Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
статья на тему

развитие любознательности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_strokinoy_1.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких, как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. Отмечено, что любознательные дети более целеустремлены, трудолюбивы, настойчивы. Любознательность влияет на развитие ребенка. Она побуждает ребенка к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Любознательность дошкольника проявляется в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой ее развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями. Истоки любознательности заложены в окружающей действительности, но решающим в ее формировании является процесс воспитания и обучения. Следовательно, развитие любознательности должно выступать в качестве одной из важных задач современного дошкольного образования.

Проблема любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. «Любознательность – свойство личности как потребность в познании окружающего мира и самого себя. Любознательность проявляется у человека с первых лет жизни, когда ребенок воспринимает как открытие простые вещи, события» [4, с. 388]. Любознательность – это поиск, обнаружение и созидание чего-то нового, ранее неизведанного, активное добывание знания в отличие от их активного получения, умение находить в содержании изучаемых наук ответы на жизненно важные вопросы. Любознательность – это освоение нового и, одновременно, осуществление и самовыражение себя.

По мере усиления интереса к окружающему любознательность ребенка развивается, проявляясь в ежеминутных вопросах «что это?», «кто это?», «зачем?», «почему?». Любознательность подразумевает не просто наличие каких-либо знаний, но и добывание их для определенных практических целей. Задача взрослых не просто ответить ребенку на его вопросы, но и, понимая причину его интереса к тому или иному предмету или явлению, показать пути применения этих знаний.Если взрослые терпеливо и доброжелательно отвечают на вопросы ребенка, расширяют круг его интересов, делают свое общение с ребенком содержательным, это оказывает незаменимое воздействие не только на умственное, но и на нравственное развитие детей.Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это только кажется, потому что вдруг малыш начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ:

– Почему луна на землю не падает?

– Почему у собаки много ног, а у меня две?

– Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

– Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4-5 лет дети буквально засыпают взрослых подобными вопросами. Этот возраст называют иногда «возрастом почемучек». «Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему?» и «как?» [2].

Итак, любознательность – важное качество человека. Именно стремление познать то, что загадочно, заставляет почти любого, скажем, отправиться в далекую экспедицию, в далекое путешествие. Иными словами, наблюдается постоянное стремление увеличивать запас тех сведений, которыми располагает человечество. Ограниченность мира дошкольника несомненна. Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет его границы, вводит дошкольника в свой более сложный и богатый мир. Ум ребенка напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми дошкольник охотно делится со взрослыми. И главную роль в этом движении мысли играет любознательность.

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста весьма эффективно происходит в игровой деятельности. Игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.Длительные наблюдения за сюжетно-ролевыми играми дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: «Дом», «Магазин», «Детский сад», «Больница» и др.. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей.

Изучая возможности игры в развитии любознательности детей дошкольного возраста, нами было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад №55» г. о. Саранск. В нем участвовало 23ребенкавторой младшей группы (11 мальчиков и 12 девочек). На первом этапе исследования нами была поставлена цель– используя методику«Изучение уровня любознательности» (модифицированная методика Т. Г. Макеевой),выявить уровень развития любознательности дошкольников[6, с. 27-28].

Цель методики:Выявить уровень развития любознательности у дошкольника.

Используемый материал: Несколько обычных игрушек, текст сказки.

Проведение исследования. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Для оценки уровня развития любознательности у дошкольников нами использованы следующие критерии:

1) наличие попытки выявления мнения экспериментатора относительно «правильного» выбора;

2) предпочтение к прослушиванию сказки перед игрушками как менее привлекательными объектами внимания;

3) интерес к прослушиванию сказки как к источнику ценной информации.

На основе предложенных критериев были выделены уровни развития любознательности у дошкольников.

Высокий уровень. У дошкольника ярко выражена любознательность. Он настойчиво просит продолжения сказки, мотивируя свое желание тем, что ему очень интересно узнать, почему зайцы зимой белые шубки носят. После начала чтения сказки ребенок даже не смотрит на предложенные игрушки.

Средний уровень. Удошкольника любознательность развита средне. После предложенного выбора (игрушки или сказка) ребенок долго сомневается, оценивает привлекательность игрушек, пытается отгадать или тихонько спросить у экспериментатора: а что нужно выбрать? Наконец, его сомнения разрешаются в пользу сказки, и по ходу чтения к нему возвращается первоначальный интерес к сюжету.

Низкий уровень. Любознательность у дошкольника развита слабо. После предложенного выбора (игрушки или сказка) ребенок предпочитает поиграть с игрушками. Но игра его, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватится, то за другое.

Анализ полученных в ходе исследования данныхпоказал, что высокий уровень развития любознательности зафиксирован лишь у 3детей, средний уровень отмечен у 9 дошкольников, низкий – у 11 испытуемых.

Таким образом, у 48 % детей, участвовавших в исследовании, отмечен низкий уровень развития любознательности. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по улучшению показателей.Лучший способ решения этих проблем – игра, доминирующая в дошкольном возрасте и приносящая ребенку больше удовольствия, чем любая другая деятельность. Этим обосновывается использование нами в ходе дальнейшей работы серии игр, нацеленных на развитие любознательности у дошкольников.

