ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Не до скуки, на все руки» (Подготовительная группа)
проект (подготовительная группа) на тему

Авраменко Светлана Викторовна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА

 «Не до скуки, на все руки»

(Подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivoe_planirovanie_kruzhka.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области

«СОГЛАСОВАНО»                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                     заведующий МБДОУ д/с 4            

                                                                       ______________ С.Д Титова

«____»_____________2017                          «____»__________________2017        

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА

 «Не до скуки, на все руки»

(Подготовительная группа)

        

                                                           Руководитель: Педагог доп. образования

                                                           Авраменко С.В

                                

2017-2018 г.г.  

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт кружка  «Не до скуки , на се руки» (стр.3)

2. Пояснительная записка (стр. 5)

3. Цель кружка. Задачи кружка. (стр.7)

4. Условия реализации кружка (стр. 8)

5. Учебно-тематический план 1 года обучения (стр. 9)

6. Содержание (стр.10)

7. Календарно-тематический план 1 года работы кружка (стр.12)

8. Рекомендации по проведению занятий  и  методическое обеспечение кружка. (стр.13)

9.Оценка результатов (стр.15)

10. Литература (стр.16)

 

                         

Паспорт кружка

                 образования  «не до скуки, на все руки»

Наименование программы

«Не до скуки, на все руки»

Составитель

программы

воспитатель

Авраменко Светлана Викторовна

Координатор программы

Администрация детского сада

Цель

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи курса

- учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

- развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности детей старшего дошкольного возраста;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

1 год

Основные разделы программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель кружка.
  3. Задачи.
  4. Особенности построения курса.
  5.  Условия реализации программы кружка .
  6.  Содержание кружка.
  7. Учебно-тематический план.
  8. Требования к ЗУН  при работе в кружке.
  9. Методические рекомендации по проведению занятий.
  10.  Оценка результатов работы.
  11.  Библиография.

( Направление деятельности: художественно-эстетическое  

Уровень освоения: долгосрочная

Тип программы:  модифицированная

Возрастной диапазон:  дошкольный возраст (от 5  до 7  лет)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дошкольного  образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Актуальность.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей  до школьного возраста предоставляет образовательная деятельность на занятиях в группе с воспитателем. Однако, этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора.  Уже в детском саду дети пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии.  Дети фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программное обеспечение кружка «Не до скуки, на все руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

            Цель :

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

                                   

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

        1 год обучения

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный»

7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани.

8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.

Развивающие

1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память

Воспитательные

1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Для занятий  объединяются группы детей, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для детей  объектов труда.

Содержание представлено различными видами творческой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, поделок, различных полезных предметов для садика и дома.

По каждому виду творчества программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание  разделено по видам обрабатываемых материалов.

             

Условия реализации :

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 -7 лет, на 1 год обучения: 36 часов в год, 1 раз в неделю по 1часу.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 8-12 человек.

                             

                          Предполагаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

 знать: 

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь: 

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             Раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие

        1

       1

2

       2

Работа  с бумагой и картоном с использованием природного материала.

        1

       7

8

3

 Работа с  бросовым материалом.

        2

       7

          9

4

Работа с тканью и кожей.

        1

       3

          4

5

Работа с пластилином. Работа с соленым тестом.

        1

       7

8

6

Маленькие подарки своими руками

       

5

5

        6

      30

Итого

36

Содержание программы  1 года обучения   (36 часов)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы педагога и воспитанников по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия дети под руководством педагога составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1.Вводное занятие  (2 часа). 

Теория- 1 час 

  • Требования к поведению учащихся во время занятия. Беседа.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа.
  • Соблюдение правил по технике безопасности. Беседа.
  • «Из истории происхождения  ножниц». Беседа.

Практика- 1 час

         Выполнение техники вырезания фигур различной конфигурации.  

2.Работа с бумагой и картоном с использованием природного материала «Учимся у природы» (8 часов).

