что такое восприятие?
учебно-методический материал на тему

Шишова Анастасия Андреевна

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dkr_2.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

                         Введение.

   Наше представление мира стабильно, он состоит из определенных материальных элементов: камень – это камень, дерево – это дерево, и т.д.. Мы думаем, что по-другому быть не может, однако подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Для одних животных реальность состоит из запахов, большей частью нам неизвестных, для других – из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид имеет рецепторы, позволяющие организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, то есть у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

   Окружающая среда постоянно посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь малую часть. Человеческое ухо не способно улавливать  слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки слышат собаки, дельфины или летучие мыши. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн – от самых коротких (гамма лучей) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к не большому участку спектра, занимающее промежуточное положение к «видимому свету». Какой бы нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково бы было наше видение мира, если бы наши глаза улавливали рентгеновские лучи, и мы видели насквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой мозг понадобится нам, для того что бы воспринимать окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов.      

   Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

    Восприятие тесно связано с ощущением. Ощущение – чувственное отображение объективной реальности. Понятие «ощущение и восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Опираясь на совместную работу органов чувств. Происходит синтез отдельных ощущений. Например, воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения, присоединяя к ним и наши знания об этом предмете. Лишь в результате такого синтеза изолированные ощущения преобразуются в целостное восприятие. Процесс восприятия протекает с другими, более сложными, психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (проговариваем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (произвольно организуем процесс восприятия).

   Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание то, что в данный момент воздействует на нас. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа – зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), обонятельное и вкусовое.

 

                  Понятие о восприятии.

    Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

    Мы воспринимаем игровые действия футболистов, которые в борьбе за мяч осуществляют задуманную ими тактическую комбинацию. Альпинист воспринимает предметы и пространственное отношение между ними, когда смотрит на открывшуюся его взору горную долину, видит находящиеся вблизи деревья и скалы. Студент воспринимает речь преподавателя, читающего лекцию.

   В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных и осязательных [1;137].

    Именно восприятие тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми  в дальнейшем оперируют внимание, память, эмоции, мышление. В зависимости от анализаторов  различают следующие виды восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, кинестезию, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предметов, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения). Первоначально деятельность человека  направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все что бы человек ни воспринимал в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.

                                             Виды восприятия.

   Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль. Различают зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное восприятие.

   Зрительное восприятие – форма восприятия. Включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

   Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер, и реализуется за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства. В нем происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной так же от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.

  Есть веские основания называть зрение основой сенсорной системы. Во-первых, это хорошо изученная система, что обусловлено методологическими техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет огромное значение, оно является источником важных знаний о предметах и среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, цвет и движение.

   Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующую роль зрения для человека может быть отчасти  доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

    Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа. В котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единицы. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра -  и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

    Эволюция уникального голосового аппарата человека, имеющего, сложную структуру мозга создала основу для возникновения единственной в своем роде формы звуковой коммуникации с использованием языка.

    Осязательное восприятие – один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной.

    Осязание – один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав , как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты. К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущения боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений. [2;208]

     Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения. Определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, гладкость, а так же способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

        Обонятельное восприятие – вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи. Пахучие вещества в виде газа, пара, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта. В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные и болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактильными в отличие от  смешанных,  раздражающих так же и другие рецепторы. Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк, предпринималось не мало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной  шкале.

    Для многих животных обоняние – жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

    Для человека обонятельная система менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида от нее не зависит. Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает не свежие продукты) и в поддержании чистоты  окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

       Вкусовое восприятие – восприятие свойств раздражителя, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций).

    Существование всего лишь четырех первичных вкусов, вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

    Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, то для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации. Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.

     Различают так же виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т. п. . Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно, оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях не правомерно.

    В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др. (Приложение 1).

                                 

                                       

                                   

                                          Свойства восприятия.

   Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить из них две группы: свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:

   Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

   Точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

   Полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

   Быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления

   Среди основных свойств восприятия выделяются: осмысленность, предметность, избирательность, структурность, обобщенность, константность и целостность восприятия.

   Предметность восприятия. Выражается в акте объективации – вынесение образа вовне. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

   Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

   Предметность восприятия играет большую роль в формировании самых перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

   Целостность восприятия. Восприятие всегда имеет целостный характер: получаемые в процессе восприятия конкретные образы предметов внешние явления отражаются в их целостности, в органической совокупности их свойств и качеств.

      Образы восприятия не механическая сумма частей или элементов, из которых состоит воспринимаемый предмет, а образ самого объекта во всей его целостности. С самого начала, с первого момента восприятия мы имеем дело сразу же, мгновенно с образом целостной вещи, а не создаем его путем суммирования элементов. Наоборот, расчленение образа на элементы – вторичный процесс, дополняющий целостное восприятие и идущий вслед за ним. Сперва мы видим дом, а затем уже различаем этажи и другие части строения. Сперва мы слышим мелодию во всей ее целостности, а затем уже выделяем составляющие аккорды и музыкальные тоны.

     Целостный характер восприятия обусловлен прирожденной нашему мозгу способностью видеть в воспринимаемом предмете то, что составляет его особенность как целого предмета, а затем уже выделять присущие ему элементы. Эта способность усовершенствовалась у человека в процессе труда: что бы трудиться, человеку приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда; но вместе с тем труд вынуждал человека усматривать в них и отдельные их части, что бы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности. Таким образом, развилось и усовершенствовалось способность дифференциации отдельных частей и элементов целостной вещи.[2;212]

     Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия существенного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, что бы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, что бы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношении составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное расхождении в транскрипции. Необходимо лишь, что бы при всех расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы «А» это будет две соединенные под углом наклонные линии с перекрестком посередине (Приложение 2).

    Целостность характера всегда обусловлена тем, что мы непосредственно воспринимаем в предмете обусловливающие эту целостность особенности, хотя не всегда можем определить, в чем они состоят. Так, мы сразу же и легко различаем на фотографии женское лицо от мужского и в то же время с трудом можем сказать, чем мы при этом руководствуемся.

     Благодаря целостному характеру восприятия мы всегда восполняем в   своем    восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета (Приложение 3).

     При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

    - тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

    - независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

    Указанные тенденции, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности выделены:

    Закон фигуры и фона – закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

    Закон транспозиции - закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

    Закон константности – суть закона заключается в том, что образ вещи стремиться к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

    Закон близости – заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

    Закон замыкания – заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

   Константность восприятия.   Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

    Значение константности очень велико. Не будь свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и  все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

   Таким образом, константность объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия – необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

    Осмысленность восприятия.  Образы восприятия всегда имеют четко выраженное определенное смысловое значение («я вижу дерево, море, дом, и т. д.»). мы всегда относим наблюдаемый предмет или явление к определенной группе или классу предметов, а не отображаем их в своем восприятии как нечто изолированное, не имеющее отношение к другим явлениям. Осмысленность восприятия достигается, прежде всего, тем, что, конкретный образ воспринимаемого явления мы тот час же обозначаем словами (чаще всего с помощью внутренней речи). Благодаря этому (поскольку слово всегда обобщает) мы видим в воспринимаемом предмете не изолированный предмет, а всегда представителя определенного вида или класса явлений.

     Процесс восприятия отличается большой сложностью. В него входят:

   1. Различные ощущения, образующие в совокупности более или менее сложный комплекс. Без ощущений не может быть восприятия. Однако восприятие нельзя рассматривать как простую сумму ощущений. Последние участвуют в процессе восприятия в связанном или взаимообусловленном виде, поскольку и свойства предметов, отражаемые в ощущениях, всегда взаимно связанны и обусловлены.