Нами было проведено несколько игр: «Магазин», разработанная Е. В. Охрименко [5], «Что из чего сделано?», разработанная Л. В. Артемовой [1], «Увеличение – уменьшение», «Так бывает или нет?»,разработанные Н. В. Краснощековой[3].

В качестве примера рассмотрим игру «Что из чего сделано?» [3, с. 63-65].

Цель. Развивать любознательность детей, углубить представления дошкольников о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, бумаге, ткани и т.д. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Материал. Группы предметов повседневного употребления из разного материала: из резины – мяч, кукла, собачка, сапожки, шланг; из дерева – мебель, карандаш, игрушка, ручка, кисточка, щетка для обуви и одежды; из стекла – стакан, лампочка, ваза, аквариум, окно; из металла – ложка, вилка, кружка, ведро, таз, лейка, игрушка; из пластмассы – игрушка, лейка, бокал для кисточек, зубочистка; из ткани – предметы одежды, постельные принадлежности, шторы, скатерти, полотенца и т.д.

Правила игры. Называть признаки материалов, не повторяя уже названные. Умело обращаться с предметами.

Ход игры

Все предметы вперемешку лежат на столе. Им интересно, что дети о них знают. Дети, вероятнее всего, расскажут об их бытовом назначении. Предметы огорчены: «Мы-то вам служим, а вот из чего мы сделаны, вы поинтересовались?» Возможно, некоторые дети и скажут, из чего сделаны те или иные предметы. Вещи радуются, но не совсем удовлетворены ответами и начинают по очереди демонстрировать свои свойства. Для этого на отдельном столе воспитатель ставит один из наиболее типичных предметов какой-либо группы, например, стеклянную вазу, мяч и т.д. Предмет приглашает всех детей внимательно рассмотреть его и назвать свойства материала, из которого он сделан. Можно задать вопрос: «Чем я отличаюсь от предметов, которые сделаны из другого материала?» Так, стекло на вид прозрачное. Потом ваза предлагает детям потрогать ее. Дети узнают, что она гладкая, прохладная на ощупь. После этого ваза просит детей найти ее родственников, которые затерялись среди других предметов. (Детей должно быть чуть больше, чем стеклянных предметов.) Воспитатель должен проконтролировать, не взяли ли они лишних предметов. Наконец собрались все стеклянные предметы: «Что роднит нас?» Целесообразно описать их типичные свойства и сделать обобщение вместе с детьми. Но вот как бы нечаянно один хрупкий и ненужный предмет (перегоревшая лампочка) падает: «Что с нами происходит?» Дети убеждаются в хрупкости стекла и бережно переносят предметы на соседний стол.

К демонстративному столу спешит вприпрыжку мяч. Он смеется над стеклом: ему не страшны удары. Дети изучают его сначала визуально, а потом на ощупь, подбирают ему родственников. Выяснить еще одно свойство резиновых предметов поможет таз с водой: они не тонут и не промокают.

В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими (например, металлическая лейка тяжелее пластмассовой, металлическая мисочка тонет, а пластмассовая плавает и т.д.).

Примерные признаки стекла: прозрачное, твердое, гладкое, хрупкое, тонет, режет; дерева: непрозрачное, твердое, ломается, плавает; резины: гладкая, упругая, плавает, рвется; пластмассы: легкая, гладкая, хрупкая, но менее, чем стекло, пружинистая, плавает; металла: тяжелый, звонкий, непрозрачный, прочный, тонет.

В процессе проведения игр дошкольники стали более активны и любознательны. Они не боялись и не стеснялись давать ответы на вопросы и самим задавать их. Самые стеснительные дети стали эмоционально раскрываться, стала ярко проявляться их любознательность. Любимый и хорошо знакомый вид деятельности – игра –  позволил ненавязчиво и потому успешно развить любознательность детей, активизировать их познавательные интересы.

Таким образом, мы считаем, что, работая по развитию любознательности у детей, педагогу удастся реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая ребят от их основной деятельности – игры. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать, овладеют такими формами речи, как речь-доказательство, речь-рассуждение, попытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.

Литература

  1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для восп. дет. сада и род. / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
  2. Коробкина, О. Г. Развитие познавательной и исследовательской активности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр / О. Г. Коробкина, Е. А. Попова // http://festival.1september.ru
  3. Краснощекова,  Н. В.  Диагностика  и  развитие  личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 299 с.
  4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.
  5. Орхименко, Е. В. Научим детей играть / Е. В. Охрименко // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 4. – С. 56-59.
  6. Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева. – Ростов н / Д : Феникс, 2007. – 347 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Цель методической разработки: теоретико-методическое обеспечение формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.Задачи методической разработки:развитие творческого воображения д...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.Особенности развития коммуникативных способностей старших  дошкольников.Влияние игры на коммуникативные способности ста...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких, как общительность, уверенность в себе, инициативность и т...