Теория – 1 час

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

Практика – 7 часов

  • Конструируем из природного материала и пластилина (1час).
  • Мозаика из семян на пластилиновой основе; Аппликация из листьев; Художественное конструирование из природного материала. (3 часа)
  • Складывание полоски и прямоугольника; Оригами; Аппликация из кругов. (3 часа)

3. Работа с  бросовым материалом( рожки, семечки, фантики,пластик и т.д. (9 часов).

Теория – 2 часа

  • -Беседа «Вторая жизнь вещей» 1 час
  • Изучение свойств разных материалов– 1 час

Практика –  7часов

  • Конструирование елочных игрушек для поселковой елки – 3 часа.
  • Изготовление новогодних открыток  - 2 часа.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок  –2 часа.

4.Работа с тканью «Шьем, плетем»(4 часа).

Теория – 1 час

  • Приемы выполнения швов « через край», «петельный» - 1 час.

Практика – 3 часа.

  • Плетение в три пряди – 1 час.
  • Аппликация с использованием «косичек» – 1 час.
  • Пришиваем пуговицы 1 час.

5.Работа с пластилином и соленым тестом, гофрированной бумагой (8 часов).

Теория- 1 час

  • Рассказ о тесте и пластилине.

Практика – 7 часов

  • Рисуем жгутиками из пластилина – 2 часа.
  • Лепка животных - 2 часа.
  • Игрушки из скрученных бумажных полосок – 3 часа.

    6.Конструируем из разных материалов (5 часов).

       Практика – 5 часов

  • Геометрическая мозаика - 2 часа.
  • Урок - фантазия– 2 часа .  Выставка работ. Подведение итогов. 1 час.

             

  Календарно-тематический план 1 года обучения

дата

№ п/п

             Наименование

             Раздела

Теория

Практика

Всего часов

05.09.17-12.09.17

1

Вводное занятие

       1

      1

2

19.09.17-7.11.17

     2  

Работа  с бумагой и картоном с использованием природного материала

        1

      7

8

14.11.17-16.01.18

3

Работа с  бросовым материалом.

        2

       7

9

23.01.18.-13.02.18

4

Работа с тканью и кожей.

        1

       3

       

4

20.02.18-10.04.18

5

Работа с пластилином и соленым тестом

        1

       7

8

17.04.18-29.05.18

6

Конструируем из разных материалов

5

5

        6

30

Итого

36

Рекомендации по проведению занятий  и  методическое

обеспечение программы.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи педагога.

Желательно около половины времени занятия отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребенок  вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела.  Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.  Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом,  для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор  рабочих  инструментов: ножницы, иглы,  линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал:  ткань, мех, нитки, пуговицы,  цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры,  
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок .

    Методы

         Приемы

Объяснительно-

иллюстративные  

                   

Рассказ, показ, беседа

   Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

                                         Ожидаемые результаты.

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.
  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала ,  повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе детского сада, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

                         

                                     

                              Литература для педагога:

  • Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
  • Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
  • Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по изо для средней, старшей и подготовительной группы

Планы разработаны с опорой на методические материалы  Т.Н.Дороновой "Природа, искусство и изобразительная деятельность детей" (по программе "Радуга"), "Занятия по изобразительной деятельности в д...

План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа

План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа...

Как сделать петушка из соленого теста своими руками подготовительная группа.

Для изготовления петушка нам понадобится: -Тесто для лепки,-шаблон петушка;-картон черного цвета;-краски и кисточка;-вода в стаканчике;-стека;-коктейльная трубочка или зубачистка...

Конспект итогового события по теме недели «Здоровье детей в наших руках» Подготовительная группа.

Конспект итогового события по теме недели«Здоровье детей в наших руках»Подготовительная группа....

Конспект мастер-класса для детей "Кукла своими руками"(подготовительная группа)

С давних времён кукла была традиционной игрушкой русского народа.Данный мастер-класс позволяет повысить интерес к народным традициям ,расширить знания детей о народной кукле....

Проект сказка своими руками подготовительной группы с ТНР

laquo;Сказка своими руками» осуществлялся, как увлекательный игровой, с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволил развить в еди...

Рабочая программа занятий творческой группы "Чудеса своими руками" подготовительная группа

В программе можно найти: пояснительную записку, цели и задачи, возрастные особенности, целевые ориентиры, планируемые результаты, перспективный план....