместе приходят к заключению, что у коня и короля первая буква – К. Поэтому короля принято обозначать двумя буквами – Кр.

Дети открывают тетради 2-го года обучения на стр. 9, рассматривают обозначения фигур.

  • Дидактическое упражнение «Буквы».

Педагог пишет на доске буквы, дети поднимают указанные фигуры.

Затем наоборот, педагог выкладывает на доске шахматные фигуры, дети записывают первые буквы. В конце задания проверяют правильность его выполнения: КрпФСККЛЛКрЛ…

  • Дидактическое упражнение «Условное начальное положение».

У каждого ребёнка карточки с изображением начальных букв фигур (по количеству белых и чёрных фигур). Задача – разложить карточки на места фигур в начальном положении, чьё обозначение изображено на карточке.

  • Дидактическое упражнение «Шахматные бусы».

У каждого ребёнка  по 5  карточек с изображением фигур (5 слонов, 5 ферзей и т.д.). Педагог раздаёт детям индивидуальные с записью цепочки начальных букв фигур» (пФКпСпФКпС..., КрКССпКРКССп и т.п.). Дети «собирают шахматные бусы», продолжая и сохраняя последовательность расположения фигур.

  • Дидактическая игра «Расставь фигуры».

Педагог предлагает расставить фигуры на поля доски, пользуясь шахматной нотацией, заранее записанной на доске:

Ка4

Сf5

Фd8 и т.д.

Выигрывает тот, кто раньше других правильно расставит фигуры.

Сегодня мы с вами познакомились с обозначением шахматных фигур и уже умеем пользоваться записью позиций. Как она называется?

На следующем занятии мы продолжим знакомиться с шахматной нотацией и попробуем записать партию, как настоящие шахматисты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название бер...

Презентация к занятию по шахматам "Шахматная нотация"

Презентация- неотъемлемый помощник педагога при ознакомлении детей с новым материалом. Этот материал будет полезен педагонам, реализующим шахматное образование....

Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко...

Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.Процесс обучения а...

Шахматная нотация в стихах

Шахматная нотация в стихах...

"Шахматная нотация"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Мои первые шахматы"...