   2. Представления, сохранившиеся от прежнего опыта. Мы видели много предметов, подобных тому, который сейчас воспринимаем, видели их в разных положениях, с разных сторон, при различном освещении, на разном расстоянии – соответствующие представления, всплывая в памяти, включаются в процесс непосредственного восприятия данного предмета. В связи  с этим образ воспринимаемого предмета становится гораздо богаче по своему содержанию, чем непосредственные раздражители, действующие в данный момент на органы чувств. Зрительно мы видим только белизну снега, устилающего поле. Но к этому зрительному восприятию присоединяются всплывшие в памяти представления о его температуре, плотности и пластичности, то есть представления о тех особенностях снега, которые в данный момент не ощущаются, но которые ощущались раньше, когда мы брали снег  в руки, сжимали его в комок.

    3. Узнавание предметов и явлений. Характерной особенностью узнавания является отнесение воспринимаемого предмета к уже известному классу явлений. При взгляде на стадион мы отмечаем не только специфические особенности данного стадиона, но узнаем это сооружение именно как стадион, а не как театр, отмечая в своем восприятии те общие признаки, которые присущи всем стадионам. Узнавание основывается  на образовавшихся и закрепленных в     процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, в том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. В зависимости от характера и степени закрепленности этих связей различают общее и специфическое узнавание.

   Общее узнавание основывается на очень отвлеченных и обобщенных связях: большей частью они имеют характер подведения воспринимаемого объекта под известный род или вид. Часто общее узнавание характеризуется неясностью и неопределенностью, принимая форму чувства знакомости.

    Специфическое узнавание характеризуется более высокой степенью определенности, оно основано на очень прочных и обширных ассоциациях. Мы, например, не только отнесли в своем восприятии этого спортсмена к числу лыжников, но и узнали его определенную личность, со всеми его индивидуальными особенностями.

      4. Мышление. Восприятие всегда является процессом осмысленного     отражения предметов внешнего мира. В процессе восприятия участвуют следующие мыслительные операции:

     Анализ и синтез. В восприятии всегда происходит расчленение предмета на составные части, например при восприятии дерева, выделяются ствол, листья, ветви. Этот анализ осуществляется одновременно с синтезом: выделенные части объединяются в целостный образ дерева. Процесс восприятия, таким образом, связан с пониманием сущности предмета и взаимосвязи его частей.

     5. Речь. Так как первая сигнальная система у человека органически   связана  со второй сигнальной системой, каждое воспринимаемое явление всегда обозначается словами, хотя бы с помощью внутренней речи. Участие речи помогает отражать в восприятии предметы как часть общей системы мира, подводить воспринимаемое явление под общее родовое понятие (это – дерево, это – лыжник).

     Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесным образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

  Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения, так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (Приложение 4). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон в фигуру.

   Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на сетчатке. Необходим еще, какой то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той, же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно «уходит» в фон, перестает восприниматься.

    Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

    Обобщенность восприятия. Тесно связана с личным опытом человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой, к постижению реальности через призму индивидуального закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

    Структурность восприятия. Свойство восприятия человека  объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков.

     Избирательность восприятия. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга.

   Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.

   

 

                                               Заключение.

   Подведя итог, можно сделать вывод, что восприятие – это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, что бы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движение руки при осязании, движение глаза при зрительном восприятии, и т. п.). Кроме того, необходима активность и на максимальном уровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

   Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы: глаза, уши, нос, кожа и рот. Мы чувствительны так же к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

   Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках условий, в которых они выработались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной для нас  среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

   

                               Список литературы.

  1. Гамезо М. В. «атлас по психологии» - Информ – метод., пособие по курсу Г18 «Психология человека». – М.: педагогическое общество. Россия 2004г - 276с.
  2. Маклаков А. Г. «Общая психология» - М15 общая психология. – СПб.: Питер 2001г. - 592с.

3. www.grandars.ru

4. www.psyworld.info

5. http://ru.wikipedia.org

6.www.glazavezde.ru

7. Psinovo.ru

8. Libsib.ru

9. Ucheba-legko.ru

10. Psyznaika.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...